I часть: Вводная (информационно-познавательная). Воспитатель читает письмо: " Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся. -Ребята, а что вы знаете о воде? Загадка: На ноге стоит одной. Крутит, вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. - А что такое глобус? - А как вы понимаете – модель Земли? - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? - Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки (показать на глобусе). - Ребята, а почему на глобусе много синего цвета? - А что вы знаете о воде? Какая она? - Кому нужна вода? - Зачем вода нужна растениям? - Почему животные не могут жить без воды? - Ребята, а людям нужна вода? Звучит запись журчания ручейка (Чтение стихотворения о ВОДЕ) Вы слыхали о воде? Говорят она везде! В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без неё нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить, Без неё нам не прожить! - Ребята, для жизни человека вода имеет большое значение. На нашей планете Земля много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? - Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода - солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин - это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему? - А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими. - А как вода поступает в реку? - Ребята, что такое круговорот воды в природе?
|
Дети отгадывают (Глобус). Дети отвечают (Глобус - это модель Земли). Дети высказывают, объясняют.
Дети отвечают (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны).
Дети отвечают (Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра).
Дети объясняют, делают выводы.
Дети отвечают (пресная вода - это вода без солей).
Дети объясняют. когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. |
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) - Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) - Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. - Приступим к нашему исследованию. Опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы. А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску). Опыт 2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что вода прозрачная жидкость, и вывешивает на магнитную доску) Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание Физкультурная минутка - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны) Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево) Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания) Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте) От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. - Что же мы видим? Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. |
Дети отвечают. (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
Дети рассаживаются по два человека за один стол.
Дети отвечают, проводят опыт, делают вывод.
Дети отвечают, проводят опыт, делают вывод.
Дети отвечают, проводят опыт, делают вывод.
Дети располагаются на ковре в произвольном порядке и выполняют физкультминутку.
Дети занимают свои места за столами.
Дети отвечают, делают вывод. Дети отвечают (Нет). Проводят опыт, делают вывод. |