КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
«На день рождение к Бабушке Яге»
Праздники, развлечения в детском саду – это, прежде всего, радость для детей. Они незаметно для них и обучают, и воспитывают, помогают детям закрепить ранее пройдённое на логопедических занятиях. В развлечениях всегда есть сюрпризный момент, а если развлечение связано со сказкой, то обязательно добрый герой побеждает злого или исправляется, и преодолевает препятствия. Я считаю, что интерес детей будет устойчивым только тогда, когда они могут удивиться, поэтому лучше всего материал давать в игровой, сказочной форме. Привлекать для развлечений в качестве персонажей активных родителей.
Увлекательно и интересно для детей, если активными участниками такого развлечения становятся их родители. А ещё интереснее, если родители не догадываются, что они будут играть какие – то роли. А роли в нашей сказке «На день рождение к Бабушке Яге» - Лисичка, волк, медведь и сама Баба Яга.
Перед развлечением обязательно рассказываю родителям о цели нашего развлечения, и предлагаю родителям помочь в проведении нашего мероприятия. Родители разбирают небольшие листы со словами и атрибутами, и начинают понимать, что они – артисты со словами, костюмами.
Цель мероприятия: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания, продемонстрировать навыки и умения детей, разнообразить формы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
Задачи:
Образовательные:
повышение речевой активности;
закрепление умения обобщать и классифицировать понятия;
повышение мотивационной готовности детей к проведению логопедического развлечения путем моделирования коррекционной развивающей среды.
Коррекционные:
развитие фонематического восприятия;
закреплять знания детей о гласных звуках;
добиваться четкой артикуляции изучаемых гласных звуков.
развитие высших психических функций: зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мышления;
развитие темпа и ритма речи;
Воспитательные:
воспитание внимания к обращенной речи;
воспитание умения слушать друг друга;
воспитывать сопереживание, взаимопомощь, познавательный интерес к звуковой стороне речи.
воспитание доброжелательных отношений со сверстниками;
развитие чувства уверенности в себе.
Тип занятия.
Закрепление ранее приобретенных знаний.
Форма занятия.
Нетрадиционное логопедическое развлечение совместно с родителями.
Продолжительность.
25 минут.
Участники.
Дети старшей группы.
Возраст обучающихся.
5 лет.
Оборудование и материалы.
Магнитофон для воспроизведения необходимой звукозаписи,
звуки речевые и неречевые,
костюмы для бабы Яги, лисы, волка, медведя,
конверты для медалей;
пригласительные билеты;
медали;
корзинка;
мяч;
поднос со сладостями;
обручи для имитации болотистых кочек;
замок;
рыбки с гласными и согласными буквами.
Разрезные картинки по временам года.
Методы и приемы работы с детьми.
Игровой метод. Путешествие в сказочную страну.
Ход развлечения:
Логопед:
- Ребята, а вы любите сказки? А вы бы хотели попасть в волшебную страну, где сказочные персонажи становятся настоящими, где хозяйничает баба Яга?
Ребята, вы хотите попасть на день рожденье к бабушке Яге? Тогда разбирайте пригласительные билеты, без них мы не сможем открыть дверь и попасть в дом к бабе Яге и, конечно, подарить подарок, который мы с вами для нее приготовили. Но путь к бабе Яге будет долгий и трудный – нам придется преодолеть много препятствий, чтобы попасть к ней в избушку. Будьте внимательны!
1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть.
Дружно за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Приготовьтесь, вдохните доброту, красоту, здоровье.
Выдохните все обиды и огорчения.
Мы спокойны и добры, приветливы, здоровы.
К путешествию в волшебную страну - готовы!
Логопед:
- Скажите, дети, что вы слышите вокруг себя? (включает для прослушивания речевые и неречевые звуки: кто- то ходит, кашляет и т.д.)
- Что вы слышите? (ответы детей: мы слышим звуки).
- Скажите, какие вы знаете звуки? (речевые и неречевые, гласные и согласные). Звуки есть вокруг меня, их могу услышать я. Угадайте, какие вы слышите звуки. (Звучит запись неречевых звуков: скрип двери, шум воды, пение птиц, звуки движущихся автомобилей и др. Дети говорят, что они услышали неречевые звуки. Ситуация, создающая мотивацию к занятию).
- Молодцы! Вы заработали себе медальки!
Достает конвертик, а медалек нету!
- Куда они делись? Кто-то их украл! Давайте отправимся в дорогу и найдем кто это сделал!
Логоритмическое упражнение.
Зимнею порою мы шли большой гурьбою.
По лесным дорогам брели мы по сугробам,
Полем и оврагом мы шли гусиным шагом.
Чтоб не мерзли ножки, скакали по дорожке.
Руки грели тоже – хлопали в ладоши.
У высокой ели – отдохнуть присели.
Встречает детей лиса (родитель).
Логопед:
- Здравствуй, милая лиса, ты голубушка моя! Ищем мы с детьми медали, случайно ты их не видала?
Лиса:
- Вот медальки, у меня! Отработайте сперва! По болоту я бежала с корзины рыбка вся пропала! Старенькая я совсем стала – ни согнуться, ни разогнуться не могу. Вы поскачите по кочкам болотистым, да соберите мне рыбку всю. Только рыбка у меня была особенная: ем я только ту, на которой гласные буквы написаны, она самая вкусная!!
Логопед:
- Ребята, давайте поможем лисичке и соберем ей самую вкусную рыбку. Прыгайте по кочкам болотистым и поднимайте рыбку только с гласной буквой. Каждый из вас положите лисичке в корзинку по одной рыбке, тогда и поможем ей, а она нам наши медали вернет!
Звучит веселая музыка, дети прыгают по кочкам, собирают рыбки в корзину.
Лиса:
- Ну-ка, проверю, вкусную ли рыбку мне положили. Не попалась ли костлявая здесь. (Лиса проверяет, поют вместе все гласные звуки)
- Так и быть, забирайте свои медали! (Раздает детям медальки и уходит.)
Логопед:
- Ну а нам пора идти. Что нас ждет еще в пути?
Логоритмическое упражнение «Зима пришла»
Снег, мороз, зима пришла
Деткам радость принесла.
На коньках по льду скользим,
Сделать ласточку хотим!
Мы на лыжи встали,
Палки в руки взяли.
А теперь берегись,
Едут санки с горки вниз.
Едем, едем, мы на санках едем.
На повороте, ух, упали! Бух!
Дети выполняют действия по тексту: хлопают в ладоши; «катаются на коньках», кружатся, делают ласточку; показывают, как едут на лыжах; высоко подняв руки, приседают и руки опускают; садятся на ковер, раскачиваясь из стороны в сторону в ритме текста, на последнее слово «падают» на бок.
- Мы так весело катались, что я сбилась с пути и не знаю куда идти…
Появляется Серый волк (родитель воет как волк).
Логопед:
- Ребята, а давайте спросим у волка!
- Здравствуй Серый, здравствуй волк! Мы с ребятами пошли на день рожденье к бабушке Яге и сбились с пути, не подскажешь нам дорогу?!
Волк:
- Хммм… и зачем вам она? Она же злая! Ну раз уж хотите – подскажу, только поиграйте в игру сначала: «Скажи наоборот».
Логопед:
- Ну, хорошо!
Дети становятся в круг, проводит логопед игру с мячом «Скажи наоборот»:
Баба Яга злая! Логопед бросает мяч ребенку
Ребенок: Нет, добрая!
Баба Яга Старая! (молодая).
Баба Яга Уродливая! (красивая).
Баба Яга Жадная! (щедрая).
Баба Яга Глупая (умная).
У бабы Яги платье грязное! (чистое).
У бабы Яги нос кривой! (прямой).
У бабы Яги уши большие! (маленькие).
Баба Яга плохая! (хорошая!)
Волк: - Хорошо, убедили меня! Только не знаю, я как Ягу найти, место жительства сменила она. Переехала. Вам медведя надо найти, он знает всё! А мне пора!
Логопед:
- Ну вот… придется теперь Медведя косолапого искать…
Логоритмическое упражнение.
Мишка – косолапый по лесу гулял.
(дети идут по кругу друг за другом)
Под сосной высокой землю стал копать.
(двумя руками капают берлогу)
Выкопал берлогу и улегся спать.
(ладони под голову, спят)
Звездочки – снежинки падали с небес.
(двигают руками сверху вниз)
Снег покрыл дорожки, и дома, и лес.
(дотрагиваются до головы, плеч, коленей)
И всю зиму ветер в том лесу шумел,
(покачивают руками влево - вправо)
И всю зиму мишка под сосной храпел.
(положить обе руки под голову)
Логопед:
- А вот и Медведь, смотрите!
Выходит медведь – родитель.
Медведь:
- Знаю-знаю зачем вы меня ищите! К бабуле нашей на именины собрались значит… Это мне сорока на хвосте принесла и рассказала. Расскажу я вам как найти бабу Ягу, только ответьте сначала на мои вопросы! А ну-ка, посмотрим!
1.Летом небо голубое, а зимой …
2.Летом солнце светит много, а зимой …
3.Летом на деревьях листочки, а зимой …
4.Летом земля покрыта зеленой травой, а зимой …
5.Летом дует теплый ветер, а зимой …
6.Летом идет дождь, а зимой …
7.Летом в лесу можно увидеть кукушку, соловья, а зимой …
8.Летом медведь собирает ягоду, а зимой …
9.Летом дети купаются в реке, а зимой …
10.Летом дети одеваются в летнюю одежду, а зимой …
Медведь:
- Ну молодцы, так и быть как к Бае Яге пройти. Слушайте внимательно!
Сначала поиграете в снежки, затем пройдете вооон через те сугробы, там по лыжне к озеру. Через озеро на коньках и выйдете к избушке! Ну я пошел в берлогу спать, а вы от меня бабусю поздравьте!
Логопед:
- До свиданья Медведь! Спасибо!
Ну а мы в путь-дорогу, сделаем все, как сказал косолапый!
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
- За игрой мы и не заметили, как дошли до избушки. Посмотрите, на дверях висит замок. Давайте попробуем открыть его.
Подсказка на ваших пригласительных билетах! Баба-Яга меня предупреждала, что дверь и замок волшебный. Для того, чтобы войти в избушку нужно сказать с какого звука начинается название картинки на пригласительном билете и сколько слогов в этом слове, затем опустить его в замочное отверстие. Если вы правильно определили, то замок заберет ваш билет, а если нет, то вернет его обратно.
Двери открываются, выходит бабушка Яга.
Яга:
- Здравствуйте, дети! Наконец-то, я вас дождалась. Сегодня у меня юбилей. Исполняется тысяча лет. Что-то мне скучновато стало, и я решила пригласить вас на свои именины. А у меня для вас есть сюрприз. Это волшебный сундучок. В нем находятся мои любимые картины. Ой! Ребята! Они перепутались. Помогите мне, составить картины о временах года, а родители могут помочь! (Дети с родителями составляют разрезные картины).
- Ох! Ребята! Все-то вы умеете, все-то вы знаете.
Логопед:
- Бабушка-Яга. Садитесь, вы же сегодня именинница. Мы с ребятами хотим поздравить вас с днем рождения.
1. Ребята хотят рассказать Бабе - Яге какая она! Баба-Яга у нас - веселая, озорная, добрая, красивая, заботливая и т.д. (говорят по очереди комплименты Бабе-Яге).
2. Прочитать куплеты в стиле РЭП «Баба-Яга»
Мы пришли тебя поздравить,
с днём рождения.
Ты садись скорее в кресло,
Слушай поздравления!
На день рождения,
У бабушки Яги.
На столе румянятся
Горкой пироги!
Прибрано в избушке,
Для куриных ног
Есть в чулане парочка
Новеньких сапог!
Бегала бабуся,
В бигуди с утра!
А гостей встречала
Посреди двора !
Леший все цветочки
Оборвал в лесу
И кричит нам радостно -
Бабушке несу !
Чмокнула Ягуся
В щеку старика,
К ней с букетом тянется
И моя рука !
Если будет круглый год
Доброй , нежной , милой ,
Перестанем звать ее
Мы Нечистой Силой !
Яга:
- Порадовали вы меня. Больше вам спасибо! Но и я вас хочу порадовать. Я для вас приготовила угощение.
Раздает детям сладости.
Логопед: - Дети! Где мы с вами побывали? Путешествие в сказку закончилось. Вам понравилось? А теперь давайте поблагодарим наших родителей за помощь и пригласим их на совместный танец.