Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе на тему: «Путешествие в прошлое счетных устройств»
Задачи. Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность
Материал. Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства
Ход непосредственно образовательной деятельности
проводится вводная часть
проводится организационный момент
проводится введение в тему
проводится постановка цели занятия
Воспитатель: я рада видеть всех детей веселыми и здоровыми, в хорошем настроении. Сегодня к нам в группу пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся всем
дети здороваются
воспитатель читает стихотворение
Воспитатель:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться: доброе утро
Доброе утро
Солнцу и птицам
Доброе утро
Приветливым лицам
И каждым становится
Добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера
Воспитатель: ребята, а вы были когда – нибудь в музее?
ответ детей
Воспитатель: что можно увидеть в музее?
ответ детей
Воспитатель: а хотите сегодня посетить музей?
ответ детей
Воспитатель: но это будет не обычный музей, а музей счетных устройств. Ребята, а вы умеете считать?
ответ детей
Воспитатель: а вы хотите узнать, как люди считали раньше?
ответ детей
Воспитатель: тогда отправимся в музей, где находятся разные счетные устройства, на которых считали люди в древности. А также увидим счетные устройства современности. А на чем можно отправиться в прошлое?
ответ детей
Воспитатель: проходите в машину времени
дети присаживаются на стулья
Воспитатель: закройте глаза, мы отправляемся в прошлое. Вот мы и попали в музей. Вспомним правила поведения в музее
ответ детей
проводится основная часть
проводится рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств
Воспитатель: присаживайтесь поудобнее и слушайте. Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов. Сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности. История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы
на экране появляется картинка – слайд №2
Воспитатель: пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках. Люди стали использовать каменные палочки, узелки
на экране появляется картинка – слайд №3
Воспитатель: считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, т. е. счетных устройств. Первый помощник человека в счете появился очень давно(в V веке до н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак
на экране появляется картинка – слайд №4
Воспитатель: абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий(даже в Западной Европе). С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди(ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Французский математик Блэз Паскаль изобрел первое счетное устройство – счетчик – регистратор
на экране появляется картинка – слайд №5
Воспитатель: затем немецкий физик и математик Лейбниц создал ступенчатый вычислитель. Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить. После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр
на экране появляется картинка – слайд №6
Воспитатель: который позволил считать быстрее и притом большие числа. Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор(первая электромеханическая счетная машина)
на экране появляется картинка – слайд №7
Воспитатель: наряду с механическими счетными устройствами люди начинают выполнять вычисления на русских счетах(массовое счетное устройство)
на экране появляется картинка – слайд №8
Воспитатель: до сей поры люди иногда используют это счетное устройство для вычислений
на экране появляется картинка – слайд №9
Воспитатель: изобретатели создают в XX веке и калькулятор(римское calculi – камешки(вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек)
на экране появляется картинка – слайд №10
Воспитатель: считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. Устройство, которое можно назвать первым компьютером, изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но построить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году(в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат). Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века(в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использования
на экране появляется картинка – слайд №11
Воспитатель: современные компьютеры состоят из системного блока и внешних устройств: монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система(колонки, джойстики). Изобрели и переносные микрокомпьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры – планшеты. А сейчас нам необходимо немного размяться. Выходите на разминку
проводится физкультминутка
воспитатель читает стихотворение
дети выполняют движения
Воспитатель:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть
во время проведения физкультминутки воспитатель предлагает одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми
проводится практическая часть
воспитатель предлагает детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:
- пальцы
- узелки
- камни
- счеты
- калькулятор
примеры для вычисления даются детям на карточках
после выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку
проводится заключительная часть
проводится рефлексия
Воспитатель: о чем сегодня шла речь на занятии?
ответ детей: слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении
Воспитатель: какое было самое первое счетное устройство?
ответ детей: пальцы
Воспитатель: какие счетные устройства вы еще запомнили?
ответ детей
Воспитатель: с помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?
ответ детей
Воспитатель: назовите самое современное счетное устройство
ответ детей
Воспитатель: перечислите основные и дополнительные части компьютера
ответ детей
Воспитатель: и в заключение я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера
воспитатель загадывает загадки
Воспитатель:
По десятку на листочке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук
ответ детей: счеты
Воспитатель:
Что за чудо – агрегат,
Может делать все подряд –
Петь, играть, читать, считать,
Самым лучшим другом стать
ответ детей: компьютер
Воспитатель:
На столе стоит сундук,
В сундуке окошко
Можно видеть чудеса,
Если знать немножко
ответ детей: монитор
Воспитатель:
На доске по строчечке
Разместились кнопочки
Догадайтесь, мальчики
Как здесь тыкать пальчиком?
ответ детей: клавиатура
Воспитатель:
По ковру зверек бежит,
То замрет, то закружит,
Коврика не покидает,
Что за зверь, кто угадает?
ответ детей: компьютерная мышь
Воспитатель:
То – то радость, то – то смех,
На бумаге без огрех,
Из какой коробки лезет,
Текст на удивленье всех?
ответ детей: принтер
Воспитатель:
Если что – то отключить,
То компьютер замолчит,
Тугоухий, как медведь –
Ничего не сможет петь
ответ детей: колонки, акустическая система