Конспект образовательной деятельности «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»
Цель: развитие интереса воспитанников к художественной литературе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием «быль».
Воспитательные:
Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.
Воспитывать у детей чувство сопереживания героям были.
Дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были.
Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Развивающие:
Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам.
Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.
Виды деятельности.
Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.
Ожидаемые результаты:
Сформированность жанрового понятия «быль»;
Проявление интереса эмоционального отношения к произведению;
Ответы воспитанников на вопросы полным предложением давая характеристику героям, оценку их поступкам.
Приветствие «Доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит:
Давайте представим, что «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад
-Ребята, посмотрите какая у меня интересная коробка
Как вы думаете, что в нем может быть? (Ответы детей) Хотите узнать?
Тогда слушайте мою загадку.
В них живут рассказы, сказки,
Песенки, стихи, загадки.
Все девчонки и мальчишки
Любят их. Ведь это (книжки)
-Давайте откроем сундучок, посмотрим, правильно вы отгадали или нет. -(Открывают сундучок)
-Ребята, посмотрите, действительно там книги. Их здесь много. Познакомимся с ними поближе.
В сундучке лежит три книги. (Сказки, рассказы, новая книга) По очереди воспитатель достаёт каждую книгу, ставит на мольберт.
-Сегодня я хочу вас познакомить с новой книгой её написал Лев Толстой.
- Посмотрите, как много здесь разных произведений. Давайте рассмотрим иллюстрации, как думаете, о ком здесь могут быть произведения? (Поставить ее на мольберт, открыть и показать детям)
- Здесь много рассказов, и каждый из них – это быль. - Быль – ребята, это то, что происходило, было на самом деле.
И сегодня я вас познакомлю с былью которую написал Лев Толстой.
А какие там будут герои, вы должны догадаться сами по голосам этих животных.
-Садитесь на стулья, слушайте внимательно.
2. Игровая мотивация.
Звучит запись голоса собаки.
-Дети, вы узнали чей это голос? (Голос собаки)
-Конечно, это собака. (появляется изображение собаки)
-Ребята, собака – какое это животное? (собака – домашнее животное) Какой может быть собака? (Собака добрая, игривая, ласковая)
-А чужую собаку можно трогать (Нет)
Давайте вспомним правила безопасности при общении с животными.
- О собаке говорят, что она - лучший друг человека – как вы думаете, почему?
-Много интересного вы рассказали о собаке.
- И теперь мы точно знаем, кто будет в рассказе.
- Слушаем ещё один голос.
Звучит запись голоса льва.
-А вы узнали это животное? Кто это так грозно рычал? (ответы детей. Дети могут назвать различные голоса хищных животных.)
-Ребята, это действительно может быть и тигр, и пантера и лев. Посмотрим на экран. Появляется изображение льва.
- Лев – какое это животное? (Дикое, хищное животное) Что вы можете рассказать об этом животном? (Лев сильный, могучий, грозный, бесстрашный)
- Да, львы очень гордые, храбрые животные, они являются грозными хищниками, которые могут справиться практически с любым противником.
- А вы видели когда-нибудь живого льва? Где? (В зоопарке)
Ребята , вы были когда-нибудь в зоопарке?
Какие правила безопасности вы соблюдали?
-Нельзя гладить животных
-Нельзя кормить
-Нельзя кривляться
-Нельзя кричать
А видел кто-нибудь, как кормят животных? ( Ответы детей.)
-Раньше животных в зоопарке нередко кормили бездомными животными.
- А как вы думаете, ребята, может ли быть дружба между львом и собачкой?
-Об этом мы сейчас узнаем из нашей новой книги, прочитав рассказ – быль Льва Николаевича Толстого. «Лев и собачка» (Появляется изображение)
-Перед тем, как мы будем слушать произведение, я предлагаю вам немножко поиграть.
Физкультминутка - координация речи с движением: “Звери”
Это – лев. Он царь зверей.
В мире нет его сильней
(Идем по кругу неторопливо, подняв голову)
А смешные обезьяны
Раскачали все лианы.
(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)
А вот умный, добрый слон
Посылает всем поклон
(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)
Леопард так ловко скачет,
Словно наш любимый мячик.
(поскоки на месте)
Зебра головой качает
К себе в гости приглашает.
(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево)
3. Основная часть.
Послушайте, что рассказал Л.Н.Толстой о случае, который произошёл в одном таком зоопарке. История, о которой рассказал нам Л.Н.Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта- сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. Сострадание-умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.
-Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать рассказ – быль Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».
Чтение произведения.
В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.
Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.
Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.
Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.
Лев тронул её лапой и перевернул.
Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.
Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.
С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.
Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.
Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.
На шестой день лев умер.
(Пауза)
Вопросы к детям.
- Ребята, вам понравилось произведение?
- Давайте вспомним, как называется рассказ-быль? (Лев и собачка)
-Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? (Л. Н. Толстой)
- Где происходило это событие? (в зверинце)
-Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? (Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход)
-Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?
-Почему лев не тронул собачку?
- Как они поживали вместе?
-Можно ли сказать, что лев заботился о собачке?
(Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге)
-Что же произошло дальше в зверинце? (хозяин захотел забрать собачку обратно)
-Почему лев не дал забрать собачку хозяину?
-Что случилось с собачкой? (она заболела и умерла)
-Как лев отреагировал на смерть друга?
-Как пытались успокоить льва служители зверинца? (дали ему другую собачку)
-Чем закончилась история льва и собачки?
- Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете?
Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились?
Что вы почувствовали, слушая это произведение?
«Числа и цифры 1,2,3,4,5,0»
Тема: Числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак «- «.
Программные задачи
Количество и счет: числа и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -.
Геометрические фигуры: дорисовывание геометрических фигур.
Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – ноябрь.
Задачи
Учить:
• Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;
• Логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
• дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;
• понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Знакомить:
• со знаком «минус»;
• с цифрой 0.
Закреплять:
• знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь, познакомить с названием последнего месяца осени –ноябрь;
• навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.
Ход занятия.
Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром нам в детский сад доставили письмо из волшебной страны «Математика»:
«Дорогие дети, приглашаем вас в волшебную страну «Математика». В пути вас ждут интересные задания. Вам предстоит показать свои умения и знания».
Но попасть в эту страну совсем не просто, для этого нужно нам ответить на вопросы. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными.
И так первое испытание: надо быстро и правильно отвечать на вопросы
1. Какое сейчас время года?
2. Сколько месяцев в каждом времени года?
3. Назовите зимние месяцы?
4. Сколько дней в неделе?
5. Сколько в неделе выходных дней?
6. Сколько солнышек на небе?
7. Сколько глаз у светофора?
8. Сколько пальцев на одной руке?
9. Сколько пальцев на двух руках?
10. Сколько солнышек на небе ночью?
Молодцы!
Ребята, а скажите мне пожалуйста на чем можно отправится в страну математике?
А для того, что бы узнать необходимо выполнить задание.
Давайте присядем за стол и соединим с вами по цифрам…………
Что у нас получилось?
А давайте с вами вспомним правила безопасности в машине.
Как мы должны себя вести?
-Не отвлекать водителя
-Сидеть в детском кресле
-Пристегнуться ремнём безопасности
- Не облокачиваться на дверь.
Молодцы, все вы знаете.
Ну, что поехали?
(Звук машины)
Вот мы с вами и оказались в стране математике.
И здесь вы можете много нового
Давайте откроем ваши интересные тетради Занятие 9.
И прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем наши пальчики
Возьмите шарики
Раз -два -три- четыре - пять
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Посмотрите на доску карточку №1.
- Сколько птичек сидит на верхней ветке? (четыре)
- Сколько птичек на нижней ветке? (ни одной)
- Сколько птичек улетело с нижней ветке? (четыре)
- Попробуйте составить задачу про птичек на основе изображения.
(дети составляют задачу по своему, а затем воспитатель предлагает свой вариант)
- На ветке сидели четыре птички, а затем четыре улетели. Сколько птичек осталось на ветке? (ни одной)
-Если в задаче кто-то улетает, уходит, уезжает, то пишется знак минус.
(воспитатель показывает знак «минус» детям.)
Я – минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А роль свою лишь выполняю.
- Поместите в квадрате число птичек, сколько было на верхней ветке.
-Какое число нужно поместить во втором квадрате, если птичек улетело четыре?
- В круге поместите знак -.
-Прочитайте решение задачи. (четыре минус четыре)
- На нижней ветке нет ни одной птички это можно записать цифрой 0.
Гимнастика для глаз
Задание 2. Ознакомление с цифрой 0.
Цифра ноль ты раньше знал:
Это круг или овал?
На доске появляется карточка №2 такое же как у детей.
-Обведите справа только цифру 0.
-Обведите цифру ноль по точкам, а затем запишите в каждой клеточке до конца строчки.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо
Ветерок все тише, тише, тише
Деревцо все выше, выше, выше.
4. Игровое упражнение «Дорисуй листья на деревьях».
Воспитатель загадывает им загадку.
Черное поле белым стало,
А еще похолодало,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи! (ноябрь).
- Как называются два других месяца? (сентябрь, октябрь).
- В каждом времени года три месяца. Назовите все осенние месяцы по порядку. (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Дети садятся за стол для выполнения следующего задания.
- Нарисуйте столько листьев на деревьях, сколько их было в каждом осеннем месяце.
5. Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы».
- Посмотрите на нашу группу, есть ли в ней предметы похожие на геометрические фигуры? Назовите их.
Окна и двери, крышки стола книги, коробки похожи на прямоугольники, выключатель – на квадраты, а мячи, шары, тарелки – на круг и т. д.
- Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке. (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал)
-Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.
Если детям затруднительно, воспитатель показывает заранее заготовленные рисунки предметов: мяча, елки, дома, телевизора, коляски, рябки, шарика.
Ну что ребята все интересные задания мы выполнили и нам пора отправляться в детский сад.
Звук машины.
Что нового мы с вами узнали?