Конспект непосредственно образовательной деятельности
(изобразительная деятельность)
на тему: «Рисование узора на полосе-кайме»
Задачи:
- Познакомить детей с народным промыслом Гжели.
- Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
- Научить составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр.
- Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
- Воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желания прийти на помощь.
Материалы для занятия:
- Выставка из изделий гжельских мастеров;
- Кукла Маша нарисованная с частями гжельского чайника;
- Гуашь;
- Стаканчики с водой;
- Кисть белочка№5;
- Салфетки.
- Вырезанные из бумаги формы посуды.
Предварительная работа:
- Беседа о гжельском промысле.
- Рассматривание узоров гжели.
- Изучение нанесения основных мазков используемых при росписи гжели.
Ход занятия:
- Вводная часть.
Дети проходят в группу в игровую зону, где располагается выставка гжельской посуды.
Воспитатель: - Ребята, проходите. У нас сегодня необычное занятие . К нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь возьмитесь за руки и мы вначале нашего занятия с вами отправимся в село Гжель Раменского района на выставку знаменитого на весь мир гжельского фарфора.
Дети рассматривают, любуются.
Воспитатель: читает стихотворение
Ай да посуда, что за диво, хороша и та, и та,
Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!
Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!
Тут слышится плач и воспитатель вносит нарисованную куклу с частями разбитой гжельской посуды(нарисованной)
- Основная часть. Маша: - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Меня зовут Машенька.
Дети и гости здороваются.
Воспитатель: - Машенька, а откуда ты к нам пришла? И расскажи-ка нам, милая, почему так горько плачешь?
Маша: - Пришла я к вам из страны Рисовандии со своей бедой. Не знаю, сможете ли вы мне помочь?
Воспитатель: - А что случилось – то? Расскажи нам про свою беду. А мы с ребятами чем сможем, обязательно поможем!
Обращается к ребятам за поддержкой
-Поможем, мальчики и девочки?
Маша: - Раз так, то слушайте. Решила я мамочке помочь по хозяйству и взялась посуду мыть. Перемыла, перетерла, а стала на полку убирать, так со стула упала и всю посуду разбила. Вот от нее осколки остались. (Плачет)
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего она была сделана?
Дети: - Глина, керамика, стекло.
Воспитатель:- Из чего бывает сделана посуда?(ответы детей) Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? (ответы детей) Конечно нет, только бы роспись пострадала. А металлическая? (показ и ответы детей) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? (ответы детей) А стеклянная? (ответы детей) Маша, а твоя посуда какая была?
Маша: - Белая, а на ней синенькие узоры: завитки, цветочки, листочки.
Воспитатель: - Ребята, вы догадались какая это посуда?
Дети:- Посуда гжельских мастеров.
Воспитатель: - Машенька, вот посмотри, сколько здесь гжельского фарфора. Выбирай любую посуду!
Маша: - Нет, мне такая посуда не подойдет. Она правда очень красивая. Но я ведь к вам из необычной страны пришла. Там все предметы и люди настоящие как у вас, но когда мы попадаем в ваш мир, то становимся как-будто нарисованными. Мне бы вот нарисованную посуду, вот как эта. (протягивает кусочки гжельской посуды)
Игра собери посуду.
Воспитатель:- Ну, вот, ребята, посмотрите какая посуда-то была, а мы же сможем ее с вами восстановить. Вот тут у нас есть формы, только они белые, осталось ее расписать. И тогда мы сможем с вами помочь Машеньке.
Дети выбирают себе образец и садятся на свои места.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что используется только синяя гуашь и на доске находятся образцы росписи - они там в помощь детям.
- Заключительная часть. После окончания работы, Маша благодарит ребят за помощь и прощается с ними. А дети приводят в порядок свои рабочие места.