Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: составление предложений с заданными словами. Согласные звуки [п], [п’], буква П. Закрепление понятия «глухой согласный звук»
Задачи:
1. закреплять представление детей о многозначном слове
2. учить составлять предложения с заданными словами
3. развивать фонематический слух, закреплять понятие «глухой согласный звук»
4. знакомить с буквой П
5. развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги
Оборудование: рисунок с изображением леса(можно заранее в совместной деятельности нарисовать или изготовить в технике аппликации); тетради, простые карандаши; карточка с буквой П(шрифт черный); буквы – заготовки(по количеству детей); «чудесные спички»
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. организационный этап
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости пришли буквы гласные и согласные. И одна из них новая, а желаете узнать какая?
ответ детей
Воспитатель: для этого я предлагаю вам выполнить некоторые задания, которые помогут узнать нам новую букву
проводится упражнение «Про ежей, про иголки»
на экране появляется картинка – рисунок с изображением леса. По стволу сосны прыгает белка, под елкой – еж
дети рассматривают рисунок с изображением леса
Воспитатель: назовите деревья и животные, в которых «спрятались» иглы
ответ детей: ель, сосна, лиственница, еж
Воспитатель: какие это иглы?
ответ детей: еловые, сосновые, лиственные, иглы ежа
Воспитатель: назовите предметы, которые называются словом игла
ответ детей
Воспитатель: что можно делать иглой?
ответ детей
Воспитатель: для чего нужны иглы?
ответ детей
Воспитатель: придумайте предложения со словами: еж, елка, иголки
ответ детей
проводится работа в тетрадях
из всех вариантов предложений со словом «еж» воспитатель предлагает выбрать одно и «записать» его схему короткими черточками. Автор предложения выполняет задание на доске, остальные – в тетради, например:
В лесу живет маленький, колючий ежик
/__ _____ ______ ______ ______ ______.
Его норка находится под высокой елкой
/__ _____ ______ __ ______ ______.
проводится анализ предложений
после записи каждого предложения дети анализируют его по плану
1. сколько слов в предложении
2. какое слово первое?
3. почему мы его отметили на схеме короткой черточкой?
4. какое слово второе(третье, четвертое, пятое?)
5. какое слово последнее?
проводится физкультминутка «Буратино»
дети выполняют движения по тексту
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать
проводится фонетическая зарядка
Воспитатель: как пищат мыши?
ответ детей: пи – пи
Воспитатель: как пыхтит каша?
ответ детей: пых – пых – пых
Воспитатель: вспомните имя верного друга Винни – Пуха
ответ детей: Пятачок
Воспитатель: кто плетет паутину?
ответ детей: паук
Воспитатель: какой звук слышится в начале слов: Пятачок, паук?
ответ детей: звук «П»
Воспитатель: какой это звук?
ответ детей: глухой, согласный
проводится анализ звука [п]
проводится закрепление понятия «глухой согласный звук»
Воспитатель: [П] – согласный звук, - когда мы его произносим, губы у нас сомкнуты, воздух как бы разрывает их. Этот звук может произноситься как твердо(папа, паук, полка), так и мягко(Пятачок, пирог, Петрушка)
Воспитатель: еще согласный звук [п] глухой, когда мы его произносим голосок спит, стенки «домика» не дрожит
воспитатель предлагает детям приложить к горлу тыльную сторону ладони и произнести звук
дети убеждаются в правильности определения
проводится игра «Доскажи словечко»
Воспитатель:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок
Кто же это?
ответ детей: петушок
на экране появляется картинка – петушок
Воспитатель:
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту –
Зовусь я…
ответ детей: подосиновик
на экране появляется картинка – подосиновик
Воспитатель:
Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник…
ответ детей: пингвин
на экране появляется картинка – пингвин
Воспитатель:
Муха ахнула сперва:
«Ах какие кружева», -
И пропала голова
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в…
ответ детей: паутине
на экране появляется картинка – паутина
по окончании игры воспитатель предлагает детям вспомнить все слова – отгадки, в которых согласный звук [п] твердый(паутина, подосиновик), затем – слова, в которых звук [п’] мягкий(петушок, пингвин)
проводится физкультминутка «Руки подняли…»
дети выполняют движения в соответствии с текстом
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу(проводится плавное покачивание поднятыми вверх руками)
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу(проводится встряхивание рук перед собой)
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят(проводятся горизонтальные, одновременные движения руками вправо – влево)
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад
физкультминутка проводится 2 раза
проводится ознакомление с буквой [П]
Воспитатель: ребята, а вы знаете, что звуки[п],[п’] обозначаются одной буквой?
ответ детей: нет
Воспитатель: они обозначаются буквой П
на экране появляется картинка – буква П
Воспитатель: на что она похожа?
ответ детей
воспитатель показывает детям букву П, сопровождая показ стихотворным описание образа
Воспитатель:
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну – ка, милый, не ленись -
Подойди да подтянись
дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке
Воспитатель: ребята, из скольких элементов состоит буква П?
ответ детей: буква П состоит из 3 палочек
Воспитатель: какие палочки по размеру?
ответ детей: две длинные и одна короткая
проводится игровое задание «Чудесные спички»
дети выкладывают из спичек знакомые буквы
Воспитатель: возьмите спички и выложите букву П
дети выкладывают букву
проводится совместная деятельность педагога и детей во второй половине дня «Буквенный конструктор»
дети продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву – заготовку на три части(П – две длинные и одна короткая палочки) и складывает в конверт
проводится рефлексия
Воспитатель: ребята, как вы думаете, хорошо поработали?
ответ детей
Воспитатель: с чем же мы познакомились?
дети вспоминают и воспроизводят, чем они были заняты, во что играли
ответ детей
Воспитатель: молодцы, скажу я вам, а что же вы запомнили больше всего?
ответ детей