СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе на тему: "Почва и подземные обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе на тему: "Почва и подземные обитатели"»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром природы в подготовительной группе на тему: «Почва и подземные обитатели»

Программное содержание. Расширять представления детей о почве и подземных обитателях. Развивать познавательную активность. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе

Предварительная работа. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Беседа по содержанию сказки. Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа о животных. Игры с песком. Лепка из глины. Опыты с песком и глиной. Наблюдения в природе за дождевыми червями и жуками

Материал и оборудование. Аудиозапись «Танец Феи Драже»(муз. П.И.Чайковского), обручи разных цветов. Ширма; куклы – Дюймовочка, Крот, Мышь, Ласточка. Баночка с водой, комочек почвы, увеличительное стекло; контейнер с почвой, стаканчик с водой, фартук, нарукавники, палочка, клеенка, влажные салфетки(на каждого ребенка)

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку

воспитатель загадывает загадку

Воспитатель:

Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот?

Воспитатель: вы догадались что это?

ответ детей

на экране появляется картинка – почва

Воспитатель: да, сегодня речь пойдет у нас о почве(земле). А кто – нибудь знает, как еще называют нашу землю?

ответ детей

Воспитатель: как о ней говорят?

ответ детей

Воспитатель: а такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

ответ детей

Воспитатель: а почему так о ней говорят?

ответ детей: да, она кормит нас, давая урожай

Воспитатель: а кормит она не только нас, но и растения. Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ. Еще почву называют «Подземным царством». Как вы думаете, почему?

ответ детей

Воспитатель: в ней обитает много жильцов(дождевые черви, жуки, кроты)

проводится показ презентации «Почва и подземные обитатели»

Воспитатель: чем они дышат?

ответ детей

Воспитатель: как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?

ответ детей

Воспитатель: тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию

проводится опытно – экспериментальная деятельность

Воспитатель: давайте проверим, есть ли в почве воздух

проводится опыт №1

Воспитатель: возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим?

ответ детей

Воспитатель: какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

дети вместе с воспитателем формулируют вывод

Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух

проводится опыт №2

Воспитатель: возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? 

ответ детей

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

дети вместе с воспитателем формулируют вывод

Вывод: в почве есть вода

Воспитатель: откуда же она берется в почве? 

ответ детей

Воспитатель: все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы

проводится опыт №3

Воспитатель: размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите?

ответ детей

Воспитатель: правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из – за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? 

дети вместе с воспитателем формулируют вывод

Вывод: почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину

проводится опыт №4

Воспитатель: а что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили?

ответ детей: вода намочила почву и прошла дальше

Вывод: почва впитывает воду

воспитатель вместе с детьми подводят итог опытно – экспериментальной деятельности: мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить

Воспитатель: а теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки

воспитатель загадывает загадки

на экране снова появляется презентация «Почва и подземные обитатели»

Воспитатель:

Маленький  рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться

ответ детей: полевка

Воспитатель:

Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у …

ответ детей: крота

Воспитатель:

Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки

ответ детей: дождевой червь

Воспитатель:

Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может…

ответ детей: муравей

Воспитатель:

Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка

ответ детей: жаба

Воспитатель: как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

ответ детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве

проводится игра «Что я видел на участке?»

Воспитатель: ребята, а теперь, давайте вспомните наш участок и закончите следующие предложения. Осенью с деревьев на землю падают…

ответ детей: листья, плоды, например, каштаны

Воспитатель: дождик поливает землю, и листья…

ответ детей: становятся мокрыми

Воспитатель: желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно – коричневыми и черными пятнами, они…

ответ детей: гниют

Воспитатель: мы часто видим как по земле ползают…

ответ детей: червячки, насекомые

Воспитатель: когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят...

ответ детей: червяков

Воспитатель: ребята. Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной, про который мы уже говорили. Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это?

ответ детей

Воспитатель: из чего состоит, кто в ней обитает? 

ответ детей

Воспитатель: как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

ответ детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве