Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: чтение сказки В.Даля «Старик – годовик»
Цель: совершенствовать диалогическую речь детей
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: здравствуйте, дети. Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?
воспитатель загадывает загадку
Воспитатель:
Братцы в гости снарядились
Друг за друга уцепились
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок
ответ детей: поезд
Воспитатель: верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места, поехали
воспитатель включает запись – звук движущегося поезда
на экране появляется картинка – избушка старика – годовика
Воспитатель: мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик – годовик. В домике он оставил задания
Воспитатель: кто же такой Старик – годовик?
ответ детей
Воспитатель: кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля
на экране появляется картинка – портрет В.И.Даля
Воспитатель: на этом портрете Владимиру Ивановичу Далю всего 14 лет, но он уже в этом возрасте написал очень много сказок и рассказов. Послушаем его одну сказку
воспитатель читает сказку «Старик – годовик»
Воспитатель:
Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз
Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы
Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь
Махнул старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы
Воспитатель: как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика – годовика?
ответ детей: времена года
на экране появляется картина – «Времена года»
воспитатель задает детям задание №1
Воспитатель: давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза
воспитатель включает запись – зима
Воспитатель: слышите?
ответ детей
Воспитатель: как вы думаете, какое это время года?
ответ детей: зима
Воспитатель: какие зимние месяцы вы знаете?
ответ детей: декабрь, январь, февраль
Воспитатель: Артем, покажи на картине это время года. Почему ты так думаешь?
ответ Артема: потому что снег идет, дети снеговика слепили
воспитатель включает запись – осень
Воспитатель: следующий звук. Что мы слышим?
ответ детей: дождь идет, ветер сильный, холодно
Воспитатель: какое время года?
ответ детей: осень
Воспитатель: какие осенние месяцы вы знаете?
ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь
Воспитатель: Сережа, покажи на картине. Почему ты выбрал эту картину?
ответ детей: дождь идет, листья пожелтели
воспитатель включает запись – весна
Воспитатель: давайте послушаем дальше. Что вы слышите?
ответ детей: это капель, тает снег, ручьи текут
Воспитатель: и какое это время года?
ответ детей: весна
Воспитатель: какие весенние месяцы вы знаете?
ответ детей: март, апрель, май
Воспитатель: Вика, покажи на картине. Почему ты выбрала эту картину?
ответ Вики: птицы прилетели, снег тает
воспитатель включает запись – лето
Воспитатель: знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?
ответ детей: лето
Воспитатель: какие летние месяцы знаете?
ответ детей: июнь, июль, август
Воспитатель: Ваня, покажи на картине. Почему ты выбрал эту картину?
ответ Вани: бабочки летают, трава зеленая
Воспитатель: вы очень хорошо определили времена года. А что нам помогает узнать дни, месяцы?
ответ детей: календарь
на экране появляется картинка – отрывной календарь
Воспитатель: правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года
проводится демонстрация видов календарей и нахождение различий
на экране появляется картинка – настенный календарь
Воспитатель: это настенный календарь
на экране появляется картинка – отрывной календарь
Воспитатель: это отрывной календарь
на экране появляется картинка – карманный календарь
Воспитатель: это карманный календарь
Воспитатель: в чем различие между календарями?
ответ детей
Воспитатель: кто нам скажет, сколько месяцев в году?
ответ детей: 12 месяцев
Воспитатель: а сейчас какое время года?
ответ детей: весна
Воспитатель: а кто нам скажет какой месяц?
ответ детей: март
воспитатель задает детям задание №2 – составление рассказа – описания
Воспитатель: ребята, следующее задание: вам нужно составить рассказ о «весне». Нужно рассказать:
1. какое время года
2. что вы можете сказать про погоду
3. что вы можете сказать про птиц
на экране появляется картинка – схема составления рассказа
Воспитатель: для удобства составления рассказа вы можете использовать схему
2 – 3 ребенка составляют рассказ
проводится физкультминутка
Воспитатель:
В понедельник я купался(изображаем плавание)
А во вторник – рисовал(изображаем рисование)
В среду долго умывался(умываемся)
А в четверг в футбол играл(бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал(прыгаем)
Очень долго танцевал(кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье(хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал(дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)
Воспитатель: во время физкультминутки, что мы вспомнили?
ответ детей: дни недели
воспитатель задает детям задание №3
Воспитатель: чтобы закрепить дни недели, выполним следующее задание Старика – годовика, ответим на вопросы
Воспитатель: какой сегодня день недели?
ответ детей: понедельник
Воспитатель: сколько всего дней в неделе?
ответ детей: семь
Воспитатель: какой день идет после четверга?
ответ детей: пятница
Воспитатель: какой день идет перед средой?
ответ детей: вторник
Воспитатель: как называется пятый день недели?
ответ детей: пятница
Воспитатель: если сегодня четверг, какой день был вчера и какой день будет завтра?
ответ детей: вчера была среда, а завтра пятница
Воспитатель: с этим заданием справились
Воспитатель: хорошо, поиграем еще в одну игру
воспитатель задает детям задание №4
проводится дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»
Воспитатель: вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»
Воспитатель: утром светло, а днем еще…
ответ детей: светлее
Воспитатель: вечером темно, а ночью еще…
ответ детей: темнее
Воспитатель: осенью холодно, а зимой еще…
ответ детей: холоднее
Воспитатель: весной солнце светит ярко, а летом еще…
ответ детей: ярче
Воспитатель: весной птицы поют звонко, а летом еще…
ответ детей: звонче
Воспитатель: в пальто тепло, в шубе еще…
ответ детей: теплее
Воспитатель: весной день длинный, а лето еще…
ответ детей: длиннее
Воспитатель: а теперь Старик – годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года, отгадаем загадки
воспитатель задает детям задание №5
воспитатель загадывает загадки о временах года
Воспитатель:
Сверкает морозный узор на окошках,
И падает снег на деревья, дома,
Пурга замела все тропинки, дорожки,
На улице холодно – это…
ответ детей: зима
Воспитатель:
Снег растаял, трава зеленеет,
На кустах и деревьях – листва,
И на улице стало теплее,
Светит солнышко – это…
ответ детей: весна
Воспитатель:
Птицы, бабочки летают,
Много солнечного света,
Пчелки вьются над цветами,
Лес зеленый – это…
ответ детей: лето
Воспитатель:
Листва желтеет на деревьях,
Дожди бывают часто очень,
И птицы к югу улетели,
Холодный