Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».
Возраст детей: 5 – 6 лет
Цель: знакомство с понятиями «прямая», «отрезок», «луч».
Задачи:
Формирование навыка построения отрезков и лучей, закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, умения задавать вопросы, высказывать собственное мнение.
Развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики.
Воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах.
Материалы к занятию:
белый экран;
проектор;
ноутбук для презентации.
Раздаточный материал:
на каждом столе длинная верёвка (6 штук),
каждому ребёнку ножницы, пластилин (красный, жёлтый), цветные карандаши, линейка.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
В кабинете, поделённом на две зоны (игровую и учебную) педагог собирает детей (в игровой зоне) в круг взявшись за руки, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. Затем воспитанники рассаживаются за столы по двое. На белом экране выведена проектором картинка со схематических рисунком (красные цветочки – это точки, зелёная трава – это прямые линии, синее озеро – это кривая замкнутая линия, чёрная дорожка – это ломаная линия).
Педагог:
- Ребята, давайте поиграем и вспомним, с чем мы познакомились на прошлом занятии.
Игра «Договори словечко»
Педагог:
- «Красные цветочки – это …точки.
Зелёная трава – это … линии.
Синее озеро – это линия … кривая, замкнутая.
Чёрная дорожка – это линия … ломаная».
Педагог:
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с интересным героем, королевой Точкой. Живёт королева Точка в необычной стране Геометрия (презентация, слайд № 2, изображение страны Геометрии и королевы Точки).
- Точка очень любопытная, хочет всё знать и очень любит прогуливаться по своей стране. Однажды Точка увидела линию (презентация, слайд № 3 с изображением Прямой линии) и говорит…
Точка:
- Интересно, а что это за линия? Прогуляюсь я по этой линии!
Педагог:
- Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней (презентация, слайд № 4, изображение линии и движение точки по ней в правую сторону).
Шла, шла Точка по линии, долго шла и устала.
Точка:
- Долго ещё идти? Ни конца, ни края не видать, наверное, я пошла не в ту сторону (презентация, слайд № 5, движение точки в противоположную левую сторону)
Педагог:
- Отправилась королева Точка в обратную сторону, тоже ни конца, ни края не видать.
Точка:
- Что же делать?
Педагог:
- Появляются ножницы (презентация, слайд № 6, добавляется изображение ножниц).
Ножницы:
«Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней идти -
Не найти конца пути!»
(Ножницы акцентируют внимание детей на том, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца).
Педагог:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о прямой линии?
Дети:
- Прямая линия не имеет начала конца.
Точка (опечалилась):
- Что же, так и придётся идти без конца?
Ножницы:
- Мы знаем, что делать! (И щёлкнули прямо перед носом Точки, разрезали прямую линию - презентация, слайд № 7).
Точка (радостно):
- Ура! Вот, и конец получился! А теперь и с другой стороны, пожалуйста, сделайте конец.
Ножницы:
– Пожалуйста, вам - с другой стороны (послушно щёлкнули - презентация, слайд № 8)!
Точка (обозначает места разреза, презентация слайд № 9):
– Как интересно! Что же из нашей прямой линии получилось, как вы думаете, ребята?
Дети:
- Это отрезанный кусочек от прямой линии, у которого есть начало и конец.
Педагог (указывает на отрезок):
- Ребята, как вы думаете, как этот кусочек линии называется?
Педагог (если дети затрудняются ответить):
- Этот кусочек называется Отрезок, потому что «отрезанный», у отрезка есть начало и конец.
Точка:
- Я запомню это. Мне нравится отрезок. Но прямая линия мне тоже нравилась, жаль, что её не стало, ведь теперь вместо прямой линии есть отрезок и еще два этих… (задумалась королева Точка). Не знаю, как их назвать…
Педагог:
- Ребята, давайте вместе разберёмся и выясним, как же эти оставшиеся части называются! Посмотрите, что вы замечаете?
Дети:
- В этих оставшихся частях есть только начало.
Педагог:
– Правильно, у них есть начало (педагог указывает на точку) но нет конца. Похожи они на лучи солнца и называются лучами (презентация, слайд № 10 с изображением солнца, от которого отходят лучи).
Педагог:
- Ребята, сравните. Представьте, что солнце – это большая точка (начало), а из этой точки тянутся линии, они имеют начало, но не имеют конца – это лучи.
- Подумайте, ребята, чем луч отличается от отрезка? От прямой? (презентация, слайд № 11 с изображением луча, отрезка, прямой)
(презентация, слайд № 12 с образцами линий)
Педагог:
– А теперь, ребята, давайте определим в каких окошках нарисованы отрезки.
- В каких окошках нарисованы лучи?
- В каких окошках нарисованы прямые?
- Ребята, давайте подвигаемся (дети выходят в игровую часть кабинета собираются в круг)
Педагог:
- Друзья, предлагаю вам рассмотреть задания в карточках.
Работа в карточках:
- Рассмотрите часть прямой, которую «отрезали». Сколько концов у отрезка? Проведите отрезок по линейке от точки 1 к точке 2.
- Проведите отрезки красным карандашом. Лучи - жёлтым.
3. Заключительная часть
(Работа в парах. На столах, застелённых клеёнкой, длинная верёвка и у каждого ребёнка ножницы, пластилин жёлтого и красного цветов).
Педагог:
- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. Возьмите верёвку, разложите её на столе. Давайте представим, что она продолжается и дальше в обе стороны до бесконечности, как вы считаете, что это будет?
Дети:
- Прямая.
Педагог:
- Давайте отрежем ножницами кусочек от прямой, каждый со своей стороны и на концах закрепим к столу красный пластилин (поставим точки). Что получилось?
Дети:
- Отрезок.
Педагог:
- А теперь на оставшихся частях от прямой, только на одном конце закрепим к столу пластилин жёлтого цвета (ставим точку). Как эти части называются?
Дети:
- Лучи
Педагог:
- Друзья, вспомните, какую интересную историю вы услышали?
Дети:
- О королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия.
3. Заключительная частья
Педагог:
- Что интересного из этой истории вы узнали, с чем познакомились?
Дети:
- Мы познакомились с отрезком, лучом и прямой.
Педагог:
- Что вы узнали о прямой? Об отрезке? О луче?
Дети:
- Прямая не имеет начало и не имеет конец, она бесконечна, отрезок имеет начало и конец(начальную и конечную точку), а у луча есть только начало, но нет конца (только начальная точка).