Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [й], буква «Й». Звуковой анализ слова «чайник»
Задачи:
1. развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах
2. способствование развитию внимания и фонематического слуха
3. продолжение работы по звуковому анализу слова
4. формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели
5. развитие фонематического слуха
6. знакомство с буквой «Й»
7. формирование правильного захвата орудия письма
8. развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги
Материалы и оборудование: предметные картинки(чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка); тетради, цветные карандаши; карточка с буквой «Й»(шрифт – черный); буквы – заготовки по количеству детей, мелкие предметы(по выбору педагога)
Ход непосредственно образовательной деятельности
I. вводная часть
воспитатель проводит создание проблемной ситуации
Воспитатель: доброе утро, ребята. Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А, чтобы настроение было хорошим и веселым, как у этой девочки
на экране появляется картинка – девочка, у которой хорошее настроение
Воспитатель: давайте возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем доброго утра и чудесного настроения
II. организационный момент
Воспитатель: ребята, вы любите приключения?
ответ детей
Воспитатель: а вы хотели бы отправиться в путешествие?
ответ детей
Воспитатель: а куда бы вы отправились?
ответ детей
Воспитатель: сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете загадку
воспитатель загадывает загадку
Воспитатель:
За полями, за горами
Есть волшебная страна
В ней много разных испытаний
И чудес она полна
ответ детей: страна знаний
Воспитатель: совершенно верно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну – страну Знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний?
ответ детей
Воспитатель: где же она находится?
ответ детей
Воспитатель: а что такое знания?
ответ детей
Воспитатель: для чего нужны знания?
ответ детей
Воспитатель: да, конечно ребята, страной знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаем много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну, что ж, начнем прямо сейчас наше путешествие
упражнение проводится с мячом
проводится игровое упражнение «Антонимы»
Воспитатель: подберите противоположные по смыслу слова
дети подбирают противоположные по значению слова
Воспитатель: мокрый
ответ детей: сухой
Воспитатель: умный
ответ детей: глупый
Воспитатель: жадный
ответ детей: щедрый
Воспитатель: вязать
ответ детей: распускать
Воспитатель: ходить
ответ детей: стоять
проводится игра «Наоборот»
воспитатель читает детям стихотворение Д.Чиарди «Слова», дети в паузах подбирают подходящие по звучанию слова – антонимы(рифмы)
Воспитатель:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Воспитатель: скажу я слово «высоко», а ты ответишь…
ответ детей: низко
Воспитатель: скажу я слово «далеко», а ты ответишь…
ответ детей: близко
Воспитатель: скажу я слово «потолок», а ты ответишь…
ответ детей: пол
Воспитатель: скажу я слово «потерял», а скажешь ты...
ответ детей: нашел
Воспитатель: скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…
ответ детей: храбрец
Воспитатель: теперь «начало» я скажу – ну, отвечай…
ответ детей: конец
Воспитатель: давайте с вами поиграем, я загадываю, а вы отгадываете, о чем идет речь
воспитатель загадывает загадки, пословицы, поговорки – замечательный материал для игры в антонимы
Воспитатель:
Я – антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада
А зовут меня…
ответ детей: прохлада
Воспитатель:
Я – антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета
Хоть люблю мороз сама
Потому что я…
ответ детей: зима
проводится игра «Колокольчики»
дети изображают колокольчики, которые звонят на каждый звонкий согласный звук, который они услышат в словах, произносимых педагогом: ручей, лентяй, чайник, яйцо, трамвай
Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой
проводится фонетическая зарядка
Воспитатель: как вскрикивают от испуга?
ответ детей: ой
Воспитатель: как вскрикивают от неожиданной боли?
ответ детей: ай
проводится игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: доскажи словечко
Воспитатель: что нам пели, угадай? Баю…
ответ детей: бай
Воспитатель: что за месяц, угадай? Месяц…
ответ детей: май
Воспитатель: что в стакане, угадай? Сладкий…
ответ детей: чай
Воспитатель: послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней
воспитатель произносит скороговорку
Воспитатель:
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей,
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей
Воспитатель: повторите скороговорку по кругу с постепенным убыстрением темпа
дети выполняют
Воспитатель: назовите, какой новый звук есть во всех словах: ручей, лентяй, чайник, яйцо, трамвай, чай, май?
ответ детей
Воспитатель: правильно, ребята. Мы сегодня узнаем все – все об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры
Воспитатель: а давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как
воспитатель произносит звук: й – й – й
Воспитатель: давайте вместе произнесем
воспитатель и дети произносят: й – й – й
проводится анализ звука [й]
Воспитатель: ребята, а как вы думаете звук [й] можно пропеть?
ответ детей: [Й] – согласный звук, произносить его нам помогают язык, зубы, губы в улыбке
Воспитатель: ребята, а как произносится звук [й]?
ответ детей: этот звук всегда произносится мягко
Воспитатель: [Й] – мягкий согласный звук, он не тянется. Произносить его нам помогают язык, зубы, губы в улыбке. Правильно, ребята. Молодцы
на экране появляются предметные картинки
воспитатель показывает детям предметные картинки, дети вместе с ним произносят и разбирают каждое слово, определяют местоположение звука в слове: чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка
Воспитатель: молодцы. Все задания выполнили. А сейчас я приглашаю вас на физкультминутку
проводится физкультминутка
Воспитатель:
Рано утром я встаю
дети потягиваются, приподнимаясь на носочках
Звонким голосом пою
Умываюсь, одеваюсь
дети имитируют соответствующие движения
И за дело принимаюсь,
Я колю, я пилю,
Я рисую, я играю
дети выполняют движения в соответствии с текстом
проводится звуковой анализ слова «чайник»
проводится работа в тетрадях
дети выполняют задание самостоятельно
воспитатель вызывает к мольберту ребенка
Воспитатель: кто хочет попробовать?
ответ детей
Воспитатель: давайте сосчитаем, сколько звуков в слове «чайник»
ответ детей
Воспитатель: какой первый звук?
ответ детей: ч – ч – ч – айник – первый звук [ч]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленым кружочком
последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове
ответ детей: ч – а – а – а – йник – второй звук [а]. Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук [а] можно пропеть – это гласный звук, обозначаем красным кружочком
последовательно дети выделяют третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове
ответ детей: ча – й – й – й – ник – третий звук [й]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленым кружочком
последовательно дети выделяют четвертый, пятый, шестой звуки в слове
ответ детей: чай – н – н – н – ик – четвертый звук [н]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он твердо, обозначаем его синим кружочком
последовательно дети выделяют пятый, шестой звуки в слове
ответ детей: чайн – и – и – и – к – пятый звук [и]. Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук [а] можно пропеть – это гласный звук, обозначаем его красным кружочком
последовательно дети выделяют шестой звук в слове
ответ детей: чайни – к – к – к – шестой звук [к]. Это согласный звук, так произносить его мешают губы и язык. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он твердо, обозначаем его синим кружочком
дети рисуют звуковую схему слова(рис.17) в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук у доски и зарисовывая его на схеме цветными мелками
дети делят слово «чайник» на слоги
Воспитатель: разделите слово «чайник» на слоги
ответ детей: чай – ник
Воспитатель: выделите на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой
дети выполняют
Воспитатель: а теперь немного отдохнем и поиграем в игру
проводится упражнение для большого пальца «Скакалочка»
дети – участники стоят в кругу, их руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы разведены в стороны – ими дети совершают круговые движения, как бы «крутят скакалочку» - сначала в одну, потом в другую сторону. Игра сопровождается четверостишием
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Как у нашей Аллочки
Новая скакалочка
Вертит быстро Аллочка
Ручки у скакалочки
проводится работу с предложением
проводится работа в тетрадях
дети придумывают предложение со словом «чайник» и «записывают» его графическую схему короткими черточками в тетради; по очереди работают у доски; анализируют предложение по плану:
- сколько слов в предложении;
- какое слово в предложении первое, как мы его обозначаем;
- назовите второе слово в предложении;
- какое слово следующее и т.д
Воспитатель: ребята, вы помните с каким звуком вы сегодня познакомились?
ответ детей
Воспитатель: ребята, звук [й] обозначается буквой [й]
проводится ознакомление с буквой «Й»
на экране появляется картинка – буква «Й»
воспитатель показывает детям букву «Й», сопровождая показ стихотворным описанием образа
Воспитатель:
Букву «Й» зовут «и кратким»,
Й как И в твоей тетрадке
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши
дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы в карточке
проводится игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов(по желанию детей)
проводится совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня: «Буквенный конструктор»
дети продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву – заготовку на четыре части(Й – две длинные, одна короче и еще одна совсем короткая палочки) и складывает в конверт
дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке
подводится итог занятия
Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием. Пора возвращаться в детский сад
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Покружились, покружились – в детский сад все возвратились
Воспитатель: что мы сегодня делали?
ответ детей
Воспитатель: где мы с вами побывали?
ответ детей
Воспитатель: понравилось ли вам в стране знаний?
ответ детей
Воспитатель: какие задания вам понравились больше?
ответ детей
Воспитатель: вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. Молодцы