СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Тема: «Прямая. Отрезок. Луч».

Возраст детей: 5 – 6 лет

Цель: знакомство с понятиями «прямая», «отрезок», «луч».

Задачи:

  1. Формирование навыка построения отрезков и лучей, закрепление навыка ориентировки на плоскости листа, умения задавать вопросы, высказывать собственное мнение.

  2. Развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти) и общей, мелкой моторики.

  3. Воспитание уважения друг к другу и умения работать в парах.

Материалы к занятию:

  • белый экран;

  • проектор;

  • ноутбук для презентации.

Раздаточный материал:

  • на каждом столе длинная верёвка (6 штук),

  • каждому ребёнку ножницы, пластилин (красный, жёлтый), цветные карандаши, линейка.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

В кабинете, поделённом на две зоны (игровую и учебную) педагог собирает детей (в игровой зоне) в круг взявшись за руки, приветствуют друг друга и желают хорошего настроения. Затем воспитанники рассаживаются за столы по двое. На белом экране выведена проектором картинка со схематических рисунком (красные цветочки – это точки, зелёная трава – это прямые линии, синее озеро – это кривая замкнутая линия, чёрная дорожка – это ломаная линия).

Педагог:

- Ребята, давайте поиграем и вспомним, с чем мы познакомились на прошлом занятии.

Игра «Договори словечко»

Педагог:

- «Красные цветочки – это …точки.

Зелёная трава – это … линии.

Синее озеро – это линия … кривая, замкнутая.

Чёрная дорожка – это линия … ломаная».

    1. Основная часть:

Педагог:

- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с интересным героем, королевой Точкой. Живёт королева Точка в необычной стране Геометрия (презентация, слайд № 2, изображение страны Геометрии и королевы Точки).

- Точка очень любопытная, хочет всё знать и очень любит прогуливаться по своей стране. Однажды Точка увидела линию (презентация, слайд № 3 с изображением Прямой линии) и говорит…

Точка:

- Интересно, а что это за линия? Прогуляюсь я по этой линии!

Педагог:

- Вышла Точка на прямую линию и пошла по ней (презентация, слайд № 4, изображение линии и движение точки по ней в правую сторону).

Шла, шла Точка по линии, долго шла и устала.

Точка:

- Долго ещё идти? Ни конца, ни края не видать, наверное, я пошла не в ту сторону (презентация, слайд № 5, движение точки в противоположную левую сторону)

Педагог:

- Отправилась королева Точка в обратную сторону, тоже ни конца, ни края не видать.

Точка:

- Что же делать?

Педагог:

- Появляются ножницы (презентация, слайд № 6, добавляется изображение ножниц).

Ножницы:

«Без конца и края

Линия прямая!

Хоть сто лет по ней идти -

Не найти конца пути!»

(Ножницы акцентируют внимание детей на том, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца).

Педагог:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что вы узнали о прямой линии?

Дети:

- Прямая линия не имеет начала конца.

Точка (опечалилась):

- Что же, так и придётся идти без конца?

Ножницы:

- Мы знаем, что делать! (И щёлкнули прямо перед носом Точки, разрезали прямую линию - презентация, слайд № 7).

Точка (радостно):

- Ура! Вот, и конец получился! А теперь и с другой стороны, пожалуйста, сделайте конец.

Ножницы:

– Пожалуйста, вам - с другой стороны (послушно щёлкнули - презентация, слайд № 8)!

Точка (обозначает места разреза, презентация слайд № 9):

– Как интересно! Что же из нашей прямой линии получилось, как вы думаете, ребята?

Дети:

- Это отрезанный кусочек от прямой линии, у которого есть начало и конец.

Педагог (указывает на отрезок):

- Ребята, как вы думаете, как этот кусочек линии называется?

Педагог (если дети затрудняются ответить):

- Этот кусочек называется Отрезок, потому что «отрезанный», у отрезка есть начало и конец.

Точка:

- Я запомню это. Мне нравится отрезок. Но прямая линия мне тоже нравилась, жаль, что её не стало, ведь теперь вместо прямой линии есть отрезок и еще два этих… (задумалась королева Точка). Не знаю, как их назвать…

Педагог:

- Ребята, давайте вместе разберёмся и выясним, как же эти оставшиеся части называются! Посмотрите, что вы замечаете?

Дети:

- В этих оставшихся частях есть только начало.

Педагог:

– Правильно, у них есть начало (педагог указывает на точку) но нет конца. Похожи они на лучи солнца и называются лучами (презентация, слайд № 10  с изображением солнца, от которого отходят лучи).

Педагог:

- Ребята, сравните. Представьте, что солнце – это большая точка (начало), а из этой точки тянутся линии, они имеют начало, но не имеют конца – это лучи.

- Подумайте, ребята, чем луч отличается от отрезка? От прямой? (презентация, слайд № 11 с изображением луча, отрезка, прямой)

(презентация, слайд № 12 с образцами линий)

Педагог:

– А теперь, ребята, давайте определим в каких окошках нарисованы отрезки.

- В каких окошках нарисованы лучи?

- В каких окошках нарисованы прямые?

- Ребята, давайте подвигаемся (дети выходят в игровую часть кабинета собираются в круг)

Педагог:

- Друзья, предлагаю вам рассмотреть задания в карточках.

Работа в карточках:

- Рассмотрите часть прямой, которую «отрезали». Сколько концов у отрезка? Проведите отрезок по линейке от точки 1 к точке 2.

- Проведите отрезки красным карандашом. Лучи - жёлтым.

3. Заключительная часть

 (Работа в парах. На столах, застелённых клеёнкой, длинная верёвка и у каждого ребёнка ножницы, пластилин жёлтого и красного цветов).

Педагог:

- Ребята, а сейчас мы будем работать в парах. Возьмите верёвку, разложите её на столе. Давайте представим, что она продолжается и дальше в обе стороны до бесконечности, как вы считаете, что это будет?

Дети:

- Прямая.

Педагог:

- Давайте отрежем ножницами кусочек от прямой, каждый со своей стороны и на концах закрепим к столу красный пластилин (поставим точки). Что получилось?

Дети:

- Отрезок.

Педагог:

- А теперь на оставшихся частях от прямой, только на одном конце закрепим к столу пластилин жёлтого цвета (ставим точку). Как эти части называются?

Дети:

- Лучи

Педагог:

- Друзья, вспомните, какую интересную историю вы услышали?

Дети:

- О королеве Точке, которая живёт в стране Геометрия.

3. Заключительная частья

Педагог:

- Что интересного из этой истории вы узнали, с чем познакомились?

Дети:

- Мы познакомились с отрезком, лучом и прямой.

Педагог:

- Что вы узнали о прямой? Об отрезке? О луче?

Дети:

- Прямая не имеет начало и не имеет конец, она бесконечна, отрезок имеет начало и конец(начальную и конечную точку), а у луча есть только начало, но нет конца (только начальная точка).