СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД 

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»»

Конспект образовательной деятельности «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка»

Цель: развитие интереса воспитанников к художественной литературе.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с понятием «быль».

Воспитательные:

Формировать эмоциональное отношение к литературному произведению.

Воспитывать у детей чувство сопереживания героям были.

Дать понятие воспитанникам о скрытых мотивах поведения героев были.

Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.

Развивающие:

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением давая характеристику героям оценку их поступкам.

Обогащать словарный запас детей новыми словами: быль, ощетинился, зверинец, засовы, собственное, смотренье.

Виды деятельности.

Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Предварительная работа: сюжетно-ролевая игра «Зоопарк», беседы о диких и домашних животных, дидактические игры, знакомство с жанрами: сказка, рассказ, стихотворение, загадки.

Ожидаемые результаты:

Сформированность жанрового понятия «быль»;

Проявление интереса эмоционального отношения к произведению;

Ответы воспитанников на вопросы полным предложением давая характеристику героям, оценку их поступкам.







Приветствие «Доброе животное»

Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит:

Давайте представим, что «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыха­нию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад 

-Ребята, посмотрите какая у меня интересная коробка

Как вы думаете, что в нем может быть? (Ответы детей) Хотите узнать?

Тогда слушайте мою загадку.

В них живут рассказы, сказки,

Песенки, стихи, загадки.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это (книжки)

-Давайте откроем сундучок, посмотрим, правильно вы отгадали или нет. -(Открывают сундучок)

-Ребята, посмотрите, действительно там книги. Их здесь много. Познакомимся с ними поближе.

В сундучке лежит три книги. (Сказки, рассказы, новая книга) По очереди воспитатель достаёт каждую книгу, ставит на мольберт.



-Сегодня я хочу вас познакомить с новой книгой её написал Лев Толстой.

- Посмотрите, как много здесь разных произведений. Давайте рассмотрим иллюстрации, как думаете, о ком здесь могут быть произведения? (Поставить ее на мольберт, открыть и показать детям)

- Здесь много рассказов, и каждый из них – это быль. - Быль – ребята, это то, что происходило, было на самом деле.

И сегодня я вас познакомлю с былью которую написал Лев Толстой.

А какие там будут герои, вы должны догадаться сами по голосам этих животных.



-Садитесь на стулья, слушайте внимательно.

2. Игровая мотивация.

Звучит запись голоса собаки.

-Дети, вы узнали чей это голос? (Голос собаки)

-Конечно, это собака. (появляется изображение собаки)

-Ребята, собака – какое это животное? (собака – домашнее животное) Какой может быть собака? (Собака добрая, игривая, ласковая)

-А чужую собаку можно трогать (Нет)

Давайте вспомним правила безопасности при общении с животными.

- О собаке говорят, что она - лучший друг человека – как вы думаете, почему?

-Много интересного вы рассказали о собаке.

- И теперь мы точно знаем, кто будет в рассказе.

- Слушаем ещё один голос.

Звучит запись голоса льва.

-А вы узнали это животное? Кто это так грозно рычал? (ответы детей. Дети могут назвать различные голоса хищных животных.)

-Ребята, это действительно может быть и тигр, и пантера и лев. Посмотрим на экран. Появляется изображение льва.

- Лев – какое это животное? (Дикое, хищное животное) Что вы можете рассказать об этом животном? (Лев сильный, могучий, грозный, бесстрашный)

- Да, львы очень гордые, храбрые животные, они являются грозными хищниками, которые могут справиться практически с любым противником.

- А вы видели когда-нибудь живого льва? Где? (В зоопарке)

Ребята , вы были когда-нибудь в зоопарке?

Какие правила безопасности вы соблюдали?

-Нельзя гладить животных

-Нельзя кормить

-Нельзя кривляться

-Нельзя кричать

А видел кто-нибудь, как кормят животных? ( Ответы детей.)

-Раньше животных в зоопарке нередко кормили бездомными животными.

- А как вы думаете, ребята, может ли быть дружба между львом и собачкой?

-Об этом мы сейчас узнаем из нашей новой книги, прочитав рассказ – быль Льва Николаевича Толстого. «Лев и собачка» (Появляется изображение)

-Перед тем, как мы будем слушать произведение, я предлагаю вам немножко поиграть.

Физкультминутка - координация речи с движением: “Звери”

Это – лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней

(Идем по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон

(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(поскоки на месте)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево)

3. Основная часть.

Послушайте, что рассказал Л.Н.Толстой о случае, который произошёл в одном таком зоопарке. История, о которой рассказал нам Л.Н.Толстой, произошла давно, в далёком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том, что маленький Толстой был очень чувствителен - когда он слушал печальные истории или видел, например убитую птичку, котёнка со сломанной лапкой, то плакал. Эта черта- сострадание, сохранилось в нём до конца жизни. Сострадание-умение чувствовать чужую боль, переживать и сочувствовать.



-Садитесь поудобнее и приготовьтесь слушать рассказ – быль Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».

Чтение произведения.

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришёл в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять её из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски. Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

(Пауза)

Вопросы к детям.

- Ребята, вам понравилось произведение?

- Давайте вспомним, как называется рассказ-быль? (Лев и собачка)

-Назовите писателя, который рассказал нам эту историю? (Л. Н. Толстой)

- Где происходило это событие? (в зверинце)

-Расскажите, как собачонка очутилась в клетке у льва? (Человек захотел сходить в зверинец, и поймал на улице собачонку и заплатил ей за вход)

-Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

-Почему лев не тронул собачку?

- Как они поживали вместе?

-Можно ли сказать, что лев заботился о собачке?

(Да ребята, лев заботился о собачке, как о своём маленьком друге)

-Что же произошло дальше в зверинце? (хозяин захотел забрать собачку обратно)

-Почему лев не дал забрать собачку хозяину?

-Что случилось с собачкой? (она заболела и умерла)

-Как лев отреагировал на смерть друга?

-Как пытались успокоить льва служители зверинца? (дали ему другую собачку)

-Чем закончилась история льва и собачки?

- Ребята, а вам хотелось бы, чтобы конец этой истории был совсем другим? Каким вы его себе представляете?

Ребята, с каким новым произведением вы сегодня познакомились?

Что вы почувствовали, слушая это произведение?

































«Числа и цифры 1,2,3,4,5,0»

ТемаЧисла и цифры 1,2,3,4,5,0, знак «- «.

Программные задачи

Количество и счетчисла и цифры 1,2,3,4,5,0, знак -.

Геометрические фигуры: дорисовывание геометрических фигур.

Ориентировка во времени: ознакомление с названием месяца – ноябрь.

Задачи

Учить:

• Решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

• Логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;

• дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

• понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

• со знаком «минус»;

• с цифрой 0.

Закреплять:

• знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь, познакомить с названием последнего месяца осени –ноябрь;

• навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы.

















Ход занятия.

Ребята, подойдите ко мне, встаньте в круг. Я хочу сообщить вам очень важную информацию. Сегодня утром нам в детский сад доставили письмо из волшебной страны «Математика»:

«Дорогие дети, приглашаем вас в волшебную страну «Математика». В пути вас ждут интересные задания.  Вам предстоит показать свои умения и знания».



Но попасть в эту страну совсем не просто, для этого нужно нам ответить на вопросы. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными. 

И так первое испытание: надо быстро и правильно отвечать на вопросы
1. Какое сейчас время года?
2. Сколько месяцев в каждом времени года?
3. Назовите зимние месяцы?
4. Сколько дней в неделе?
5. Сколько в неделе выходных дней?
6. Сколько солнышек на небе?
7. Сколько глаз у светофора?
8. Сколько пальцев на одной руке?
9. Сколько пальцев на двух руках?
10. Сколько солнышек на небе ночью?

Молодцы!

Ребята, а скажите мне пожалуйста на чем можно отправится в страну математике?

А для того, что бы узнать необходимо выполнить задание.

Давайте присядем за стол и соединим с вами по цифрам…………

Что у нас получилось?

А давайте с вами вспомним правила безопасности в машине.

Как мы должны себя вести?

-Не отвлекать водителя

-Сидеть в детском кресле

-Пристегнуться ремнём безопасности

- Не облокачиваться на дверь.

Молодцы, все вы знаете.

Ну, что поехали?

(Звук машины)

Вот мы с вами и оказались в стране математике.

И здесь вы можете много нового

Давайте откроем ваши интересные тетради Занятие 9.

И прежде чем приступить к заданию, давайте разомнем наши пальчики

Возьмите шарики

Раз -два -три- четыре - пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик самый сильный,

Этот пальчик для того, чтоб показывать его

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Посмотрите на доску карточку №1.

- Сколько птичек сидит на верхней ветке? (четыре)

- Сколько птичек на нижней ветке? (ни одной)

- Сколько птичек улетело с нижней ветке? (четыре)

- Попробуйте составить задачу про птичек на основе изображения.

(дети составляют задачу по своему, а затем воспитатель предлагает свой вариант)

- На ветке сидели четыре птички, а затем четыре улетели. Сколько птичек осталось на ветке? (ни одной)

-Если в задаче кто-то улетает, уходит, уезжает, то пишется знак минус.

(воспитатель показывает знак «минус» детям.)

Я – минус,

Тоже добрый знак.

Ведь не со зла я отнимаю,

А роль свою лишь выполняю.

- Поместите в квадрате число птичек, сколько было на верхней ветке.

-Какое число нужно поместить во втором квадрате, если птичек улетело четыре?

- В круге поместите знак -.

-Прочитайте решение задачи. (четыре минус четыре)

- На нижней ветке нет ни одной птички это можно записать цифрой 0.


Гимнастика для глаз


Задание 2. Ознакомление с цифрой 0.

Цифра ноль ты раньше знал:

Это круг или овал?

На доске появляется карточка №2 такое же как у детей.

-Обведите справа только цифру 0.

-Обведите цифру ноль по точкам, а затем запишите в каждой клеточке до конца строчки.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше, выше.


4. Игровое упражнение «Дорисуй листья на деревьях».

Воспитатель загадывает им загадку.

Черное поле белым стало,

А еще похолодало,

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи! (ноябрь).

- Как называются два других месяца? (сентябрь, октябрь).

- В каждом времени года три месяца. Назовите все осенние месяцы по порядку. (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Дети садятся за стол для выполнения следующего задания.

- Нарисуйте столько листьев на деревьях, сколько их было в каждом осеннем месяце.

5. Игра «Преврати геометрические фигуры в предметы».

- Посмотрите на нашу группу, есть ли в ней предметы похожие на геометрические фигуры? Назовите их.

Окна и двери, крышки стола книги, коробки похожи на прямоугольники, выключатель – на квадраты, а мячи, шары, тарелки – на круг и т. д.

- Назовите геометрические фигуры, нарисованные на рисунке. (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал)

-Дорисуйте эти фигуры так, чтобы получились предметы.

Если детям затруднительно, воспитатель показывает заранее заготовленные рисунки предметов: мяча, елки, дома, телевизора, коляски, рябки, шарика.



Ну что ребята все интересные задания мы выполнили и нам пора отправляться в детский сад.

Звук машины.

Что нового мы с вами узнали?