Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Стрежевой» структурное подразделение «Золотая рыбка»
г.о Стрежевой Томской области
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Осень – чудная пора»
(старшая группа)
Подготовила:
Галкина Алина Александровна,
воспитатель 1 кв.кат.
г. Стрежевой 2024г
Цель: обобщение и конкретизация знаний детей об осени, как о красивейшем времени года.
Задачи:
- стимулировать познавательную активность;
- продолжать формировать знания детей об осенних изменениях в природе, в частности об осенних деревьях;
- расширить словарный запас (пасмурная, ранняя, поздняя, шелестят, шуршат, упр. в образовании прилагательных (кленовый, берёзовый, дубовый и т. д., активизация обогащения словарного запаса по теме «Осень»);
- учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя;
- содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие монологической и диалогической речи;
- знакомить с явлениями неживой природы;
- уточнять знания детей по правилам безопасного поведения во время осеннего дождя с грозой;
- учить считать до 10;
- совершенствовать двигательные умения и навыки;
- продолжать учить самостоятельно наклеивать детали аппликации,
- учить создавать из бумаги выразительный образ осеннего дерева.
- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и желание любоваться красотой осени, осенних явлений.
Тип НОД: интегрированное.
Форма НОД: совместная деятельность педагога с детьми.
Продолжительность: 25 минут.
Участники: дети старшей группы.
Оборудование и материалы: иллюстрации деревьев: березы, дуба и клёна, листья разных деревьев, алгоритм «Осень», микрофон, музыка, телевизор, бумага с изображением дерева без листьев, клей, цветная ксероксная бумага (квадраты), кисточки, образец.
Предварительная работа: рассматривание картин, альбомов об осени, осенних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание стихов, песен, загадок, наблюдения на прогулках, дидактические игры.
Методы и приёмы:
словесный (беседа, поощрение, отгадывание загадок, чтение стихотворения, вопросы),
сюрпризный момент,
наглядный (иллюстрации деревьев, листья, мнемотаблица, образец аппликации),
демонстрационный (показ движений),
метод проблемного обучения (постановка ситуации, в которой дети должны поделиться в команды и хорошо работать, чтобы заработать фишки),
метод игры (словесные, дидактические, сюжетно-ролевые),
практический метод (объёмная аппликация).
Ход НОД.
I Организационный момент.
Играет спокойная музыка, дети входят в группу и встают в круг
Воспитатель: Доброе утро! Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
Воспитатель: Попробуйте отгадать загадку:
Желтой краской крашу я
Поле, лес, долины.
И люблю я шум дождя,
Назови-ка ты меня!
Дети: Осень.
Воспитатель: Верно. Сегодня я буду волшебницей. Не верите? Я вам сейчас это докажу. Подойдите ко мне, закройте глаза и послушайте «волшебную» музыку.
Звучит музыка, листья разбросать на пол.
Воспитатель: Ребята, а куда это мы с вами попали?
Дети: На осеннюю полянку
Воспитатель: Правильно, ребята на осеннюю полянку. А вы хотите погулять по этой чудесной полянке?
Дети: Да!
Воспитатель: А что это у нас под ногами?
Дети: Листья.
Воспитатель: Предлагаю прогуляться по ним. Какие звуки вы слышите?
Дети: Листья шуршат, шелестят.
II Основная часть
Воспитатель: Полина, расскажи нам, пожалуйста стихотворение про листья.
Ребенок рассказывает стихотворение
Погуляем, погуляем
В садике своём.
Жёлтых листьев, красных листьев
Много наберём.
Посмотрите, посмотрите,
Вот какой букет!
Листья в вазу мы поставим
В нашем уголке.
Воспитатель: Гуляя, мы незаметно пришли в группу. Как называется наша группа?
Дети: «Светлячок»
Воспитатель: А детский сад?
Дети: «Золотая рыбка»
Дидактическая игра «Отгадай, с какого дерева листок».
Воспитатель: Вот какие листья мы собрали, рассмотрите их, пожалуйста. Какие деревья обронили эти листья? Вероника, какое дерево обронило твой листок?
Ребенок: Клен.
Воспитатель: Значит лист какой?
Ребенок: Кленовый лист.
Воспитатель: Кирилл, какое дерево обронило твой листок?
Ребенок: Дуб.
Воспитатель: Значит лист какой?
Ребенок: Дубовый лист.
Воспитатель: Макар, а какое дерево обронило твой листок?
Ребенок: Береза.
Воспитатель: Значит лист какой?
Ребенок: Берёзовый лист.
Воспитатель: Ребята, а теперь поднимите листья, которые упали с дуба. Посчитайте, сколько их? Ответы детей.
Воспитатель: А теперь поднимите листья, которые упали с клёна. Посчитайте, сколько их? Ответы детей.
Воспитатель: Теперь поднимите листья, которые упали с березы. Посчитайте, сколько их? Ответы детей.
Дидактическая игра «Узнай и опиши дерево»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину и скажите, что за дерево изображено на картинке? И опишите его.
Берёза – белый ствол с чёрными крапинками, высокая, листья овальные, не крупные.
Клен – дерево с раскидистыми ветвями, пушистое, кудрявое, высокое, листья похожи на лапу.
Дуб – толстый ствол, мощный, могучий, крепкий, листья.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем: Это дерево дуб. Это дерево клен. Это дерево берёза. Повторяют хором.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы любите играть?
Дети: Любим играть.
Воспитатель: Я вам предлагаю разделиться на три команды. Поделимся по листочкам: команда «Клен», команда «Дуб» и команда «Берёза».
Сначала мы пойдем гулять, и на слова «Раз, два, три в колонке свое место займи» вы быстро поделитесь на 3 колонны.
Включается музыка, дети идут по кругу, на слова… дети быстро строятся.
С каждой команды выходит один ребёнок и считает,
сколько детей в команде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас присаживайтесь на стулья. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь отгадать, зарабатывая тем самым фишки для своей команды. Готовы?
Дети: Готовы.
Мороз крепчает, вьюга завывает.
Когда это бывает? (Зимой)
Снег быстро тает, подснежник расцветает.
Птицы с юга прилетают. Когда это бывает? (Весной)
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь поспевает, а когда это бывает? (Летом)
Дидактическая игра «Да-нет»
Осенью цветут цветы? (нет). Осенью растут грибы? (да).
Снегом землю укрывает? (да). Часто- часто льют дожди? (да).
Туманы осенью плывут? (да). Ну, а птицы гнёзда вьют? (нет).
Звери норки закрывают? (да). Урожай все собирают? (да).
Птичьи стаи улетают? (да). Солнце светит очень жарко? (нет).
Все купаются в реке? (нет). Можно детям загорать? (нет).
Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да).
Сапоги всем обувать? (да).
Воспитатель: Я благодарю вас за правильные ответы.
Работа по мнемотаблице.
Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю повторить стихотворение «Осенние деревья». Сначала все вместе, а затем я показываю листочек, та команда начинает или продолжает.
Ветер по лесу гулял. Ветер листики считал.
Вот дубовый. Вот кленовый.
Вот рябиновый резной.
Вот с березы золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.
Физминутка
Осеннее утро, на небосводе появилось солнце
(руки со скрещенными ладонями делают полукруг через верх)
И вдруг ее закрыла грозная туча (руки вверху головы, ладони сомкнуты).
И из неё начал накрапывать дождик.
Дождик был сначала маленький
(палец одной руки со прикасается с ладонью другой)
Одинокие капли капали на листочки, на землю,
Но дождь всё усиливался (ладони хлопают быстрее и быстрее)
И вот он уже шумит, и стучит о стёкла, крыши домов,
Начинается ливень всё сильней и сильней
(ладони шумно и быстро стучат по коленям, добавляются ноги, притопывая).
И вдруг загремел гром
(стуча ладонями по коленям, сделать один- два прыжка, шумно притопывая)
Гром отгремел, гроза прошла, дождь становится тише, успокаивается, становится всё тише, тише, тише,
И вот последние капли капают на листочки, в лужи, крыши домов,
Туча ушла (сомкнутые руки уводят в сторону),
И на небе снова засияло солнышко (руки вверху гребешком).
И на улице стало тепло и светло.
Практическая часть.
Воспитатель: Вот как после ливня становится тихо и спокойно, так и вы сейчас пройдите в нашу мастерскую. Посмотрите, перед вами голые ветки.
Воспитатель: Хотите, чтобы дерево стало по-осеннему ярким и красивым, таким, как на картинке?
Дети: Конечно хотим.
Воспитатель: Для этого необходимо взять по листу, и в середину листа поставить кисточку и немного скрутить бумагу, вот так (показ). Получается красивый листочек, который мы приклеим к веточкам.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Какое красивое осеннее дерево получилось у нас. А теперь скажите, вам понравилось занятие? Ответы детей.
Воспитатель: О каком времени года сегодня мы беседовали?
Дети: Об осени.
Воспитатель: Ребята, я всем командам поставила фишки. Победила дружба. Все хорошо поработали, молодцы!