СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Осень-чудная пора" в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщение и конкретизация знаний детей об осени, как о красивейшем времени года.

Задачи:

- стимулировать познавательную активность;

- продолжать формировать знания детей об осенних изменениях в природе, в частности об осенних деревьях;

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Осень-чудная пора" в старшей группе»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Стрежевой» структурное подразделение «Золотая рыбка»

г.о Стрежевой Томской области











Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

Тема: «Осень – чудная пора»

(старшая группа)




Подготовила:

Галкина Алина Александровна,

воспитатель 1 кв.кат.









г. Стрежевой 2024г


Цель: обобщение и конкретизация знаний детей об осени, как о красивейшем времени года.

Задачи:

- стимулировать познавательную активность;

- продолжать формировать знания детей об осенних изменениях в природе, в частности об осенних деревьях;

- расширить словарный запас (пасмурная, ранняя, поздняя, шелестят, шуршат, упр. в образовании прилагательных (кленовый, берёзовый, дубовый и т. д., активизация обогащения словарного запаса по теме «Осень»);

- учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя;

- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие монологической и диалогической речи;

- знакомить с явлениями неживой природы;

- уточнять знания детей по правилам безопасного поведения во время осеннего дождя с грозой;

- учить считать до 10;

- совершенствовать двигательные умения и навыки;

- продолжать учить самостоятельно наклеивать детали аппликации,

- учить создавать из бумаги выразительный образ осеннего дерева.

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и желание любоваться красотой осени, осенних явлений.

Тип НОД: интегрированное.

Форма НОД: совместная деятельность педагога с детьми.

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети старшей группы.

Оборудование и материалы: иллюстрации деревьев: березы, дуба и клёна, листья разных деревьев, алгоритм «Осень», микрофон, музыка, телевизор, бумага с изображением дерева без листьев, клей, цветная ксероксная бумага (квадраты), кисточки, образец.

Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов об осени, осенних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулках, дидактические игры.

Методы и приёмы:

  • словесный (беседа, поощрение, отгадывание загадок, чтение стихотворения, вопросы),

  • сюрпризный момент,

  • наглядный (иллюстрации деревьев, листья, мнемотаблица, образец аппликации),

  • демонстрационный (показ движений),

  • метод проблемного обучения (постановка ситуации, в которой дети должны поделиться в команды и хорошо работать, чтобы заработать фишки),

  • метод игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые),

  • практический метод (объёмная аппликация).

Ход НОД.

I Организационный момент.

Играет спокойная музыка, дети входят в группу и встают в круг

Воспитатель: Доброе утро! Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку:

Желтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

Дети: Осень.

Воспитатель: Верно. Сегодня я буду волшебницей. Не верите? Я вам сейчас это докажу. Подойдите ко мне, закройте глаза и послушайте «волшебную» музыку.

Звучит музыка, листья разбросать на пол.

Воспитатель: Ребята, а куда это мы с вами попали?

Дети: На осеннюю полянку

Воспитатель: Правильно, ребята на осеннюю полянку. А вы хотите погулять по этой чудесной полянке?

Дети: Да!

Воспитатель: А что это у нас под ногами?

Дети: Листья.

Воспитатель: Предлагаю прогуляться по ним. Какие звуки вы слышите?

Дети: Листья шуршат, шелестят.

II Основная часть

Воспитатель: Полина, расскажи нам, пожалуйста стихотворение про листья.

Ребенок рассказывает стихотворение

Погуляем, погуляем
В садике своём.
Жёлтых листьев, красных листьев
Много наберём.

Посмотрите, посмотрите,
Вот какой букет!
Листья в вазу мы поставим
В нашем уголке.

Воспитатель: Гуляя, мы незаметно пришли в группу. Как называется наша группа?

Дети: «Светлячок»

Воспитатель: А детский сад?

Дети: «Золотая рыбка»

Дидактическая игра «Отгадай, с какого дерева листок».

Воспитатель: Вот какие листья мы собрали, рассмотрите их, пожалуйста. Какие деревья обронили эти листья? Вероника, какое дерево обронило твой листок?

Ребенок: Клен.

Воспитатель: Значит лист какой?

Ребенок: Кленовый лист.

Воспитатель: Кирилл, какое дерево обронило твой листок?

Ребенок: Дуб.

Воспитатель: Значит лист какой?

Ребенок: Дубовый лист.

Воспитатель: Макар, а какое дерево обронило твой листок?

Ребенок: Береза.

Воспитатель: Значит лист какой?

Ребенок: Берёзовый лист.

Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите листья, которые упали с дуба. Посчитайте, сколько их? Ответы детей.

Воспитатель: А теперь поднимите листья, которые упали с клёна. Посчитайте, сколько их? Ответы детей.

Воспитатель: Теперь поднимите листья, которые упали с березы. Посчитайте, сколько их? Ответы детей.

Дидактическая игра «Узнай и опиши дерево»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину и скажите, что за дерево изображено на картинке? И опишите его.

Берёза – белый ствол с чёрными крапинками, высокая, листья овальные, не крупные.

Клен – дерево с раскидистыми ветвями, пушистое, кудрявое, высокое, листья похожи на лапу.

Дуб – толстый ствол, мощный, могучий, крепкий, листья.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем: Это дерево дуб. Это дерево клен. Это дерево берёза. Повторяют хором.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы любите играть?

Дети: Любим играть.

Воспитатель: Я вам предлагаю разделиться на три команды. Поделимся по листочкам: команда «Клен», команда «Дуб» и команда «Берёза».

Сначала мы пойдем гулять, и на слова «Раз, два, три в колонке свое место займи» вы быстро поделитесь на 3 колонны.

Включается музыка, дети идут по кругу, на слова… дети быстро строятся.

С каждой команды выходит один ребёнок и считает,

сколько детей в команде.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас присаживайтесь на стулья. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь отгадать, зарабатывая тем самым фишки для своей команды. Готовы?

Дети: Готовы.

Мороз крепчает, вьюга завывает.

Когда это бывает? (Зимой)

Снег быстро тает, подснежник расцветает.

Птицы с юга прилетают. Когда это бывает? (Весной)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, а когда это бывает? (Летом)

Дидактическая игра «Да-нет»

Осенью цветут цветы? (нет). Осенью растут грибы? (да).

Снегом землю укрывает? (да). Часто- часто льют дожди? (да).

Туманы осенью плывут? (да). Ну, а птицы гнёзда вьют? (нет).

Звери норки закрывают? (да). Урожай все собирают? (да).

Птичьи стаи улетают? (да). Солнце светит очень жарко? (нет).

Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет).

Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).

Сапоги всем обувать? (да).

Воспитатель: Я благодарю вас за правильные ответы.

Работа по мнемотаблице.

Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю повторить стихотворение «Осенние деревья». Сначала все вместе, а затем я показываю листочек, та команда начинает или продолжает.

Ветер по лесу гулял. Ветер листики считал.

Вот дубовый. Вот кленовый.

Вот рябиновый резной.

Вот с березы золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.

Физминутка

Осеннее утро, на небосводе появилось солнце

(руки со скрещенными ладонями делают полукруг через верх)

И вдруг ее закрыла грозная туча (руки вверху головы, ладони сомкнуты).

И из неё начал накрапывать дождик.

Дождик был сначала маленький

(палец одной руки со прикасается с ладонью другой)

Одинокие капли капали на листочки, на землю,

Но дождь всё усиливался (ладони хлопают быстрее и быстрее)

И вот он уже шумит, и стучит о стёкла, крыши домов,

Начинается ливень всё сильней и сильней

(ладони шумно и быстро стучат по коленям, добавляются ноги, притопывая).

И вдруг загремел гром

(стуча ладонями по коленям, сделать один- два прыжка, шумно притопывая)

Гром отгремел, гроза прошла, дождь становится тише, успокаивается, становится всё тише, тише, тише,

И вот последние капли капают на листочки, в лужи, крыши домов,

Туча ушла (сомкнутые руки уводят в сторону),

И на небе снова засияло солнышко (руки вверху гребешком).

И на улице стало тепло и светло.

Практическая часть.

Воспитатель: Вот как после ливня становится тихо и спокойно, так и вы сейчас пройдите в нашу мастерскую. Посмотрите, перед вами голые ветки.

Воспитатель: Хотите, чтобы дерево стало по-осеннему ярким и красивым, таким, как на картинке?

Дети: Конечно хотим.

Воспитатель: Для этого необходимо взять по листу, и в середину листа поставить кисточку и немного скрутить бумагу, вот так (показ). Получается красивый листочек, который мы приклеим к веточкам.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Какое красивое осеннее дерево получилось у нас. А теперь скажите, вам понравилось занятие? Ответы детей.

Воспитатель: О каком времени года сегодня мы беседовали?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Ребята, я всем командам поставила фишки. Победила дружба. Все хорошо поработали, молодцы!