Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе на тему: «Почва и подземные обитатели»
Программное содержание. Расширять представления детей о почве и подземных обитателях. Развивать познавательную активность. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе
Предварительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Беседа по содержанию сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о животных. Игры с песком. Лепка из глины. Опыты с песком и глиной. Наблюдения в природе за дождевыми червями и жуками
Материал и оборудование. Аудиозапись «Танец Феи Драже»(муз. П.И.Чайковского), обручи разных цветов. Ширма; куклы – Дюймовочка, Крот, Мышь, Ласточка. Баночка с водой, комочек почвы, увеличительное стекло; контейнер с почвой, стаканчик с водой, фартук, нарукавники, палочка, клеенка, влажные салфетки(на каждого ребенка)
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку
воспитатель загадывает загадку
Воспитатель:
Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот?
Воспитатель: вы догадались что это?
ответ детей
на экране появляется картинка – почва
Воспитатель: да, сегодня речь пойдет у нас о почве(земле). А кто – нибудь знает, как еще называют нашу землю?
ответ детей
Воспитатель: как о ней говорят?
ответ детей
Воспитатель: а такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
ответ детей
Воспитатель: а почему так о ней говорят?
ответ детей: да, она кормит нас, давая урожай
Воспитатель: а кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ. Еще почву называют «Подземным царством». Как вы думаете, почему?
ответ детей
Воспитатель: в ней обитает много жильцов(дождевые черви, жуки, кроты)
проводится показ презентации «Почва и подземные обитатели»
Воспитатель: чем они дышат?
ответ детей
Воспитатель: как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?
ответ детей
Воспитатель: тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию
проводится опытно – экспериментальная деятельность
Воспитатель: давайте проверим, есть ли в почве воздух
проводится опыт №1
Воспитатель: возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим?
ответ детей
Воспитатель: какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
дети вместе с воспитателем формулируют вывод
Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух
проводится опыт №2
Воспитатель: возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?
ответ детей
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
дети вместе с воспитателем формулируют вывод
Вывод: в почве есть вода
Воспитатель: откуда же она берется в почве?
ответ детей
Воспитатель: все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы
проводится опыт №3
Воспитатель: размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите?
ответ детей
Воспитатель: правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из – за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод?
дети вместе с воспитателем формулируют вывод
Вывод: почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину
проводится опыт №4
Воспитатель: а что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили?
ответ детей: вода намочила почву и прошла дальше
Вывод: почва впитывает воду
воспитатель вместе с детьми подводят итог опытно – экспериментальной деятельности: мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить
Воспитатель: а теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки
воспитатель загадывает загадки
на экране снова появляется презентация «Почва и подземные обитатели»
Воспитатель:
Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться
ответ детей: полевка
Воспитатель:
Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у …
ответ детей: крота
Воспитатель:
Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки
ответ детей: дождевой червь
Воспитатель:
Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может…
ответ детей: муравей
Воспитатель:
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка
ответ детей: жаба
Воспитатель: как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
ответ детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве
проводится игра «Что я видел на участке?»
Воспитатель: ребята, а теперь, давайте вспомните наш участок и закончите следующие предложения. Осенью с деревьев на землю падают…
ответ детей: листья, плоды, например, каштаны
Воспитатель: дождик поливает землю, и листья…
ответ детей: становятся мокрыми
Воспитатель: желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно – коричневыми и черными пятнами, они…
ответ детей: гниют
Воспитатель: мы часто видим как по земле ползают…
ответ детей: червячки, насекомые
Воспитатель: когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят...
ответ детей: червяков
Воспитатель: ребята. Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили. Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это?
ответ детей
Воспитатель: из чего состоит, кто в ней обитает?
ответ детей
Воспитатель: как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?
ответ детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве