Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласные звуки [д], [д’], буква Д. Звуковой анализ слова «дымок»
Задачи:
1. учить детей объяснять оттенки значений глаголов и прилагательных, близких по смыслу
2. понимать переносное значение слов
3. продолжать работу по составлению схем коротких предложений
4. знакомить с буквой Д
5. развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги
Оборудование: тетради, цветные карандаши, карточка с буквой Д(шрифт черный), предметные картинки(по выбору педагога), мелкие предметы
Ход непосредственно образовательной деятельности
проводится игровое упражнение «Бежать – мчаться»
Воспитатель: объясните, как вы понимаете слова и чем они отличаются: засмеялись – захихикали, бежать – мчаться, пришли – приплелись, плакать – рыдать, разговаривать – болтать, думать – размышлять, открыть – отворить, отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, поразить – удивить, шалить – баловаться, забавлять – развлекать, прощать – извинять, звать – приглашать, вертеться – кружиться
Воспитатель: придумайте предложения с любой парой слов
проводится анализ предложения
проводится работа в тетрадях
дети зарисовывают 2 – 3 схемы придуманных предложений, анализируют предложения по плану
1. сколько слов в предложении
2. какое слово в предложении первое
3. как мы его обозначаем
4. назовите второе слово в предложении
5. какое слово следующее
и т.д
проводятся игровые задания
Воспитатель: отличаются ли эти слова: большой – огромный, умный – рассудительный, слабый – беззащитный, старый – дряхлый, робкий – трусливый?
ответ детей
Воспитатель: закончите предложения
Воспитатель: этот дом большой, а этот…
ответ детей: огромный, громадный
Воспитатель: эта одежда старая, а это платье совсем…
ответ детей: старое, ветхое, рваное
Воспитатель: это платье чуть влажное, а это совсем…
ответ детей: мокрое
Воспитатель: мальчик молчаливый, и девочка…
ответ детей: неразговорчивая
Воспитатель: как сказать по – другому:
Воспитатель: искусный мастер
ответ детей: хороший, умелый
Воспитатель: отважный солдат
ответ детей: храбрый, смелый
Воспитатель: старый дом
ответ детей: ветхий, старинный
Воспитатель: громадный завод
ответ детей: громадный, большущий
Воспитатель: нарядный платок
ответ детей: разноцветный, красивый
Воспитатель: верный друг
ответ детей: преданный, настоящий
Воспитатель: суровая зима
ответ детей: холодная, морозная
проводится физкультминутка «Отдых наш»
дети выполняют движения в соответствии с текстом
Воспитатель:
Отдых наш – физкультминутка
Занимай свои места
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два
Прямо спину все держите,
Раз и два, раз и два
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два
проводится фонетическая зарядка
проводится анализ звука [д]
скороговорку «Дятел дуб долбил, да недодолбил» дети сначала произносят хором в медленном темпе(2 – 3 раза), затем 2 раза беззвучно(только губами), потом, постепенно убыстряя темп, пробуют рассказать ее быстро
Воспитатель: назовите, какой звук есть в каждом слове скороговорки?
ответ детей
Воспитатель: что вы можете о нем рассказать?
ответ детей
Воспитатель: звук [д] – согласный, произносить его нам помогают язык и зубы(кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами). Этот звук звонкий, как будто молоток стучит о шляпку гвоздя. В одних словах звук [д] произносится мягко(дятел, день, дерево, дети), а в других твердо(дом, дым, дорога)
дети, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьют кулачком о кулачок, произнося звук [д]
воспитатель следит, чтобы дети произносили звук звонко, но не кричали
проводится ознакомление с буквой Д
воспитатель показывает детям букву Д, сопровождая показ стихотворным описанием образа
Воспитатель:
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная
дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке
игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов(по желанию детей)
проводится игра «Да – нет»
если дети согласны с педагогом, отвечают «да», если не согласны – «нет»
Воспитатель: в огороде сажают: морковь, огурцы, яблоки, петрушку, сливы
Воспитатель: в саду растут: груши, малина, кабачки, картофель, булки, яблоки, смородина
Воспитатель: в лесу живут: белки, ежи, волки, коровы, овцы, медведи, зайцы, кошки