Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему: «Составление и решение арифметических задач на сложение»
Программное содержание
1. продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение
2. упражнять в счете предметов по образцу
3. учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам
4. развивать внимание, память, логическое мышление
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Круги двух цветов, 9 картинок с изображением зайчиков, карточки с изображением зайца, медведя, ежа, лося, волка, лисы; сковороды, кастрюли, дуршлага, чайника, миски, ковша, пальто, шапки, брюк; кофты, свитера, комбинезона
Раздаточный материал. Листы бумаги, простые карандаши, рабочие тетради, листы бумаги с изображением двух домиков разного цвета и дорожек к ним разной длины и разного цвета, 2 полоски бумаги в клетку, карточки с цифрами
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. вводная часть(мотивационный, подготовительный этап)
Воспитатель: ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг
дети встают в круг
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Воспитатель: ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение у вас хорошее
Воспитатель: ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята. Для того чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста»
Воспитатель: поможем Незнайке?
ответ детей: да
дети продолжают стоять в кругу
проводится разминка
воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч
Воспитатель: какое сейчас время года?
ответ детей: зима
Воспитатель: назови соседей зимы
ответ детей: осень, весна
Воспитатель: назови зимние месяцы по порядку
ответ детей: декабрь, январь, февраль
Воспитатель: сколько дней в неделе?
ответ детей: 7
Воспитатель: какой первый день недели?
ответ детей: понедельник
Воспитатель: какой последний день недели?
ответ детей: воскресенье
Воспитатель: какой сегодня день недели?
ответ детей: вторник
Воспитатель: какой день недели был вчера?
ответ детей: понедельник
Воспитатель: какой день недели будет завтра?
ответ детей: среда
Воспитатель: скажите, с какого месяца начинается календарный год?
ответ детей: с января
Воспитатель: а каким месяцем год заканчивается?
ответ детей: декабрём
Воспитатель: сколько всего месяцев в году?
ответ детей: 12
Воспитатель: сколько всего времён года?
ответ детей: 4
Воспитатель: молодцы, хорошо отвечали. Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места
2. основная часть(содержательный, деятельный этап)
Воспитатель: итак первое наше с вами задание
проводится игровое упражнение «Реши задачу»
на доске расположено 6 картинок с изображением зайчиков. На некотором расстоянии расположено еще 3 зайчика
Воспитатель: ребята, давайте составим с вами задачу на сложение
воспитатель и дети уточняют числа, которые будут в задаче
дети составляют задачу
ответ детей: «на полянке гуляли шесть зайчиков. К ним прибежали еще три зайчика. Сколько всего зайчиков стало на поляне?»
воспитатель вместе с детьми определяет структуру задачи(условие, вопрос) и повторяет ее еще раз
дети решают задачу с помощью геометрических фигур(рисуют круги на листах бумаги, отвечают на ее вопрос и рассказывают о ее решении
вызванный ребенок рисует на доске ответ задачи: соответствующее количество кругов и выкладывает цифровую карточку
Воспитатель: а теперь мы с вами немного отдохнем
проводится физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место сесть
проводится игровое упражнение «Измеряем дорожки для зайчиков»
Воспитатель: у вас на листах изображены 2 зайчика и 2 домика. К домикам ведут дорожки разного цвета и разной длины. Я предлагаю вам измерить длину дорожек с помощью полоски бумаги в клетку и узнать, какая дорожка короче(длиннее). Полоску нужно приложить к началу дорожки, отметить карандашом конец полоски. Посчитать, сколько клеток уложилось в длине полоски и обозначить результат измерения карточкой с цифрой
дети измеряют дорожки
воспитатель уточняет
Воспитатель: скольким клеткам равна длина красной дорожки?
ответ детей
Воспитатель: какой длины красная дорожка?
ответ детей
Воспитатель: скольким клеткам равна длина голубой дорожки?
ответ детей
Воспитатель: какой длины голубая дорожка?
ответ детей
Воспитатель: какая дорожка короче: красная или голубая?
ответ детей
Воспитатель: на сколько клеток красная дорожка короче голубой?
ответ детей
Воспитатель: что можно сказать о длине голубой дорожки по сравнению с красной?
ответ детей
Воспитатель: на сколько клеточек голубая дорожка длиннее красной?
ответ детей
Воспитатель: до какого домика зайчики добегут быстрее?
ответ детей
дети обосновывают свой ответ
проводится игровое упражнение «Найди общее название»
на доске появляются 3 ряда карточек с картинками:
1 – й ряд – заяц, медведь, еж, лось, волк, лиса
2 – й ряд – сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, миска, ковш
3 – й ряд – пальто, шапка, брюки, кофта, свитер, комбинезон
воспитатель просит детей рассмотреть картинки, найти общее название для предметов каждого ряда и определить их количество. Затем предлагает детям придумать аналогичные загадки и загадать их друг другу
3. заключительная часть(рефлексивный этап)
Воспитатель: ребята, вам понравилось занятие?
ответ детей
Воспитатель: что вы нового узнали?
ответ детей
Воспитатель: ребята, как мы с вами измеряли длину дорожек?
ответ детей
Воспитатель: что нам понадобилось для того, чтобы измерить длину дорожек?
ответ детей