Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему: армейские учения
Программное содержание
1. продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание
2. совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры
3. продолжать знакомить с часами и учить определять время с точностью до 1 часа
4. развивать логическое мышление
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Картинки с изображением машин(на одной картинке 2 машины, на другой – 4 машины едут по направлению к 2 машинам); картинки с изображением самолетов(7 самолетов на аэродроме, 5 взлетающих самолетов), ватман с изображением дома, макет часов, карточки с цифрами и арифметическими знаками, контурное изображение ели, равной по высоте одной из трех елей у детей
Раздаточный материал. Листы бумаги с моделями для решения задач, цветные карандаши, 4 макета часов(на 4 подгруппы детей), контурные изображения елей разной высоты(по 3 шт. для каждого ребенка; одна из елей равна образцу), карточки с цифрами и арифметическими знаками, счетные палочки, рабочие тетради
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята, к нам в детский сад пришло письмо от главнокомандующего Российской Армией, в котором он предлагает пройти вам военные учения
Воспитатель: вы уже знакомы с разными родами войск, знаете их назначение и, что все они стоят на страже нашей Родины
Воспитатель: каждое задание приготовили для вас командиры разных родов войск
Воспитатель: перед началом учений я предлагаю сверить часы и выставить время. Солдаты должны уметь ориентироваться и во времени
проводится игровое упражнение «Определяем время»
воспитатель предлагает определить время на часах: 9.00. Затем он вызывает ребенка и просит установить время на макете часов
дети объясняют
ответ детей: короткую часовую стрелку ставим на цифру девять, длинную минутную стрелку – на двенадцать. Часы показывают девять часов утра
воспитатель просит детей установить время начала утренней гимнастики: 8 часов утра и объяснить свои действия
затем воспитатель уточняет
Воспитатель: что начинается раньше: утренняя гимнастика или занятие?
ответ детей
Воспитатель: на сколько часов занятие по математике начинается позже утренней гимнастики?
ответ детей: на один час
Воспитатель: на сколько часов утренняя гимнастика начинается раньше занятия по математике?
ответ детей: на один час
Воспитатель: итак, слушаем внимательно, от кого первое задание
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Самолет стоит на взлете,
Я готов уж быть в полете,
Жду заветный тот приказ,
Защищать, чтоб с неба вас
ответ детей: военный летчик
воспитатель показывает картинку – военный летчик
Воспитатель: значит командир какого рода войск прислал нам задание?
ответ детей: задание прислал командир военно – воздушных войск
воспитатель задает задание 1
проводится игровое упражнение «Составим задачу»
на доске появляются 2 картинки: на первой картинке изображены 2 машины, на второй картинке – 4 машины едут по направлению к 2 машинам
воспитатель спрашивает у детей
Воспитатель: сколько частей в задаче?
ответ детей
Воспитатель: как называется каждая часть в задаче?
ответ детей
Воспитатель: сколько чисел должно быть в задаче?
ответ детей
воспитатель обращает внимание детей на картинку и просит определить, с помощью какого арифметического действия нужно решать задачу
воспитатель рассказывает детям о последовательности составления задачи
Воспитатель: сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче
дети составляют задачу
Воспитатель: какое условие задачи?
ответ детей
Воспитатель: какой вопрос в задаче?
ответ детей
дети повторяют задачу и решают ее при помощи модели, заполняя круги соответствующим количеством точек
затем дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок выполняет задание на доске
воспитатель вместе с детьми обсуждает решение задачи
Воспитатель: сколько машин было в гараже?
ответ детей
Воспитатель: сколько машин приехало потом?
ответ детей
Воспитатель: больше или меньше машин стало после того, как приехало еще четыре машины?
ответ детей
Воспитатель: что вы сделали, чтобы ответить на вопрос задачи?
ответ детей: к двум прибавили четыре
Воспитатель: сколько всего машин стало в гараже?
ответ детей
дети читают запись решения задачи
аналогичная работа проводится при решении задачи на вычитание. Дети заполняют модель соответствующим количеством точек
на доске появляется картинка с самолетами
дети рассматривают картинку с самолетами. Составляют задачу («На аэродроме было семь самолетов, пять самолетов улетело. Сколько самолетов осталось на аэродроме?») и обсуждают ее решение
Воспитатель: задание от командира военно – воздушных войск выполнено
Воспитатель: ну, а теперь армейская зарядка
проводится физкультминутка
Воспитатель:
Как солдаты на параде
Мы шагаем дружно в ряд
Левой – раз, левой – раз,
Посмотрите все на нас
Все захлопали в ладошки –
Дружно, веселей
Застучали наши ножки –
Громче и быстрей
По коленочкам ударим –
Тише, тише, тише
Ручки, ручки поднимаем –
Выше, выше, выше
Мы на месте покружились,
И остановились
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
А теперь все зашагали,
И как солдаты смирно встали
Воспитатель: теперь слушаем от кого следующее задание
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Каждый может стать солдатом,
По небу летать, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою Отчизну защитить
Воспитатель: кто охраняет границу с автоматом?
ответ детей: пограничник
воспитатель показывает картинку – пограничник
Воспитатель: значит командир какого рода войск прислал нам задание?
ответ детей: командир пограничных войск
Воспитатель: отправляемся выполнять следующее задание
воспитатель задает задание 2
проводится игровое упражнение «Посчитаем ели»
на доске появляется картинка – изображение заставы
воспитатель показывает детям изображение заставы и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты(из предложенных на подносе)
воспитатель предварительно уточняет
Воспитатель: как узнать высоту ели?
ответ детей: измерить
Воспитатель: чем можно измерить высоту ели?
ответ детей: палочкой, она будет являться условной мерой
Воспитатель: как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?
ответ детей
воспитатель выслушивает предложения детей
вызванный ребенок измеряет высоту ели(без остатка)
воспитатель спрашивает у детей
Воспитатель: чему равна высота ели?
ответ детей: двум счетным палочкам
Воспитатель: какой высоты нужно подобрать ели?
ответ детей: высота ели должна быть равна двум счетным палочкам
воспитатель уточняет правила измерения
Воспитатель: приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели
дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой
выбранные ели дети наклеивают вокруг заставы на ватман
Воспитатель: с заданием пограничных войск мы справились успешно
Воспитатель: послушаем от кого следующее задание
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Снова в бой машина мчится
Режут землю гусеницы,
Там машина в поле чистом
Управляется….
ответ детей: танкистом
воспитатель показывает картинку – танкист
Воспитатель: правильно, значит задание от командира какого рода войск?
ответ детей: танковые войска
Воспитатель: если сказать точнее, то это сухопутные войска
Воспитатель: приступаем к выполнению задания
воспитатель задает задание 3(за столами)
проводится упражнение «Графический диктант – танк»
Воспитатель:
Воспитатель: тот, кто закончил может положить карандаш, чтобы я знала, что вы закончили
Воспитатель: что у вас получилось?
ответ детей
Воспитатель: с заданием, которое нам прислал командир танковых войск, вы справились
Воспитатель: ну, я бы хотела подвести итог нашей с вами работы
Воспитатель: скажите, как вы думаете, справились мы с заданиями, которые нам прислали военные
ответ детей
Воспитатель: скажите, какие задания мы сегодня выполняли?
ответ детей
Воспитатель: какие задания были для вас сложными?
ответ детей
Воспитатель: а какие оказались легкими для вас?
ответ детей
Воспитатель: спасибо всем за работу