Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22
РСО- Алания г. Владикавказ
Подготовила и провела воспитатель:
Кулова Каринэ Г.
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
для воспитанников старшей группы
по окружающему миру "Волшебница вода"
Цель:
На основе опытов, наблюдений и диалога, познакомить детей с водой, как важнейшим компонентом неживой природы и жизненно необходимой для всего живого на земле, ее свойствами, проблемами загрязнения воды.
Материал:
картинки городов с протекающими через них реки, картинка «родник», «ручей», «водоем» (пруд, озеро или бассейн), ценные породы промысловых рыб, животных, бумага, вода в стакане, поддоны, схема: « круговорот воды в природе».
Содержание:
Сегодня мы все туристы и отправляемся в путешествие. Наше путешествие будет непростым, с заданиями. И так первое задание - загадка:
На свете нет ее сильнее,
На свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать
И на коне не обскакать. (вода)
Да, это вода. Она повсюду: быстра, стремительна, волшебна, нужна всем. Как прекрасны места, города окруженные водой. И так в путь. Впереди нас ждут города, через которые протекают реки. (подходят к мольберту на котором расположены города с протекающими через них реки).
Вот второе задание. Назовите эти города и реки.
Дети:
1. Через город Владикавказ протекает река Терек.
2. Через Моздок тоже протекает река Терек.
3. Через Санкт - Петербург протекает река Нева.
4. Через Москву протекает река - Москва.
5. Через Ростов - на - дону протекает река Дон.
Молодцы! Люди всей душой стремятся побывать на реках, для чего?
Дети:
1. Полюбоваться городом и рекой.
2. Чтобы отдохнуть на берегу реки.
3. В реке можно летом искупаться, позагорать на берегу. Продолжим наше путешествие. К чему мы подошли? (картинка -
ручей)
Ребенок: Мы подошли к ручью.
Давайте вспомним сказку «Дети в роще», как в ней говорится о ручье?
Дети:
1. В сказке говорится: « Я работаю днем и ночью и не знаю ни минуты ни покоя.
2. Разве не я пою людей и животных!
3. Кто же кроме меня мост белье, вертит мельничные колеса!
4. Носит лодки и тушит пожары!
5. У меня столько работы, что голова идет кругом!
Знаете ли, вы, откуда берется большая вода в реках, озерах? (ответы
детей).
Назовите водный источник, бьющий из глубины земли, ключ, дающий
начало ручейкам?
Это ваше третье задание.
(ответ детей - «родник» - выставляется картинка)
Люди любят и берегут родники. Как они это делают?
Дети:
1. Обкладывают родник камнями.
2. Над родником делают навесы.
3. На ухоженном роднике всегда есть кружка, ее оставляет чья-то
бескорыстная рука для всех и каждого.
«Пейте, люди добрые, кристально чистую воду на здоровье «
- так желает добрый человек.
Сейчас послушаем стихотворение о роднике.
Ребенок:
В глуши лесной, в глуши зеленой, Всегда тенистой и сырой, В крутом овраге под горой Бьет из камней родник студеный: Кипит, играет и спешит, Крутясь хрустальными дубами Стеклом расставленным бежит.
И.А. Бунин.
Кому еще нужны родники?
(зверям, птицам для водопоя)
Что надо делать, чтобы родник был чистым?
Дети:
1. Надо следить, чтобы родник был чистым и вода свободно текла в ручьи.
2. Если родник засорился, надо его рассчитать, тогда наши реки и озера будут полноводны.
Помните: «Родник - бесценный дар!»
Пора сделать привал. Ребята здесь случилась беда. Какая? Вы узнаете послушав отрывок:
«Вижу один островок небольшой - Зайцы на нем собрались гурьбой. С каждой минутой вода подбирается К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину.
Узнали, про кого стихотворение?
( про Деда - Мазая и зайцев) Какой он был? Почему? (ответы детей)
Вот и мы тоже сейчас будем спасать зайцев.
Игра:
«Дед - Мазай и зайцы»
Выбираются два Мазая, остальные дети - зайцы. У каждого Мазая лодка - обруч. Зайцы находятся за чертой. Каждый Мазай бегом, по одному зайцу, зацепив его обручем и перетаскивает на берег, черта напротив. Кто быстрее и больше спасет зайцев. Затем зайцы водят хоровод вокруг Мазаев.
Отдохнули, в путь! К чему мы подошли? (к водоему)
Что такое водоем? (это место скопления и хранение воды)
Какие бывают водоемы? Это ваше четвертое задание.
Дети:
1. Водоемы бывают искусственные - это бассейны.
2. Водоемы бывают естественные - это пруд, озеро.
Наши водоемы богаты рыбой, немало ценных и промысловых пород,
которые подлежат охране (картинки). Теперь мы в лаборатории. У воды есть свойства. Какие, мы сейчас
узнаем, проделав опыты.
Опыт№1: «Как выйти сухим из воды?»
( скомканную бумагу кладут на дно стакана и быстро перевернув его, погрузит его в воду. Затем быстро вынуть стакан). Какой осталась бумага? (сухой). Почему? (вода не проникла в стакан, потому что он был наполнен воздухом). Опыт№2: «Кораблик плывет по воде»
(кораблик из скорлупы ореха с парусом, опустить в воду, подуть на него). Что происходит? (кораблик плывет, потому что мы выдуваем воздух, который толкает кораблик).
Продолжим наше путешествие!
Что это? (лужа)
Откуда она взялась? (наверно пошел дождь)
Что может с лужей произойти? (если пригреет солнце, вода в луже испариться).
Как называется такое явление в природе? - ваше пятое задание:
(«круговорот» - картинка - работа со схемой).
Теперь садитесь на поляну и расскажите, чего нельзя делать в природе: ваше шестое задание.
Дети:
1. Нельзя разводить костер, ловить много рыбы.
2. Рвать много цветов, собирая их в огромный букет, а потом его выбросить.
3. Ловить в реке улиток, разбрасывать по берегу или разбивать их камнем.
4. Нельзя давить насекомых ногой.
5. Не оставлять пустые бутылки на берегу, в лесу, бросать их в реку.
6. Оставлять мусор в кустах, а забирать его с собой и
выбрасывать в мусорные баки.
Природа загрязняется не только от мусора, но и от вредных примесей, нечистот и сливов промышленных предприятий. Будем обо всем этом помнить, не допускать варварства и думать о будущем нашей планеты:
«Очень ценный клад - вода,
С нею дружим мы всегда,
Умываясь ей охотно на рассвете.
В речку мусор не бросать,
А природу охранять-
Будет правило святым
Для нас всех на всей планете!
Вот и закончилось наше путешествие.
Что интересного вы узнали?
Чему учит нас природа?