СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Л" в подготовительной к школе группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звуки [л-л] и буква Л»

Цель: ознакомление детей со звуками [л-л] и буквой Л.

Задачи:

Познакомить с согласными звуками [л]-[л’].

Уточнить артикуляцию звуков [Л – Л’].

Учить детей дифференцировать звуки [л]-[л’].

Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.

Закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Л" в подготовительной к школе группе»

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: «Звуки [л-л] и буква Л»

Цель: ознакомление детей со звуками [л-л] и буквой Л.

Задачи:

Познакомить с согласными звуками [л]-[л’].

Уточнить артикуляцию звуков [Л – Л’].

Учить детей дифференцировать звуки [л]-[л’].

Закреплять умение находить месторасположение звука в слове.

Закреплять умение определять последовательность звуков в односложных словах.

Развивать у детей фонематические представления.

Познакомить с буквой Л.

Закреплять образы букв.

Готовить руку к письму.

Развивать речевой слух, слуховое восприятие.

Интеграция областей: речевое развитие, социально– коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Оборудование: 2 матрешки с синим и зеленым фартучками; магнитная доска, магниты, картинки с изображением предметов, в названии которых звуки Л-Ль; мяч; звуковые символы, листы с заданиями, цветные и простые карандаши.

Ход НОД

  1. Вводная часть. 

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!

2. Основная часть.

- Ребята, у нас еще гости. Кто, узнаете позже. Сначала поиграем с язычком.

Слайд 2. Лягушонок улыбнулся, рано утром он проснулся.

Рыбка в озере живет. Открывает рыбка рот.

Прилетела уточка и подула в трубочку.

Ловко прячут хомяки вкусный корм за две щеки.

Слайд 3. К нам в гости пришли матрешки Лада и Лида. Они живут очень дружно. Посмотрите, как они похожи! И имена у них похожи. Одну зовут Лада, а другую Лида.

- Ребята, а чем матрешки отличаются? (цветом фартучков).

- Посмотрите на них, кто же из них Лара? А кто Лера? Ответы детей.

- Как вы догадались? (Ответы детей).

- Назовите первый звук в имени Лара? Звук [Л]

- Звук [л] какой он? (согласный, твердый, звонкий).

- Каким цветом мы его обозначим? (синим цветом)

- Назовите первый звук в имени ЛераЗвук [Ль].

- Звук [л’] какой он? (согласный, мягкий, звонкий).

- Каким цветом мы его обозначим? (зеленым цветом)

- Сегодня на занятии мы будем правильно произносить и различать звуки

[л]-[л’].

Артикуляция звука.

- Произнесите звуки. Когда мы произносим звуки [л]-[л’], что делают губы и язычок? (губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубы к бугорочкам).

- Но в чем же их отличие?

- Когда мы произносим звук [л’], язычок больше прижимается к бугорочкам.

Игра «Подари картинку» (дифференциация звуков [л – л`])

- Лара и Лера очень любят играть с картинками (или взять игрушки и разложить по корзинкам). Но однажды они так заигрались, что перепутали картинки. Давайте поможем матрешкам разобрать картинки. Лера любит картинки, в названиях которых СЛЫШЕН или ЕСТЬ мягкий звук [л`], а Лара – твёрдый звук [л]. Возьмите картинки, назовите картинку, определите месторасположение звуков в слове (начало, середина, конец) и подарите матрешкам.

Дети выполняют задание.

- Матрешкам нравится игра «Топни-хлопни». Предлагаю вам поиграть в нее.

Я буду произносить слова, а вы топните ногой, если услышите в слове звук Л, хлопните в ладоши, если услышите в слове звук ЛЬ. Будьте внимательны!

(лапа, шляпа, лёд, ложка, кукла, слон, болото, колесо, мел, пельмени, кольцо, стул, цель, улыбка, одеяло, колбаса, туфли, улитка, клубок).

Слайд 4. Ребята, Лара и Лера хотят загадать вам загадки.

Загадка Лары. Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Лук.

- Сколько звуков в слове ЛУК?

- Назовите первый звук. Он какой? Второй звук? Третий звук?

Загадка Леры. Весной веселит, Летом холодит,
Осенью умирает, Весной оживает. Лес.

- Сколько звуков в слове ЛЕС?

- Назовите первый звук. Он какой? Второй звук? Третий звук?

- Молодцы! Теперь пройдите за столы и составьте схемы слов. Девочки составляют схему слова-отгадки Леры, а мальчики - Лары.

Дети составляют схемы слов.

- Денис, схему какого слова ты составил? Почему?

- Ника, схему какого слова ты составила? Почему?

- Молодцы, ребята! Матрешки предлагают поиграть в их любимую игру «Замени звук». Вам нужно заменить звук [л] на звук [л`] в словах.

Игра «Замени звук» (с мячом)

лук – люк угол - уголь

дал – даль пыл - пыль

ел – ель галка – галька

был – быль юла - Юля

цел - цель мел - мель

Игра «Исправь ошибку»

- Лара и Лера составили предложения. Мне кажется в предложениях допущены ошибки. Послушайте предложения и исправьте ошибки.

В огороде вырос молодой люк.

Около дорожки железный лук.

Машина привезла черный угол.

Мячик закатился в уголь.

Миша кашу ель.

В лесу растет высокая ел.

- Лара и Лера выучили чистоговорки. Давайте мы с вами повторим их.

Ло-ло-ло – есть на лошади седло.

Ла-ла-ла – над цветком жужжит пчела.

Лу-лу-лу – нитки вдели мы в иглу.
Ли-ли-ли - малину мы нашли.
Ля-ля-ля - это круглая земля.
Ле-ле-ле - лента на столе.

Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Два хлопка над головой

Два хлопка перед собой

Руки за спину мы спрячем -

И на двух ногах поскачем.

- Ребята, Лара и Лера придумали для вас двустишия, которые нужно закончить, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и смыслу.

Но обратите внимание на то, что слова должны содержать звуки [л – л`]

Не послушал Зайка папу – отдавили Зайке … (лапу).

Дети в скверике сидели и мороженое (ели).

А возле этой елки бродили злые … (волки).

Ёлочка, ёлка, колкая … (иголка).

Часто к озеру напиться ходит рыжая … (лисица).

Захар, давай играть в футбол! Забивай скорее … (гол!

Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния … (сверкнула).

Я не бегаю к врачу – я сама его … (лечу).

Мы не ели, мы не пили, бабу снежную … (лепили).

- Матрешки предлагают поиграть в игру «Составь слово».

По картинкам вам нужно определить первый звук в слове и составить слово, определить количество звуков, слогов в слове, составить предложения, определить количество слов в предложении.

Слайд 5. ложка – улитка – кот. (ЛУК)

Сколько слогов в слове ЛУК?

лев – индюк – самовар - арбуз. (ЛИСА)

Сколько слогов в слове ЛИСА?

лопата – утка – носорог – айболит. (ЛУНА)

Сколько слогов в слове ЛУНА?

лупа – ослик - петух – ананас – торт – автобус. (АВТОБУС)

Слайд 6. Составьте предложение с любым из данных слов (с любой из картинок). Сколько слов в предложении?

Знакомство с буквой Т.

Слайд 7. буква Л.

- Ребята, звуки [л] и [л’] на письме обозначаются буквой Л.  

Прислонилась к ели ель -

Получилась буква «Эль»

- На что ещё похожа буква Л? (ответы детей)

- Заселите, пожалуйста, буквы в домики. (дети заселяют буквы в домики).

Слайд 8. Наши гости приготовили для вас задания.




















3. Заключительная часть.

- Молодцы, ребята, вы все справились с заданием. Скажите, с какими новыми звуками мы сегодня познакомились?

- Расскажите Ларе и Лере, какие их задания для вас показались трудными?

- А какое задание вам понравилось?