Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: согласный звук [щ] и буква Щ. Нахождение буквы в письменном тексте. Работа с текстом
Задачи:
1. обогащать словарь детей
2. учить подбирать близкие по смыслу слова; рифму к словам; составлять рифмованные строчки
3. упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя звук [щ]
4. отрабатывать артикуляцию звука [щ]
5. знакомить с буквой Щ
6. учить находить в отдельных словах и предложениях заданную букву
7. развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги
Оборудование: карточки – записки, цветные карандаши; карточка с буквой Щ(шрифт черный); буквы – заготовки(по количеству детей); мелкие предметы(по выбору педагога)
Ход непосредственно образовательной деятельности
проводится игровое упражнение «Как лучше сказать?»
воспитатель рассказывает детям о медвежатах из рассказа В.Бианки «Купание медвежат»:
Воспитатель:
«Вот выкупались они и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок – веселый, подвижный, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом пахнет. Обрадовался, полакомился медом, слез с дерева и побежал к маме – медведице»
воспитатель задает вопросы по тексту
Воспитатель: какой был медвежонок?
ответ детей
Воспитатель: к слову «веселый» подберите слова, близкие по смыслу
ответ детей: радостный, оживленный, шустрый, бодрый, резвый
Воспитатель: и к маме он не просто побежал, а…
ответ детей: домчался, понесся, полетел стрелой, помчался сломя голову
Воспитатель:
«Другой медвежонок был совсем не похож на братца: уж очень он был медлительный»
Воспитатель: а как можно о нем сказать по – другому?
ответ детей: нерасторопный, неуклюжий, неловкий, неповоротливый
Воспитатель:
«Только он хотел меду поесть, его ужалила пчела. Совсем ему стало плохо и невесело или…(грустно, скучно, обидно)»
Воспитатель: какой он был?
ответ детей: грустный, обиженный, огорченный, печальный
Воспитатель: и к маме он не просто пошел, а…
ответ детей: побрел, поплелся
проводятся задания
Воспитатель: придумайте складные ответы
Воспитатель: медвежонок, где гулял?
ответ детей: мед на дереве искал
Воспитатель: медвежата, где вы были?
ответ детей: по малину в лес ходили; на полянке мы бродили
выберите ответ, который вам больше всего понравился: один ребенок говорит первую фразу, остальные отвечают(громко, тихо, шепотом, быстро, умеренно, медленно)
проводится фонетическая зарядка
Воспитатель: как паровоз пускает пар?
ответ детей: щ – щ – щ
Воспитатель: как зовут сказочного героя, который в новогоднюю ночь сражался с мышиным войском?
ответ детей: Щелкунчик
Воспитатель: продолжите фразу: у меня пропал носок, утащил его…
ответ детей: щенок
воспитатель загадывает загадку
Воспитатель: отгадайте загадку
Хвостиком виляет, зубаста, а не лает
ответ детей: щука
педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук [щ] и поощряет интонированное произношение детей
Воспитатель:
Ща – ща – ща – мы несем домой леща
Ащ – ащ – ащ – мы наденем плащ
проводится анализ звука [щ]
Воспитатель: [Щ ] – глухой согласный, шипящий: «щ – щ – щ…» - так шипит яичница на сковородке; такой звук издает щетка, когда ею чистят вещи, этот звук всегда произносится мягко. Помогает нам его произносить язык, который находится за верхними зубами, губы слегка растянуты в улыбке
воспитатель предлагает детям несколько раз произнести звук [щ] изолированно
дети закрепляют интонационное произношение звука с помощью скороговорки
ответ детей
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке
после того как дети поупражняются в интонационном выделении звука, произнося скороговорку в медленном темпе, можно предложить им произносить скороговорку в диалоге, по схеме «вопрос – повествование»
проводится физкультминутка «Часы»
Воспитатель:
Тик – так, тик – так –
Все часы идут вот так:
Тик – так
дети наклоняют голову то к одному плечу, то к другому, как часики
Смотри скорей, который час:
Тик – так, тик – так, тик – так
дети раскачиваются в такт маятника
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так
ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» дети наклоняют голову к правому плечу, потом – к левому, как часики
Тик – так, тик – так
проводится игровое упражнение «Подумай и назови»
Воспитатель: хищная рыба с острыми зубами
ответ детей: щука
Воспитатель: дикая роза с ярко – красными ягодами
ответ детей: шиповник
Воспитатель: инструмент для прокалывания отверстий
ответ детей: шило
Воспитатель: жвачное животное с очень длинной шеей
ответ детей: жираф
Воспитатель: густой частый лес
ответ детей: чаща
проводится ознакомление с буквой Щ
воспитатель показывает детям букву Щ, сопровождая показ стихотворным описанием образа
Воспитатель:
На расческу Щ похожа
Три зубца всего? Ну что же
дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке
игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов(по желанию детей)
проводится индивидуальная работа с карточками – записками
в карточках заранее записаны слова, дети находят в них буквы и обводят цветными карандашами: зеленым – букву Щ, синим – букву Ж
воспитатель задает вопрос
Воспитатель: почему букву Щ нужно обводить зеленым карандашом, а букву Ж – синим
ответ детей: звук [щ] всегда мягкий, а звук [ж] – твердый
карточки:
1. щипцы да клещи – вот наши вещи
2. щиплем щавель мы на щи
3. жук жужжит над абажуром
4. в живом уголке жили ежи да ужи
проводится групповая работа с текстом
воспитатель читает детям рассказ К.Д.Ушинского «Козел» с установкой на запоминание слов со звуком [щ]
Воспитатель:
«Идет козел мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытками постукивает: идет, блеет, коз и козляток зовет. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы портят, молочко детям копят; а козлятки, малые ребятки, молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались. Погодите, ужо придет бородатый хозяин – всем вам порядок даст!»
воспитатель задает вопросы по тексту
Воспитатель: кто такой бородатый хозяин?
ответ детей
Воспитатель: каким вы представляете козла: маленьким, добрым, ласковым или большим, сердитым, даже грозным?
ответ детей
Воспитатель: почему?
ответ детей
Воспитатель: что делают в рассказе козы и козлята?
ответ детей
Воспитатель: какие слова со звуком [щ] вы запомнили?
ответ детей
при необходимости можно прочитать рассказ еще раз
проводится совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня «Буквенный конструктор»
дети продолжают изготовление буквенного конструктора: каждый ребенок разрезает букву – заготовку на четыре части(Щ – четыре длинные палочки, одна из них с «хвостиком») и складывает в конверт