СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: чтение сказки В.Даля "Старик - годовик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: чтение сказки В.Даля "Старик - годовик"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе на тему: чтение сказки В.Даля «Старик – годовик»

Цель: совершенствовать диалогическую речь детей

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: здравствуйте, дети. Я приглашаю вас отправиться в путешествие. А вот на чем, угадайте?

воспитатель загадывает загадку

Воспитатель:

Братцы в гости снарядились

Друг за друга уцепились

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок

ответ детей: поезд

Воспитатель: верно, давайте представим, что мы едем на поезде, занимайте свои места, поехали

воспитатель включает запись – звук движущегося поезда

на экране появляется картинка – избушка старика – годовика

Воспитатель: мы приехали. Посмотрите, избушка. Вы знаете, в этом домике живет Старик – годовик. В домике он оставил задания

Воспитатель: кто же такой Старик – годовик?

ответ детей

Воспитатель: кто это вы узнаете из сказки Владимира Ивановича Даля

на экране появляется картинка – портрет В.И.Даля

Воспитатель: на этом портрете Владимиру Ивановичу Далю всего 14 лет, но он уже в этом возрасте написал очень много сказок и рассказов. Послушаем его одну сказку

воспитатель читает сказку «Старик – годовик»

Воспитатель:

Вышел старик – годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик – годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз

Махнул старик – годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы

Махнул старик – годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь

Махнул старик – годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы

Воспитатель: как вы думаете, что это за птицы вылетели из рукава старика – годовика?

ответ детей: времена года

на экране появляется картина – «Времена года»

воспитатель задает детям задание №1

Воспитатель: давайте послушаем звуки природы в разные времена года и определим к какому времени года они подходят. Закройте глаза

воспитатель включает запись – зима

Воспитатель: слышите?

ответ детей

Воспитатель: как вы думаете, какое это время года?

ответ детей: зима

Воспитатель: какие зимние месяцы вы знаете?

ответ детей: декабрь, январь, февраль

Воспитатель: Артем, покажи на картине это время года. Почему ты так думаешь?

ответ Артема: потому что снег идет, дети снеговика слепили

воспитатель включает запись – осень

Воспитатель: следующий звук. Что мы слышим?

ответ детей: дождь идет, ветер сильный, холодно

Воспитатель: какое время года?

ответ детей: осень

Воспитатель: какие осенние месяцы вы знаете?

ответ детей: сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Сережа, покажи на картине. Почему ты выбрал эту картину?

ответ детей: дождь идет, листья пожелтели

воспитатель включает запись – весна

Воспитатель: давайте послушаем дальше. Что вы слышите?

ответ детей: это капель, тает снег, ручьи текут

Воспитатель: и какое это время года?

ответ детей: весна

Воспитатель: какие весенние месяцы вы знаете?

ответ детей: март, апрель, май

Воспитатель: Вика, покажи на картине. Почему ты выбрала эту картину?

ответ Вики: птицы прилетели, снег тает

воспитатель включает запись – лето

Воспитатель: знакомы вам эти звуки? Птицы поют, сверчок. Это какое время года?

ответ детей: лето

Воспитатель: какие летние месяцы знаете?

ответ детей: июнь, июль, август

Воспитатель: Ваня, покажи на картине. Почему ты выбрал эту картину?

ответ Вани: бабочки летают, трава зеленая

Воспитатель: вы очень хорошо определили времена года. А что нам помогает узнать дни, месяцы?

ответ детей: календарь

на экране появляется картинка – отрывной календарь

Воспитатель: правильно, календарь. Календарь – это перечень дней года. В году 365 дней, это очень много, посмотрите, какой толстый календарь. Каждый листочек – день года

проводится демонстрация видов календарей и нахождение различий

на экране появляется картинка – настенный календарь

Воспитатель: это настенный календарь

на экране появляется картинка – отрывной календарь

Воспитатель: это отрывной календарь

на экране появляется картинка – карманный календарь

Воспитатель: это карманный календарь

Воспитатель: в чем различие между календарями?

ответ детей

Воспитатель: кто нам скажет, сколько месяцев в году?

ответ детей: 12 месяцев

Воспитатель: а сейчас какое время года?

ответ детей: весна

Воспитатель: а кто нам скажет какой месяц?

ответ детей: март

воспитатель задает детям задание №2 – составление рассказа – описания

Воспитатель: ребята, следующее задание: вам нужно составить рассказ о «весне». Нужно рассказать:

1. какое время года

2. что вы можете сказать про погоду

3. что вы можете сказать про птиц

на экране появляется картинка – схема составления рассказа

Воспитатель: для удобства составления рассказа вы можете использовать схему

2 – 3 ребенка составляют рассказ

проводится физкультминутка

Воспитатель:

В понедельник я купался(изображаем плавание)

А во вторник – рисовал(изображаем рисование)

В среду долго умывался(умываемся)

А в четверг в футбол играл(бег на месте)

В пятницу я прыгал, бегал(прыгаем)

Очень долго танцевал(кружимся на месте)

А в субботу, воскресенье(хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал(дети садятся на корточки, руки под щеку – засыпают)

Воспитатель: во время физкультминутки, что мы вспомнили?

ответ детей: дни недели

воспитатель задает детям задание №3

Воспитатель: чтобы закрепить дни недели, выполним следующее задание Старика – годовика, ответим на вопросы

Воспитатель: какой сегодня день недели?

ответ детей: понедельник

Воспитатель: сколько всего дней в неделе?

ответ детей: семь

Воспитатель: какой день идет после четверга?

ответ детей: пятница

Воспитатель: какой день идет перед средой?

ответ детей: вторник

Воспитатель: как называется пятый день недели?

ответ детей: пятница

Воспитатель: если сегодня четверг, какой день был вчера и какой день будет завтра?

ответ детей: вчера была среда, а завтра пятница

Воспитатель: с этим заданием справились

Воспитатель: хорошо, поиграем еще в одну игру

воспитатель задает детям задание №4

проводится дидактическая игра с мячом «Ответь на вопрос «еще?»

Воспитатель: вам нужно сравнить и закончить предложения, используя слово «еще»

Воспитатель: утром светло, а днем еще…

ответ детей: светлее

Воспитатель: вечером темно, а ночью еще…

ответ детей: темнее

Воспитатель: осенью холодно, а зимой еще…

ответ детей: холоднее

Воспитатель: весной солнце светит ярко, а летом еще…

ответ детей: ярче

Воспитатель: весной птицы поют звонко, а летом еще…

ответ детей: звонче

Воспитатель: в пальто тепло, в шубе еще…

ответ детей: теплее

Воспитатель: весной день длинный, а лето еще…

ответ детей: длиннее

Воспитатель: а теперь Старик – годовик хочет проверить, как хорошо вы запомнили признаки времен года. Сели тихонечко на свои места. Чтобы закрепить признаки времен года, отгадаем загадки

воспитатель задает детям задание №5

воспитатель загадывает загадки о временах года

Воспитатель:

Сверкает морозный узор на окошках,

И падает снег на деревья, дома,

Пурга замела все тропинки, дорожки,

На улице холодно – это…

ответ детей: зима

Воспитатель:

Снег растаял, трава зеленеет,

На кустах и деревьях – листва,

И на улице стало теплее,

Светит солнышко – это…

ответ детей: весна

Воспитатель:

Птицы, бабочки летают,

Много солнечного света,

Пчелки вьются над цветами,

Лес зеленый – это…

ответ детей: лето

Воспитатель:

Листва желтеет на деревьях,

Дожди бывают часто очень,

И птицы к югу улетели,

Холодный