СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласный звук [щ] и буква Щ. Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласный звук [щ] и буква Щ. Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласный звук [щ] и буква Щ. Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом

Задачи:

1. обогащать словарь детей

2. учить подбирать близкие по смыслу слова; рифму к словам; составлять рифмованные строчки

3. упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя звук [щ]

4. отрабатывать артикуляцию звука [щ]

5. знакомить с буквой Щ

6. учить находить в отдельных словах и предложениях заданную букву

7. развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги

Оборудование: карточки – записки, цветные карандаши; карточка с буквой Щ(шрифт черный); буквы – заготовки(по количеству детей); мелкие предметы(по выбору педагога)

Ход непосредственно образовательной деятельности

проводится игровое упражнение «Как лучше сказать?»

воспитатель рассказывает детям о медвежатах из рассказа В.Бианки «Купание медвежат»:

Воспитатель:

«Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок – веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме – медведице»

воспитатель задает вопросы по тексту

Воспитатель: какой был медвежонок?

ответ детей

Воспитатель: к слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу

ответ детей: радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый

Воспитатель: и к маме он не просто побежал, а…

ответ детей: домчался, понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову

Воспитатель:

«Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный»

Воспитатель: а как можно о нем сказать по – другому?

ответ детей: нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый

Воспитатель:

«Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или…(грустно, скучно, обидно)»

Воспитатель: какой он был?

ответ детей: грустный, обиженный, огорченный, печальный

Воспитатель: и к маме он не просто пошел, а…

ответ детей: побрел, поплелся

проводятся задания

Воспитатель: придумайте складные ответы

Воспитатель: медвежонок, где гулял?

ответ детей: мед на дереве искал

Воспитатель: медвежата, где вы были?

ответ детей: по малину в лес ходили; на полянке мы бродили

выберите ответ, который вам больше всего понравился: один ребенок говорит первую фразу, остальные отвечают(громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно)

проводится фонетическая зарядка

Воспитатель: как паровоз пускает пар?

ответ детей: щ – щ – щ

Воспитатель: как зовут сказочного героя, который в новогоднюю ночь сражался с мышиным войском?

ответ детей: Щелкунчик

Воспитатель: продолжите фразу: у меня пропал носок, утащил его…

ответ детей: щенок

воспитатель загадывает загадку

Воспитатель: отгадайте загадку

Хвостиком виляет, зубаста, а не лает

ответ детей: щука

педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [щ] и поощряет интонированное произношение детей

Воспитатель:

Ща – ща – ща – мы несем домой леща

Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ

проводится анализ звука [щ]

Воспитатель: [Щ ] – глухой согласный, шипящий: «щ – щ – щ…» - так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи, этот звук всегда произносится мягко. Помогает нам его произносить язык, который находится за верхними зубами, губы слегка растянуты в улыбке

воспитатель предлагает детям несколько раз произнести звук [щ] изолированно

дети закрепляют интонационное произношение звука с помощью скороговорки

ответ детей

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке

после того как дети поупражняются в интонационном выделении звука, произнося скороговорку в медленном темпе, можно предложить им произносить скороговорку в диалоге, по схеме «вопрос – повествование»

проводится физкультминутка «Часы»

Воспитатель:

Тик – так, тик – так –

Все часы идут вот так:

Тик – так

дети наклоняют голову то к одному плечу, то к другому, как часики

Смотри скорей, который час:

Тик – так, тик – так, тик – так

дети раскачиваются в такт маятника

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так

ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» дети наклоняют голову к правому плечу, потом – к левому, как часики

Тик – так, тик – так

проводится игровое упражнение «Подумай и назови»

Воспитатель: хищная рыба с острыми зубами

ответ детей: щука

Воспитатель: дикая роза с ярко – красными ягодами

ответ детей: шиповник

Воспитатель: инструмент для прокалывания отверстий

ответ детей: шило

Воспитатель: жвачное животное с очень длинной шеей

ответ детей: жираф

Воспитатель: густой частый лес

ответ детей: чаща

проводится ознакомление с буквой Щ

воспитатель показывает детям букву Щ, сопровождая показ стихотворным описанием образа

Воспитатель:

На расческу Щ похожа

Три зубца всего? Ну что же

дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке

игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов(по желанию детей)

проводится индивидуальная работа с карточками – записками

в карточках заранее записаны слова, дети находят в них буквы и обводят цветными карандашами: зеленым – букву Щ, синим – букву Ж

воспитатель задает вопрос

Воспитатель: почему букву Щ нужно обводить зеленым карандашом, а букву Ж – синим

ответ детей: звук [щ] всегда мягкий, а звук [ж] – твердый

карточки:

1. щипцы да клещи – вот наши вещи

2. щиплем щавель мы на щи

3. жук жужжит над абажуром

4. в живом уголке жили ежи да ужи

проводится групповая работа с текстом

воспитатель читает детям рассказ К.Д.Ушинского «Козел» с установкой на запоминание слов со звуком [щ]

Воспитатель:

«Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко детям копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погодите, ужо придет бородатый хозяин – всем вам порядок даст!»

воспитатель задает вопросы по тексту

Воспитатель: кто такой бородатый хозяин?

ответ детей

Воспитатель: каким вы представляете козла: маленьким, добрым, ласковым или большим, сердитым, даже грозным?

ответ детей

Воспитатель: почему?

ответ детей

Воспитатель: что делают в рассказе козы и козлята?

ответ детей

Воспитатель: какие слова со звуком [щ] вы запомнили?

ответ детей

при необходимости можно прочитать рассказ еще раз

проводится совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня «Буквенный конструктор»

дети продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву – заготовку на четыре части(Щ – четыре длинные палочки, одна из них с «хвостиком») и складывает в конверт