Конспект непосредственной образовательной деятельности
с детьми средней группы по ФЦКМ
Тема: Дикие животные зимой.
Предмет: образовательная область «Познавательное развитие»
Группа: Средняя
Автор конспекта: Нечаева Валентина Ивановна
Вид деятельности: непосредственная образовательная деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель:
Формирование представления о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий.
Образовательные задачи:
- Формировать представления о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях, где живут, чем питаются.
- Закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
- Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк) и словарь признаков (коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, серый) по теме «Дикие животные».
- Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников средствами физкультминутки.
Развивающие задачи:
- Развивать зрительное внимание, мыслительные процессы.
Воспитательные задачи:
- Формировать интерес к живой природе, доброжелательность.
- Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
- Воспитывать любовь к природе, интерес к животным.
Предварительная работа:
• беседы о диких животных;
• рассматривание иллюстрационного материала по теме;
• загадывание загадок про диких животных;
• раскрашивание раскрасок по теме.
Оборудование:
- Письмо в конверте;
- презентация: «Дикие животные»;
- картины с изображением животных: волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка.
Методические приемы: загадывание загадки, чтение письма, беседа о животных, загадывание загадок о животных, физкульминутка, показ слайдов с видами жилищ диких животных, д/игра «Чей хвост», итог.
Словарная работа: дикие животные, лесные животные, нора, логово, дупло, берлога.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, за окном снег и мороз. Кто знает, какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: У зимы три зимних месяца, а какие знаете?
Дети: Декабрь, январь и февраль.
Постановка проблемы.
Воспитатель: В лесу недавно произошло необычное событие. Там, побывал злой волшебник, и заколдовала лесных обитателей. А старичок – лесовичок передал письмо от жителей леса и просил помочь расколдовать лес и его обитателей.
Срочно приходите,
Срочно помогите.
Нас волшебник напугал.
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть.
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите.
И нас срочно всех спасите. (Жители леса)
Воспитатель: Ну, что, поможем нашим животным?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Дети, скажите, а кто это такие - жители леса?
Дети: Это животные: лиса, заяц, медведь, еж и т.д.
Воспитатель: А как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие, лесные
Воспитатель: А почему их называют дикими?
Дети: Они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах.
Воспитатель: Молодцы! Чтобы помочь лесным животным, нужно оказаться в лесу. Давайте все вместе произнесем волшебные слова:1, 2, 3, 4, 5 – в лес идем зверей спасать. (Звучит музыка П .И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев.»)
Воспитатель: Мы с вами оказались в зимнем лесу.
В лес отправимся гулять,
Будем весело шагать. ( Дети маршируют.)
На носочки встали,
И к лесу побежали. (Бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
Мы на кочки наступаем. (Ходят высоким шагом.)
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. (Дети маршируют)
Основная часть занятия.
Игра «Расколдуй животное». ( На доске перевёрнутые картинки диких животных.)

Вот мы и очутились в волшебном лесу. Что — то необычное происходит здесь. Не слышно пения птиц, шума деревьев, голосов птиц и зверей. Кругом тишина. Злой волшебник их заколдовал. Чтобы их увидеть, надо разгадать загадки (отгадываем загадки и переворачиваем иллюстрации животных по ходу игры).
Воспитатель: Но зверей в лесу много, а к кому мы заглянем первому, вы узнаете, отгадав загадку:
1. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
А в деревне кур крадёт.
Дети: Лиса.
Воспитатель: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Знаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
Ответы детей.
Воспитатель: Лисе нужен такой хвост, чтобы заметать следы. Лиса очень хитрая. Часто её в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.
Воспитатель: Где живет лиса?
Ответы детей.
Воспитатель: Лиса живёт в норе. Чем питается лиса?
Ответы детей.
Воспитатель: Лиса ловит мышей, зайцев.
2. Прокатился шум лесной –
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал…
Долго эхо провожал.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.
Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?
Ответы детей.
Воспитатель: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.
- А где же зайка живет? Какой у него домик?
Ответы детей.
Воспитатель: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал. Чем питается зайка?
Ответы детей.
Воспитатель: Зайка любит морковку, капусту.
3. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.
Воспитатель: Расскажите, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Волк сильный, смелый, умный. У волка острые зубы, серая шерсть. У волка длинный и протяжный вой. Как называется дом волка?
Ответы детей.
Воспитатель: Дом волка называется логовом. Чем питается волк?
Ответы детей.
Воспитатель: Ловит зайцев.
4. По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит сладкий мёд,
Да малину с веток рвёт.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Ответы детей.
Воспитатель: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. А как называют дом медведя?
Ответы детей.
Воспитатель: Дом медведя называется берлогой. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснётся. Как вы думаете, ему тепло или холодно?
Ответы детей.
Воспитатель: У медведя мех очень тёплый. Вход в берлогу ветками завален. Снегом сверху засыпан. Чем питается медведь?
Ответы детей.
Воспитатель: Медведь большой сладкоежка, очень любит мёд и малину.
Физкультминутка «Лесные жители»
Ходит-бродит серый волк (идут по кругу)
И зубами щёлк да щёлк (стучат зубками)
Шёрстка как щетинка, (опустились на пол, изогнули спинки)
Вздыбилась на спинке.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперёд и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
5. Сердитый недотрога,
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной..
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Расскажите, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ёжика находятся иголки. На голове и брюхе растет густая жёсткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. А как называют дом ёжика?
Ответы детей.
Воспитатель: Дом ёжика называется нора. Всю зиму спит ёж в норе. Чем питается ёжик?
Ответы детей.
Воспитатель: Ёж питается яблоками и грибами, которые запас ещё осенью.
6. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети: Белка.
Воспитатель: Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?
Ответы детей.
Воспитатель: У белки короткие ушки, а на них кисточки. У неё большой, пушистый хвост. Где живет белка? Как называется ее домик?
Ответы детей.
Воспитатель: Домик у белки называется дупло. Дупло находится высоко на дереве, чтобы другие звери не достали. Белка прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Так она от мороза спасается. Чем питается белка?
Ответы детей.
Воспитатель: Белка питается орешками и грибами, которые запасла ещё осенью.
Воспитатель: Что животным страшнее: холод или голод? Почему?
Животные много ходят; бегают в поисках еды; тратят много сил и здоровья. Самый опасный враг – это голод, когда нечего есть. Холод не так опасен, так как у них тёплая шубка.
Игра «Чей хвост?».
В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех ног, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.
(Дети подбирают животному соответствующий хвост. Озвучивая животное.)


Развивающее задание. «Кто где живёт?»
Диких животных отправить в лес. Дорогу им рисуем красным карандашом.
Заключительный этап
- Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями, и пойдём. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев.»)
Подведение итог.
- О каких животных мы говорили?
- Как вы думаете, лесным зверям хорошо в нашем зимнем лесу?
Используемые электронные ресурсы:
• Электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно, презентация «В мире диких животных»
• Загадки про зверей - http://detkam.e-papa.ru/zagadki
• Раскраски «Животные» материалы взяты с сайта - http://zakras.ru/katalog-raskrasok/zhivotnye-pticy-rybyc
• Развивающая игра «Звери в лесу»