Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной группе на тему
Программное содержание
1. продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10
2. упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку
3. совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица
4. развивать внимание, память, логическое мышление
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Карточки с цифрами и арифметическими знаками, числовая линейка на доске в клетку
Раздаточный материал. Простые и цветные карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги с изображением шариков разного цвета и величины(в пределах 20), тетради в клетку
Ход непосредственно образовательной деятельности
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся
Воспитатель: доброе утро, ребята
ответ детей
Воспитатель: здорово. Теперь, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного
воспитатель обращает внимание детей на коробку
воспитатель показывает детям письмо
Воспитатель: ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку
воспитатель загадывает загадку
Воспитатель:
Это кто, очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это?
ответ детей: Буратино
на экране появляется картинка – Буратино
Воспитатель: хотите узнать, о чём он пишет?
ответ детей: да
воспитатель читает письмо
Воспитатель:
«Дорогие ребята. Пожалуйста, помогите мне. Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А чтобы найти кота Базилио и лису Алису и забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь, что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите. Задания находятся в конверте в коробочке с письмом под номерами»
Воспитатель: ну, что, ребята? Поможем Буратино?
ответ детей
Воспитатель: с какого номера мы начнем?
ответ детей: с номера 1
Воспитатель: а почему?
ответ детей: потому что номер один это первая цифра
Воспитатель: но прежде чем начать, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать
Воспитатель: ты сиди за партой стройно и веди себя…
ответ детей: достойно
Воспитатель: парта – это не кровать и на ней нельзя…
ответ детей: лежать
Воспитатель: ответить хочешь – не шуми, а только руку…
ответ детей: подними
Воспитатель: хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии
проводится задание №1
проводится игровое упражнение «Ориентировка в пространстве»
Воспитатель: встаём в шеренгу, а теперь рассчитайтесь на первый-второй-третий. Первые номера встаньте сзади вторых, а третьи номера - впереди вторых. Теперь ваша задача описать кто – где стоит
ответ детей: я стою сзади Антона, справа от Егора и т.д
Воспитатель: слушайте внимательно: «руки на пояс, поворот на право, руки вперед, поворот направо, руки вниз»
Воспитатель: Женя, где у тебя находятся руки
ответ Жени: руки находятся внизу
Воспитатель: вторые номера: встаньте слева от первых, третьи - слева от вторых. Расскажите кто где стоит
ответ детей: я стою сзади Антона, справа от Егора
Воспитатель: присядьте, руки вытянете вперед, встаньте, руки поднимите вверх, руки в стороны, разомкнитесь. Повернитесь кругом
Воспитатель: Катя, где у тебя находятся руки?
ответ Кати: руки находятся вверху
Воспитатель: молодцы, справились с этим заданием хорошо, давайте посмотрим какое следующее задание нам оставил Буратино. Присаживайтесь за столы
Воспитатель: под каким номером мы свами будем выполнять следующие задание?
ответ детей: под номером 2
проводится задание №2
проводится игровое упражнение «Составим задачу»
Воспитатель: какие действия мы с вами используем?
ответ детей: сложение, вычитание
Воспитатель: какой знак используется при сложении?
ответ детей: плюс
Воспитатель: какой знак используется при вычитании?
ответ детей: минус
Воспитатель: для того что бы составить задачу какие действия мы используем?
ответ детей: условие, вопрос, решение
Воспитатель: Буратино для вас придумал задачу, послушайте внимательно
воспитатель читает задачу
Воспитатель:
«На птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд. Сколько кур осталось на птичьем дворе?»
Воспитатель: как звучит условие?
ответ детей: на птичьем дворе гуляли десять гусей и кур. Все шесть гусей отправились на пруд
Воспитатель: как звучит вопрос?
ответ детей: сколько кур осталось на птичьем дворе
Воспитатель: с помощью какого действия мы будем решать задачу?
ответ детей: вычитание
Воспитатель: откройте тетради, отступите от предыдущей работы 4 клетки. Начертите числовую линейку длинною в 10 клеток и дугами обозначить условие задачи: что известно, отметить красной дугой сверху линейки, что не известно – синей дугой внизу линейки
вызванный ребёнок выполняет задание на доске
дети читают запись и отвечают на вопрос задачи
дети повторяют задачу и выкладывают её решение с помощью цифр и арифметических знаков
вызванный ребёнок выполняет запись решения на доске
Воспитатель: отлично и с данным заданием вы прекрасно справились, давайте немного разомнемся
проводится физкультминутка «А часы идут, идут»
Тик – так, тик – так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт(наклоны влево – вправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка(дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью(приседания)
Стрелки движутся по кругу
Не касаются друг друга(вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой(вращение туловищем влево)
А часы идут, идут(ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают(замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят(бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают(дети останавливаются)
Воспитатель: ну что же продолжим, под каким номером мы возьмём следующее задание?
ответ детей: под номером 3
Воспитатель: слушайте внимательно задание
проводится задание №3
проводится слуховой диктант «Нарисуй отгадку»
Воспитатель: отсчитайте вниз от числовой линейки 5 клеток и поставьте точку, от которой вы будете выполнять задание
Воспитатель: отсчитайте четыре клетки вправо от точки и поставьте ещё одну точку
дети выполняют
Воспитатель: отсчитайте две клетки вниз
дети выполняют
Воспитатель: одну клетку вправо
дети выполняют
Воспитатель: одну вниз
дети выполняют
Воспитатель: одну вправо
дети выполняют
Воспитатель: одну вниз
дети выполняют
Воспитатель: одну вправо
дети выполняют
Воспитатель: четыре вниз
дети выполняют
Воспитатель: четыре влево
дети выполняют
Воспитатель: одну вверх
дети выполняют
Воспитатель: одну вправо
дети выполняют
Воспитатель: две вверх
дети выполняют
Воспитатель: одну влево
дети выполняют
Воспитатель: одну вниз
дети выполняют
Воспитатель: одну влево
дети выполняют
Воспитатель: одну вверх
дети выполняют
Воспитатель: одну вправо
дети выполняют
Воспитатель: две вверх
дети выполняют
Воспитатель: две влево
дети выполняют
Воспитатель: одну вверх
дети выполняют
Воспитатель: две вправо
дети выполняют
Воспитатель: две вверх
дети выполняют
Воспитатель: одну вправо
дети выполняют
Воспитатель: у всех получилось так же?
ответ детей: да
Воспитатель: посмотрите друг у друга, сравните. На что похожа данная фигура?
ответ детей: заяц
Воспитатель: а вы знаете загадку о зайце?
ответ детей: да
ребенок рассказывает загадку
Воспитатель: хорошо, справились и с этим заданием. Ну что же осталось последнее задание, под каким оно номером?
ответ детей: под номером 4
Воспитатель: давайте посмотрим, что там
проводится задание №4
проводится игровое упражнение «Собери шарики»
Воспитатель: посмотрите перед вами карточки, что на них изображено?
ответ детей: шарики
Воспитатель: посчитайте, сколько шариков?
ответ детей: 20
Воспитатель: а чем отличаются шарики?
ответ детей: шарики разные по цвету и величине
Воспитатель: обведите шарики карандашом: по 5 шариков в круге. Сколько кругов получилось?
ответ детей: 4
Воспитатель: сколько шариков в каждом круге?
ответ детей: 5
Воспитатель: сосчитайте шарики пятерками
ответ детей: пять, десять, пятнадцать, двадцать
Воспитатель: сколько всего шариков?
ответ детей: двадцать шариков
Воспитатель: какие молодцы, со всеми заданиями вы справились. Ой, ребята, а тут, что – то ещё в коробке появилось
Воспитатель: посмотрите, что это?
ответ детей: волшебный ключик
Воспитатель: ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать Буратино?
ответ детей
Воспитатель: какие задания мы выполняли?
ответ детей
Воспитатель: покажите карточку того цвета, как вы себя оцениваете: красный, синий, зелёный
дети выполняют
Воспитатель: трудно было, выполнять задания или нет?
ответ детей
Воспитатель: какие молодцы. Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями