муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 г. Лузы Кировской области
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте "Волшебный сундучок Деда Грамотея" (для детей старшего возраста) Воспитатель: Изосимина О.В. г. Луза 2016г.
Задачи обучающие:
- познакомить с новой буквой «С»;
- закрепить знания детей о звуках - гласных, согласных (твердых, мягких)
- совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слов;
- учить составлять предложения с заданным словом;
Задачи развивающие:
- развивать речь детей;
- пополнять словарный запас, упражнять в подборе близких по смыслу слов, однокоренных слов;
- развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость.
- способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей
Задачи воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям.
Материал: посылка с сундучком и ключом, письмо, карточки с задания, буквы иллюстрации.
Раздаточный материал:
- звуковые карточки, круги.
Предварительная работа с детьми:
Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о зиме, беседа о зимних развлечениях, индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовка демонстрационного материала.
Методические приемы:
Игровой - использование сюрпризных моментов.
Наглядный - использование картинок.
Словесный - вопросы воспитателя, ответы детей, указания, обобщения.
Поощрения, итог занятия.
Ход занятия:
Орг. Момент: « Ой, ребята подходите
Друг на друга посмотрите
Поздоровайтесь ладошкой,
Улыбнитесь все немножко!
- Какое настроение стало?
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка. Да, здесь еще и письмо.
Хотите узнать от кого оно?
От кого: «От Деда Грамотея»
Откуда: « Из страны АБВГДейки»!
Кому: «Ребятам старшей группы детского сада «Колосок»
Давайте прочитаем письмо:
«Дорогие ребята группы «Березка»!
Пишет вам, Дед Грамотей, из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Задание 1.
1. Найдите одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. (Ответы детей)
Воспитатель: что вы знаете о звуке [с]?
Ответы детей - (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Характеристика звука с: когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Можем произнести твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу.
Дети: Сани
В: Какие могут быть сани?
Д: быстрые, легкие, тяжелые.
В: Если сани сделаны из железа, значит они какие?
Д: железные.
В: Если сани сделаны из пластмассы, значит они какие?
Д: пластмассовые.
В: Если сани сделаны из металла, значит они какие?
Д: металлические
Проводится звуковой анализ слова:
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый звук в слове? [с] Какой он? Согласный, твердый
- Назовите 2 звук в слове? [а] какой он? Гласный
- Назовите 3 звук в слове? [н] какой он? Согласный, мягкий
-Назовите 4 звук в слове? [и] какой он? Гласный
-Сколько гласных звуков в этом слове?
-Сколько согласных в слове? Назовите их.
- Сколько слогов в слове? 2
- Назовите первый слог? СА
- Назовите второй слог? НИ
Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Задание 3.
« Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
А теперь немножко отдохнем
Проводится физминутка
Физ/минутка
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнем.
А потом гулять пойдем
Задание 4
Игра – задание «Наоборот»
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с
Пасмурный – солнечный
Трусливый – смелый
Легкомысленный – серьезный
Мир – ссора
Открытый человек – скрытный
Соленый огурец – свежий
Тесная обувь – свободная
Кислое яблоко – сладкое.
Задание 5
«Сочиняем сказку»
Жили – были мальчик и девочка. Они очень дружили. Мальчика звали так, что в его имени был звук (с). Как его звали? (Саша, Сеня, Семен, Савелий, Сергей, Стасик и т.д.). Девочку звали так, что в её имени был тоже звук (с). Как её звали? (Соня, Света, Саша)
У мальчика Семена были игрушки, в названии которых есть звук (с). Какие игрушки были у мальчика? (Самолет, самосвал, автобус, свисток, конструктор, солдатики и т.д.) У девочки тоже были игрушки, в названии которых есть звук (с). Какие игрушки были у девочки? (лиса, санки, посуда и т.д.)
Как- то раз они пошли в продуктовый магазин. Покупать им можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С». Что они купили?
Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А потом пошли в магазин «Одежда». Как вы думаете, что они купили? (сапоги, носки, свитер, галстук и т.д.)
Молодцы, это задание вы тоже выполнили правильно.
Воспитатель: Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит ключ от волшебного сундучка. Отгадку нужно выложить из букв, которые лежат на подносе.
У него четыре ножки
На него кладём мы ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…(стол)!
(Ключ лежит на столе)
В: Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет.
Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
Что больше всего понравилось?
В выполнение каких заданий у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Спасибо всем за работу.
6