СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей 6-7 лет с нарушениями речи "В гости к звуку Р".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фронтальное занятие по обучению грамоте на закрепление знаний о звуке и букве Р на основе лексической темы "Грибы" для детей 6-7 лет с нарушениями речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей 6-7 лет с нарушениями речи "В гости к звуку Р".»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей 6-7 лет с нарушениями речи

(открытое занятие)

Цель занятия:

Закрепить знания детей по звуку Р на основе лексической темы «Грибы»


Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить знания об изученных буквах

  • Закрепить знания о звуках [Р], [Р ], букве Р

  • Активизировать знания по теме «Грибы»

  • Совершенствовать навык чтения

  • Закрепить умение делить слова на слоги

  • Совершенствовать умение определять наличие или отсутствие звука [Р] [Р ]в словах

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать графические навыки

  • Совершенствовать логоритмические умения

  • Развивать фонематический слух, анализ, синтез

  • Коррегировать мелкую моторику, общую моторику, внимание, память, тактильные ощущения

Воспитательные:

  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, доброжелательное отношение друг к другу, доброту, интерес к занятию.


Оборудование:

Письмо, план, мешочек, пластмассовые буквы, декорации поляны, леса, картонные цветы, пластилиновые буквы, природный материал: косточки, фасоль, семечки; блюдца, грибочки, конверт с заданием, индивидуальные листы для чтения со словами, карандаши, печатные буквы, прищепки, панно с привязанными на ленточках тучами, картинки для деления слов на слоги, солнечные лучи, косынки.


I. Огрмомент.

Дети заходят в зал под музыку, становятся полукругом перед гостями.

Логопед: Дети, сегодня у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

Дети здороваются с гостями.


II. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, вчера, когда я шла домой, я встретила почтальона. Он передал для вас письмо. Вы хотите узнать, что в нем написано и от кого оно?

Дети: Да.

Логопед: Давайте поскорее узнаем, что в нем

Логопед открывает конверт и достает письмо и план:

«Дорогие ребята! Вас приветствует королева Азбука. Приглашаю вас в свою сказочную страну – Букварию. А чтобы не сбились вы с пути – по плану нужно вам идти. Жду вас с нетерпением. До встречи!»

Логопед: Давайте поскорее отправимся в страну Букварию на встречу с Азбукой. Что же предлагает нам план:

Вы пройдите всей гурьбой

Интересною тропой,

Друг за другом нужно встать,

Буквы нужно угадать.


III. Логоритмическое упражнение.

А вот и тропинка, с которой нужно начать наше путешествие.

И чтобы не скучно было идти давайте споем речевку:

Ра-ра-ра – вот широкая тропа,

Ру-ру-ру – собирайте детвору,

Ре-ре-ре – вот идем мы по тропе,

Ра-ра-ра – очень рада детвора.

(Дети идут змейкой, проговаривая чистоговорку)


IV. Развитие тактильных ощущений – игра «Волшебный мешочек».

Логопед: Посмотрите, ребята, на тропинке – чудесный мешочек. Что же в нем спрятано? Давайте посмотрим.(Смотрю в мешочек). Ой, да там буквы. Давайте поиграем и попробуем ручками на ощупь угадать букву.

(Угадывание букв на ощупь – игра «Волшебный мешочек»)

Логопед: Какие вы молодцы и буквы все знаете. Куда же нам идти дальше? Давайте посмотрим на наш план

После выйдите вы прямо

На зеленую поляну.

Там , ребята, не зевайте,

Буквы дружно украшайте.

(дети идут к поляне)


V. Работа с природным материалом: украшение пластилиновых букв.

Логопед: Посмотрите, какая красивая поляна открылась перед нами. И сколько на ней цветов. А цветы необычные. Ребята, а что в них необычного?

Дети: На них выросли буквы.

Логопед: Давайте украсим буквы природным материалом, чтобы буквы стали еще красивее. И пусть каждый из вас возьмет букву, с которой начинается ваше имя. Но сначала разогреем пальчики:

VI. Пальчиковая гимнастика.

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Девочки и мальчики,

Разомнем – ка пальчики?

Чтобы пальцы нам размять,

Надо сказку показать.

Пусть покажут пальчики

Сказку нам про зайчика.

У зайки ушки на макушке,

Он сидит в своей избушке,

Смотрит он в окно,

Не идет ли кто.

Под окном собака лает

И ушами шевелит,

Глазками она моргает,

Домик зайца сторожит.

(Звучит музыка. Дети украшают пластилиновые буквы природным материалом: фасолью, косточками, семечками)

Логопед: Ребята, какие красивые у нас получились буквы, от этого поляна стала еще краше. Даже не хочется с нее уходить. Но нам надо двигаться дальше. Давайте посмотрим на план.

За поляной будет лес,

Чтоб никто в нем не исчез,

Сядем на пенечки,

Посмотрим на грибочки.


VII. Повторение названий грибов.

Логопед: Оказывается, нам надо идти в лес. Да вот же он - от нашей полянки до леса рукой подать. (Дети переходят в лес) Какой он красивый, большой. А что в нем растет?

Дети: Грибы.

Логопед: Ребята, а какие вы знаете грибы?

Дети: Съедобные и несъедобные.

Логопед: Назовите съедобные грибы, в названии которых есть звук [Р] или [Р ]

Дети: Груздь, боровик, сыроежка, подберезовик, рыжик.

Логопед: Назовите грибы, в названии которых нет звука [Р], [Р ]

Дети: Подосиновик, опенок, масленок, лисички, белый гриб, волнушки.


VIII. Чтение слов, выполнение графического задания.

Логопед: Ребята, посмотрите, под грибочком конверт. Давайте посмотрим, что в нем. Присаживайтесь на пенечки. (открываю конверт). Посмотрите, на листочках тоже грибочки. А что в них необычного? На них написаны слова. Давайте прочитаем слова, и, если в слове будет звук [Р] или [Р ], то нарисуем травку, пусть он растет, не будем его брать с собой. А если в слове не будет звука [Р] или [Р ], то положим его в лукошко и нарисуем линию от гриба в лукошко.

(Дети читают слова поляна, лист, лесок, трава, грибы, река и выполняют графические упражнения).

Логопед: Как много грибов мы собрали. Но что – то мы с вами засиделись.


IX. Физкультминутка

(Выполняют физкультминутку)

По тропинке ежик шел,

На поляне гриб нашел,

Раз грибок, два грибок

Вот и полный кузовок.

Ежик охает: устал

От того, что приседал.

Ежик сладко потянулся,

А потом назад прогнулся,

А потом вперед нагнулся,

До земли он дотянулся,

И налево и направо повернулся,

Вот и славно.

Ежик выполнил разминку

И уселся на тропинку.


Логопед: Ребята, долго – долго мы ходили, бродили и по тропинкам, и по полям, и по лесам… Слышите, звучит музыка. Может мы уже пришли в страну Букварию?

(Звучит музыка. Входит Азбука)


Королева Азбука:

Я слышу голоса детей

В стране Букварии моей.

Я всех приветствую, друзья,

Вас очень рада видеть я!


Я – королева Азбука

Меня узнали вы?

Мое письмо, наверное,

В группе вы прочли.

Королева Азбуки: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуй, Азбука

Королева Азбуки: Как хорошо, что вы пришли. Мне очень нужна ваша помощь. В последнее время в моей стране происходят сплошные недоразумения: то звуки поменяются, то буквы убегут из слов, то слова рассыпятся. Постоянно приходиться следить за порядком.

Посмотрите все сюда:

Приключилась тут беда.

На помощь буквы вас зовут –

Перепутаница тут.

Помогите мне, ребятки,

Расставить буквы по порядку.


X. Составление слов из данных букв.

Логопед: Не волнуйся, Азбука, мы тебе поможем.

Ребята, слово рассыпалось и его нельзя прочитать. Давайте соберем слово из рассыпанных букв.

(Дети составляют слова из рассыпанных букв травка, рыбка, гроза,радуга и цепляют правильно составленное слово на прищепки)


Королева Азбука: Спасибо, ребята. Навели порядок.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок,

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится все ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик.

(Выставляется панно, на котором на ленточках висят тучи)


XI. Деление слов на слоги.

Логопед: Сколько в стране Букварии появилось туч. Чтобы их не стало и появилось солнце, давайте с ними поиграем. Надо отвязать тучку, чтобы она улетела, и поделить слова на слоги.

(Дети подходят по двое, отвязываю тучки и выполняют деление слов на слоги).

Логопед: Молодцы все тучки отвязали. Солнышко появилось, но оно и правда без лучиков. Оно грустит.

Королева Азбука: Солнышко грустит потому, что в словах опять беспорядок.


XII. Развитие функции звуко - слогового анализа и синтеза.

Логопед: Ребята, давайте наведем порядок и поиграем со словами. Лучики и появятся.

(Дети выполняют задание и пристегивают лучики)

  1. В названии животного 1-ый звук [Т], последний – [Р]. Кто это? (тигр).

1-ый звук [З ], последний – [А].

  1. В словах перепутались слоги. Поставьте их на место.

- дил-кро-ко (крокодил)

- ру-кен-гу (кенгуру)

- блюд-вер (верблюд)

  1. Сдружите звуки:

Р-ы-с (рысь)

Н-о-с-о-р-о-г (носорог)

С-т-р-а-у-с (страус)

Логопед: Ну вот и появились на нашем солнышке лучики. И сразу всем стало теплее и веселее


XIII. Сюрпризный момент.

Королева Азбука: Спасибо, ребята!

Я встрече с вами очень рада,

Вам приготовлена награда.

Платочки от меня возьмите

И лучшему другу их повяжите!

(раздает детям платочки, дети повязывают платочки друг другу)


XIV. Итог занятия.

Логопед: Ну вот и побывали мы в гостях у Королевы Азбуки. Теперь пришла пора возвращаться в детский сад. Скажем всем: До свиданья!

(Звучит музыка. Дети прощаются и уходят в группу под музыку)