Конспект вводного занятия по бисероплетению
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательная - знакомство с историей возникновения бисера, различными видами бисера, калибровкой бисера, ознакомление с техникой плетения «скрутка», формирование навыков работы в данной технике.
Развивающая – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, развитие эстетического и художественного вкуса.
Воспитательная - воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Ход занятия:
Теоретическая часть:
Руководитель предлагает детям послушать стихотворение Зинаиды Митрофановны Торопчиной:
Из бисера колье, серёжки
Украсят женское лицо,
А вот – гердан, браслеты, брошки,
Цветы, пасхальное яйцо.
Какие вещи- загляденье!
От них исходит чудо-свет,
Недаром бисероплетенье
Так популярно сотни лет.
Ценился бисер средь народа,
Он украшал наряд и быт.
Менялись вкусы, стиль и мода,
Но бисер всё же не забыт.
Он может вышивкой стать гладкой,
Цветком прекрасным и жгутом.
И остаётся он загадкой –
Волшебной, сказочной притом.
Возрос вновь интерес к дизайну,
К вещам красивым и словам.
Пусть бисероплетенья тайну
Откроют эти руки вам.
- Сегодня мы тоже откроем для себя одну тайну – это история возникновения бисера, виды бисера и его калибровка. Рассаживайтесь, пожалуйста, на стулья, и я коротко расскажу о бисере.
Название «бисер» происходит от арабского «буера» или «бусер». Так называли маленькие бусинки из непрозрачного матового стекла, изготовлявшиеся в Египте. Дословно «бусер» переводится как «фальшивый жемчуг».
История бисера неотрывно связана с историей стекла. Изготавливать стеклянные предметы древний человек научился еще в IV тысячелетии до нашей эры. Со временем он совершенствовал свое мастерство, и во II тысячелетии до нашей эры стал выплавлять прозрачное стекло, а в I тысячелетии нашей эры — цветное.
В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается: «Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».
Так, почти 6 тысяч лет тому назад возникло стеклоделие и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки.
Давайте посмотрим презентацию о видах бисера.
(Руководитель проводит показ презентации)
После показа презентации:
А сейчас давайте поиграем, а заодно проверим, что вы запомнили.
Я буду показывать вам изображения разных видов бисера, а вы будете их называть. (Руководитель показывает фотографии стекляруса, рубки, бисера прозрачного, непрозрачного, металлизированного, перламутрового, дети называют их.)
А сейчас я предлагаю вам немного размяться. Давайте сделаем зарядку.
Физминутка для рук:
Мы с бисером работали и надо отдохнуть.
Кулак вот так сжимаем, ну а потом встряхнуть.
Зовем всех дружно в гости и отгоняем пчел.
Рисуем дружно смайлики и руки на плечо.
Веселые утята, чуть-чуть потанцевать,
И с бисером занятье мы можем продолжать!
Практическая часть
Объяснение правил техники безопасности:
-На вашем столе присутствует небезопасный в работе инструмент, какой? Ножницы.
- Верно. Давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:
нельзя работать неисправным инструментом;
использовать инструмент только по необходимости;
поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе.
Во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что:
это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
нельзя брать проволоку в рот;
прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;
Необходимо избегать дефектов проволоки: Сильное и многократное перегибание проволоки. При появлении петли необходимо ее разогнуть.
Нельзя брать бисер в рот и им кидаться.
Нужно следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Для того чтобы бисер не укатывался и легко нанизывался, понадобится коврик из ворсистой ткани (лучше всего однотонной) размером 30х20 см. Бисер разложен по небольшим плоским коробкам или крышкам (например, от пластиковых контейнеров).
Особое внимание уделяем рабочей позе. Чтобы не устала спина, сидеть надо в удобном положении. Работать лучше за столом при дневном свете. Если освещения мало, включить освещение.
Схема изготовления веточек:
Возьмем проволоку длиной 50 см. Сплетем способом «скрутка»:
Сгибаем проволоку пополам, набираем 15 бисерин и скручиваем 7-8
раз по стволу два конца проволоки.
Затем на один конец проволоки набираем 15 бисеринок и
скручиваем 5 раз, потом на второй конец проволоки 15 бисеринок и скручиваем 5 раз. По стволу скручиваем 7-8 раз.
2 ряд набираем бисер на один конец 15 бисерин и скручиваем, на
второй конец 15, скручиваем, затем по стволу 7-8 раз.
После набираем 15 бисерин на один конец проволоки, затем на
второй конец проволоки и скручиваем.
Повторяем еще также 3-4 раза.
Первая веточка готова.
Продолжаем так плести все веточки (50-60 веточек).
В ходе практической работы обучающиеся работают индивидуально, хожу по группе, провожу индивидуальные консультации и помогаю детям. Слежу за выполнением работы. Провожу Физкультминутку для глаз:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
Вершиной вниз.
И вновь глазами
По периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально.
И головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
Продолжаем индивидуальную практическую работу, провожу индивидуальные консультации и помогаю детям. Слежу за выполнением работы.
Подведение итогов:
По окончании работы провожу выставку готовых изделий.
Рефлексия (Какие трудности возникали во время работы?)
Разбор допущенных ошибок.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: принести бисер, проволоку.
На этом вводное занятие по бисероплетению завершается.
Материалы и инструменты
Для вышивки бисером используют различные материалы и инструменты.
БИСЕР– чуть приплюснутые со сторон сквозного отверстия шарики округлой формы с отверстиями для продевания нитки. В наше время бисер производят из различных материалов: отшлифованного стекла, металла, хрусталя, керамики. Бисер бывает цельнокрашенный, прозрачный, перламутровый, матовый, мозаичный, цветистый, утопленный. Чаще всего встречается бисер диаметром от 2 до 7 мм.
СТЕКЛЯРУС – кусочки стеклянной трубочки длиной 5 – 10 мм.
БУСИНЫ – более крупные бисерины. Бусины бывают разной формы и размеров и изготавливаются из металла, дерева, стекла, пластмассы и др.
ИГОЛКИ. Для бисера используют очень тонкие иголки, специально предназначенные для работы с бисером. Для вдевания нити в иглу понадобится ЛУПА.
НИТКИ. Можно использовать любые прочные нитки.
Шелковые – наиболее подходящие для этого вида рукоделия, поскольку они не только прочные, но и красивые.
Нейлоновые или капроновые – дешевые, практичные, однако из них трудно сделать узел на конце изделия. Узел на такой нити лучше всего немного оплавить.
Хлопчатобумажные – менее практичны, поскольку они не прочны
Резиновые – используют для фенечек и браслетов, а также для ободков на волосы. Их преимущество заключается в том, что для изделия не требуется замок.
ЛЕСКА. Лучше всего использовать тонкую, мягкую леску, однако она имеет тот же недостаток, что и нейлоновые нитки.
ПРОВОЛОКА подходит для объемных композиций. На проволоку или леску бисер нанизывают для получения жесткой конструкции, например, при изготовлении накладных цветков. Для работ из прозрачных бисеринок лучше использовать леску, а непрозрачные бисеринки лучше нанизывать на проволоку.
НОЖНИЦЫ. Лучше всего пользоваться маленькими ножницами, похожими на маникюрные. Хранить их лучше в футляре.
БАНОЧКИ – необходимы для хранения бисера. Лучше, если они – прозрачные. Кроме того, нам понадобится БЛЮДЦЕ небольших размеров.
САЛФЕТКА из плотной ткани (бархат, плотный лен) на рабочем столе задержит падающие бисеренки.
Для хранения этих предметов вам также понадобится отдельная КОРОБОЧКА или сумочка
(Учитель показывает на примере).
2. Текущий инструктаж.
Рабочее место для бисероплетения должно быть удобным, стол для работы должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны или спереди.
Необходимо следить за правильной посадкой при бисеролетении. Во время работы грудь не должна быть сжата, корпус слегка наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.
При ручной работе с бисером, стеклярусом, бусинами необходимо остерегаться следующих неблагоприятных факторов:
- Недостаточное освещение рабочих мест (может привести к ослаблению остроты зрения, поэтому проведение уроков предпочтительнее проводить в более светлое время года);
- Нарушение режима смены труда и отдыха в течение урока (влечет переутомление мышц глаз и рук при работе с мелкими предметами);
- Несоблюдение правил и приемов работы с мелкими предметами;
- Неосторожное обращение с ножницами, проволокой или нитью при затягивании ее во время плетения или низания;
- Рассыпанные на полу бусины (могут стать причиной подскальзывания или падения);
- Неосторожное обращение с иглами или острыми концами проволоки (может повлечь укол или прокол пальца).
Правила техники безопасности перед началом работы:
1. Перед началом работы учитель должен проверить освещенность «Мастерской»;
2. Учащиеся должны сидеть в соответствии с медицинскими рекомендациями, особенно учащиеся с ослабленным зрением, допущенные к данному виду работы;
3. Учащиеся, не допущенные к данному виду работы по медицинским показаниям, от урока не освобождаются. Они присутствуют на уроке, им дается другое задание, с которым они в состоянии справиться самостоятельно или с минимальной помощью педагога;
4. Учитель проверят качество и количество специальных бисерных иголок, если они используются в работе. Иголки раздаются непосредственно каждому учащемуся перед началом работы;
5. Должна быть подготовлена «Гимнастика для глаз», при выполнении упражнений учитель контролирует темп и правильность их выполнения;
6. Учитель проверяет наличие необходимых инструментов и приспособлений, а также следит за тем, чтобы на рабочих местах учащихся не было ничего лишнего
Техника безопасности во время работы:
1. При получении травмы пострадавший или очевидец происшедшего немедленно сообщает об этом учителю, который приостанавливает работу учащихся для предотвращения возникновения новых подобных ситуаций;
2. В случае необходимости учитель оказывает доврачебную помощь пострадавшему, направляет его в медицинский кабинет или, в случае отсутствия медработников в данный момент, в лечебное учреждение. Учитель ставит в известность администрацию школы в письменном виде;
3. В случае возникновения пожара, аварии отопительной системы, водопровода учитель действует в соответствии с общими указаниями при данных ситуациях.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иглой и булавками:
- Ножницы класть сомкнутыми лезвиями справа от работающего;
- Передавая ножницы, держать их за сомкнутые кольцами вперед;
- Хранить ножницы в определенном месте – в подставке или рабочей коробке, ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены;
- Хранить иглы и булавки в определенном месте – в игольнице, в подушечке;
- Шить с наперстком;
- Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку, не использовать ржавые иглы
Девочки, а теперь проверим вашу готовность к уроку. У каждого на парте должно быть:
- Бисер, стеклярус;
- Проволока;
- Ножницы;
- Салфетка;
- Баночки;
- Салфетка;
- Инструкционная карта.