СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласный звук [Й], буква "Й". Звуковой анализ слова "чайник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласный звук [Й], буква "Й". Звуковой анализ слова "чайник"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»

Задачи:

1. развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах

2. способствование развитию внимания и фонематического слуха

3. продолжение работы по звуковому анализу слова

4. формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели

5. развитие фонематического слуха

6. знакомство с буквой «Й»

7. формирование правильного захвата орудия письма

8. развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

Материалы и оборудование: предметные картинки(чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка); тетради, цветные карандаши; карточка с буквой «Й»(шрифт – черный); буквы – заготовки по количеству детей, мелкие предметы(по выбору педагога)

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. вводная часть

воспитатель проводит создание проблемной ситуации

Воспитатель: доброе утро, ребята. Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А, чтобы настроение было хорошим и веселым, как у этой девочки

на экране появляется картинка – девочка, у которой хорошее настроение

Воспитатель: давайте возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем доброго утра и чудесного настроения

II. организационный момент

Воспитатель: ребята, вы любите приключения?

ответ детей

Воспитатель: а вы хотели бы отправиться в путешествие?

ответ детей

Воспитатель: а куда бы вы отправились?

ответ детей

Воспитатель: сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете загадку

воспитатель загадывает загадку

Воспитатель:

За полями, за горами

Есть волшебная страна

В ней много разных испытаний

И чудес она полна

ответ детей: страна знаний

Воспитатель: совершенно верно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну – страну Знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний?

ответ детей

Воспитатель: где же она находится?

ответ детей

Воспитатель: а что такое знания?

ответ детей

Воспитатель: для чего нужны знания?

ответ детей

Воспитатель: да, конечно ребята, страной знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаем много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну, что ж, начнем прямо сейчас наше путешествие

упражнение проводится с мячом

проводится игровое упражнение «Антонимы»

Воспитатель: подберите противоположные по смыслу слова

дети подбирают противоположные по значению слова

Воспитатель: мокрый

ответ детей: сухой

Воспитатель: умный

ответ детей: глупый

Воспитатель: жадный

ответ детей: щедрый

Воспитатель: вязать

ответ детей: распускать

Воспитатель: ходить

ответ детей: стоять

проводится игра «Наоборот»

воспитатель читает детям стихотворение Д.Чиарди «Слова», дети в паузах подбирают подходящие по звучанию слова – антонимы(рифмы)

Воспитатель:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Воспитатель: скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

ответ детей: низко

Воспитатель: скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

ответ детей: близко

Воспитатель: скажу я слово «потолок», а ты ответишь…

ответ детей: пол

Воспитатель: скажу я слово «потерял», а скажешь ты...

ответ детей: нашел

Воспитатель: скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…

ответ детей: храбрец

Воспитатель: теперь «начало» я скажу – ну, отвечай…

ответ детей: конец

Воспитатель: давайте с вами поиграем, я загадываю, а вы отгадываете, о чем идет речь

воспитатель загадывает загадки, пословицы, поговорки – замечательный материал для игры в антонимы

Воспитатель:

Я – антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада

А зовут меня…

ответ детей: прохлада

Воспитатель:

Я – антоним к слову «лето»

В шубу снежную одета

Хоть люблю мороз сама

Потому что я…

ответ детей: зима

проводится игра «Колокольчики»

дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук, который они услышат в словах, произносимых педагогом: ручей, лентяй, чайник, яйцо, трамвай

Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой

проводится фонетическая зарядка

Воспитатель: как вскрикивают от испуга?

ответ детей: ой

Воспитатель: как вскрикивают от неожиданной боли?

ответ детей: ай

проводится игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: доскажи словечко

Воспитатель: что нам пели, угадай? Баю…

ответ детей: бай

Воспитатель: что за месяц, угадай? Месяц…

ответ детей: май

Воспитатель: что в стакане, угадай? Сладкий…

ответ детей: чай

Воспитатель: послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней

воспитатель произносит скороговорку

Воспитатель:

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей,

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей

Воспитатель: повторите скороговорку по кругу с постепенным убыстрением темпа

дети выполняют

Воспитатель: назовите, какой новый звук есть во всех словах: ручей, лентяй, чайник, яйцо, трамвай, чай, май?

ответ детей

Воспитатель: правильно, ребята. Мы сегодня узнаем все – все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры

Воспитатель: а давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как

воспитатель произносит звук: й – й – й

Воспитатель: давайте вместе произнесем

воспитатель и дети произносят: й – й – й

проводится анализ звука [й]

Воспитатель: ребята, а как вы думаете звук [й] можно пропеть?

ответ детей: [Й] – согласный звук, произносить его нам помогают язык, зубы, губы в улыбке

Воспитатель: ребята, а как произносится звук [й]?

ответ детей: этот звук всегда произносится мягко

Воспитатель: [Й] – мягкий согласный звук, он не тянется. Произносить его нам помогают язык, зубы, губы в улыбке. Правильно, ребята. Молодцы

на экране появляются предметные картинки

воспитатель показывает детям предметные картинки, дети вместе с ним произносят и разбирают каждое слово, определяют местоположение звука в слове: чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка

Воспитатель: молодцы. Все задания выполнили. А сейчас я приглашаю вас на физкультминутку

проводится физкультминутка

Воспитатель:

Рано утром я встаю

дети потягиваются, приподнимаясь на носочках

Звонким голосом пою

Умываюсь, одеваюсь

дети имитируют соответствующие движения

И за дело принимаюсь,

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю

дети выполняют движения в соответствии с текстом

проводится звуковой анализ слова «чайник»

проводится работа в тетрадях

дети выполняют задание самостоятельно

воспитатель вызывает к мольберту ребенка

Воспитатель: кто хочет попробовать?

ответ детей

Воспитатель: давайте сосчитаем, сколько звуков в слове «чайник»

ответ детей

Воспитатель: какой первый звук?

ответ детей: ч – ч – ч – айник – первый звук [ч]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленым кружочком

последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: ч – а – а – а – йник – второй звук [а]. Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук [а] можно пропеть – это гласный звук, обозначаем красным кружочком

последовательно дети выделяют третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: ча – й – й – й – ник – третий звук [й]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленым кружочком

последовательно дети выделяют четвертый, пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: чай – н – н – н – ик – четвертый звук [н]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он твердо, обозначаем его синим кружочком

последовательно дети выделяют пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: чайн – и – и – и – к – пятый звук [и]. Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук [а] можно пропеть – это гласный звук, обозначаем его красным кружочком

последовательно дети выделяют шестой звук в слове

ответ детей: чайни – к – к – к – шестой звук [к]. Это согласный звук, так произносить его мешают губы и язык. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он твердо, обозначаем его синим кружочком

дети рисуют звуковую схему слова(рис.17) в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук у доски и зарисовывая его на схеме цветными мелками

дети делят слово «чайник» на слоги

Воспитатель: разделите слово «чайник» на слоги

ответ детей: чай – ник

Воспитатель: выделите на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой

дети выполняют

Воспитатель: а теперь немного отдохнем и поиграем в игру

проводится упражнение для большого пальца «Скакалочка»

дети – участники стоят в кругу, их руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы разведены в стороны – ими дети совершают круговые движения, как бы «крутят скакалочку» - сначала в одну, потом в другую сторону. Игра сопровождается четверостишием

воспитатель читает стихотворение

Воспитатель:

Как у нашей Аллочки

Новая скакалочка

Вертит быстро Аллочка

Ручки у скакалочки

проводится работу с предложением

проводится работа в тетрадях

дети придумывают предложение со словом «чайник» и «записывают» его графическую схему короткими черточками в тетради; по очереди работают у доски; анализируют предложение по плану:

- сколько слов в предложении;

- какое слово в предложении первое, как мы его обозначаем;

- назовите второе слово в предложении;

- какое слово следующее и т.д

Воспитатель: ребята, вы помните с каким звуком вы сегодня познакомились?

ответ детей

Воспитатель: ребята, звук [й] обозначается буквой [й]

проводится ознакомление с буквой «Й»

на экране появляется картинка – буква «Й»

воспитатель показывает детям букву «Й», сопровождая показ стихотворным описанием образа

Воспитатель:

Букву «Й» зовут «и кратким»,

Й как И в твоей тетрадке

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши

дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы в карточке

проводится игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов(по желанию детей)

проводится совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня: «Буквенный конструктор»

дети продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву – заготовку на четыре части(Й – две длинные, одна короче и еще одна совсем короткая палочки) и складывает в конверт

дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке

подводится итог занятия

Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием. Пора возвращаться в детский сад

воспитатель читает стихотворение

Воспитатель:

Покружились, покружились – в детский сад все возвратились

Воспитатель: что мы сегодня делали?

ответ детей

Воспитатель: где мы с вами побывали?

ответ детей

Воспитатель: понравилось ли вам в стране знаний?

ответ детей

Воспитатель: какие задания вам понравились больше?

ответ детей

Воспитатель: вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. Молодцы




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!