Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей 6-7 лет с нарушениями речи
(открытое занятие)
Цель занятия:
Закрепить знания детей по звуку Р на основе лексической темы «Грибы»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить знания об изученных буквах
Закрепить знания о звуках [Р], [Р ], букве Р
Активизировать знания по теме «Грибы»
Совершенствовать навык чтения
Закрепить умение делить слова на слоги
Совершенствовать умение определять наличие или отсутствие звука [Р] [Р ]в словах
Коррекционно-развивающие:
Развивать графические навыки
Совершенствовать логоритмические умения
Развивать фонематический слух, анализ, синтез
Коррегировать мелкую моторику, общую моторику, внимание, память, тактильные ощущения
Воспитательные:
Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, доброжелательное отношение друг к другу, доброту, интерес к занятию.
Оборудование:
Письмо, план, мешочек, пластмассовые буквы, декорации поляны, леса, картонные цветы, пластилиновые буквы, природный материал: косточки, фасоль, семечки; блюдца, грибочки, конверт с заданием, индивидуальные листы для чтения со словами, карандаши, печатные буквы, прищепки, панно с привязанными на ленточках тучами, картинки для деления слов на слоги, солнечные лучи, косынки.
I. Огрмомент.
Дети заходят в зал под музыку, становятся полукругом перед гостями.
Логопед: Дети, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Дети здороваются с гостями.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, вчера, когда я шла домой, я встретила почтальона. Он передал для вас письмо. Вы хотите узнать, что в нем написано и от кого оно?
Дети: Да.
Логопед: Давайте поскорее узнаем, что в нем
Логопед открывает конверт и достает письмо и план:
«Дорогие ребята! Вас приветствует королева Азбука. Приглашаю вас в свою сказочную страну – Букварию. А чтобы не сбились вы с пути – по плану нужно вам идти. Жду вас с нетерпением. До встречи!»
Логопед: Давайте поскорее отправимся в страну Букварию на встречу с Азбукой. Что же предлагает нам план:
Вы пройдите всей гурьбой
Интересною тропой,
Друг за другом нужно встать,
Буквы нужно угадать.
III. Логоритмическое упражнение.
А вот и тропинка, с которой нужно начать наше путешествие.
И чтобы не скучно было идти давайте споем речевку:
Ра-ра-ра – вот широкая тропа,
Ру-ру-ру – собирайте детвору,
Ре-ре-ре – вот идем мы по тропе,
Ра-ра-ра – очень рада детвора.
(Дети идут змейкой, проговаривая чистоговорку)
IV. Развитие тактильных ощущений – игра «Волшебный мешочек».
Логопед: Посмотрите, ребята, на тропинке – чудесный мешочек. Что же в нем спрятано? Давайте посмотрим.(Смотрю в мешочек). Ой, да там буквы. Давайте поиграем и попробуем ручками на ощупь угадать букву.
(Угадывание букв на ощупь – игра «Волшебный мешочек»)
Логопед: Какие вы молодцы и буквы все знаете. Куда же нам идти дальше? Давайте посмотрим на наш план
После выйдите вы прямо
На зеленую поляну.
Там , ребята, не зевайте,
Буквы дружно украшайте.
(дети идут к поляне)
V. Работа с природным материалом: украшение пластилиновых букв.
Логопед: Посмотрите, какая красивая поляна открылась перед нами. И сколько на ней цветов. А цветы необычные. Ребята, а что в них необычного?
Дети: На них выросли буквы.
Логопед: Давайте украсим буквы природным материалом, чтобы буквы стали еще красивее. И пусть каждый из вас возьмет букву, с которой начинается ваше имя. Но сначала разогреем пальчики:
VI. Пальчиковая гимнастика.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)
Девочки и мальчики,
Разомнем – ка пальчики?
Чтобы пальцы нам размять,
Надо сказку показать.
Пусть покажут пальчики
Сказку нам про зайчика.
У зайки ушки на макушке,
Он сидит в своей избушке,
Смотрит он в окно,
Не идет ли кто.
Под окном собака лает
И ушами шевелит,
Глазками она моргает,
Домик зайца сторожит.
(Звучит музыка. Дети украшают пластилиновые буквы природным материалом: фасолью, косточками, семечками)
Логопед: Ребята, какие красивые у нас получились буквы, от этого поляна стала еще краше. Даже не хочется с нее уходить. Но нам надо двигаться дальше. Давайте посмотрим на план.
За поляной будет лес,
Чтоб никто в нем не исчез,
Сядем на пенечки,
Посмотрим на грибочки.
VII. Повторение названий грибов.
Логопед: Оказывается, нам надо идти в лес. Да вот же он - от нашей полянки до леса рукой подать. (Дети переходят в лес) Какой он красивый, большой. А что в нем растет?
Дети: Грибы.
Логопед: Ребята, а какие вы знаете грибы?
Дети: Съедобные и несъедобные.
Логопед: Назовите съедобные грибы, в названии которых есть звук [Р] или [Р ]
Дети: Груздь, боровик, сыроежка, подберезовик, рыжик.
Логопед: Назовите грибы, в названии которых нет звука [Р], [Р ]
Дети: Подосиновик, опенок, масленок, лисички, белый гриб, волнушки.
VIII. Чтение слов, выполнение графического задания.
Логопед: Ребята, посмотрите, под грибочком конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Присаживайтесь на пенечки. (открываю конверт). Посмотрите, на листочках тоже грибочки. А что в них необычного? На них написаны слова. Давайте прочитаем слова, и, если в слове будет звук [Р] или [Р ], то нарисуем травку, пусть он растет, не будем его брать с собой. А если в слове не будет звука [Р] или [Р ], то положим его в лукошко и нарисуем линию от гриба в лукошко.
(Дети читают слова поляна, лист, лесок, трава, грибы, река и выполняют графические упражнения).
Логопед: Как много грибов мы собрали. Но что – то мы с вами засиделись.
IX. Физкультминутка
(Выполняют физкультминутку)
По тропинке ежик шел,
На поляне гриб нашел,
Раз грибок, два грибок
Вот и полный кузовок.
Ежик охает: устал
От того, что приседал.
Ежик сладко потянулся,
А потом назад прогнулся,
А потом вперед нагнулся,
До земли он дотянулся,
И налево и направо повернулся,
Вот и славно.
Ежик выполнил разминку
И уселся на тропинку.
Логопед: Ребята, долго – долго мы ходили, бродили и по тропинкам, и по полям, и по лесам… Слышите, звучит музыка. Может мы уже пришли в страну Букварию?
(Звучит музыка. Входит Азбука)
Королева Азбука:
Я слышу голоса детей
В стране Букварии моей.
Я всех приветствую, друзья,
Вас очень рада видеть я!
Я – королева Азбука
Меня узнали вы?
Мое письмо, наверное,
В группе вы прочли.
Королева Азбуки: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Азбука
Королева Азбуки: Как хорошо, что вы пришли. Мне очень нужна ваша помощь. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения: то звуки поменяются, то буквы убегут из слов, то слова рассыпятся. Постоянно приходиться следить за порядком.
Посмотрите все сюда:
Приключилась тут беда.
На помощь буквы вас зовут –
Перепутаница тут.
Помогите мне, ребятки,
Расставить буквы по порядку.
X. Составление слов из данных букв.
Логопед: Не волнуйся, Азбука, мы тебе поможем.
Ребята, слово рассыпалось и его нельзя прочитать. Давайте соберем слово из рассыпанных букв.
(Дети составляют слова из рассыпанных букв травка, рыбка, гроза,радуга и цепляют правильно составленное слово на прищепки)
Королева Азбука: Спасибо, ребята. Навели порядок.
Вдруг повеял ветерок,
Небо тучей заволок,
Барабанит дождь по крышам,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
(Выставляется панно, на котором на ленточках висят тучи)
XI. Деление слов на слоги.
Логопед: Сколько в стране Букварии появилось туч. Чтобы их не стало и появилось солнце, давайте с ними поиграем. Надо отвязать тучку, чтобы она улетела, и поделить слова на слоги.
(Дети подходят по двое, отвязываю тучки и выполняют деление слов на слоги).
Логопед: Молодцы все тучки отвязали. Солнышко появилось, но оно и правда без лучиков. Оно грустит.
Королева Азбука: Солнышко грустит потому, что в словах опять беспорядок.
XII. Развитие функции звуко - слогового анализа и синтеза.
Логопед: Ребята, давайте наведем порядок и поиграем со словами. Лучики и появятся.
(Дети выполняют задание и пристегивают лучики)
В названии животного 1-ый звук [Т], последний – [Р]. Кто это? (тигр).
1-ый звук [З ], последний – [А].
В словах перепутались слоги. Поставьте их на место.
- дил-кро-ко (крокодил)
- ру-кен-гу (кенгуру)
- блюд-вер (верблюд)
Сдружите звуки:
Р-ы-с (рысь)
Н-о-с-о-р-о-г (носорог)
С-т-р-а-у-с (страус)
Логопед: Ну вот и появились на нашем солнышке лучики. И сразу всем стало теплее и веселее
XIII. Сюрпризный момент.
Королева Азбука: Спасибо, ребята!
Я встрече с вами очень рада,
Вам приготовлена награда.
Платочки от меня возьмите
И лучшему другу их повяжите!
(раздает детям платочки, дети повязывают платочки друг другу)
XIV. Итог занятия.
Логопед: Ну вот и побывали мы в гостях у Королевы Азбуки. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Скажем всем: До свиданья!
(Звучит музыка. Дети прощаются и уходят в группу под музыку)