Конспект НОД «На вкус и цвет товарищей нет» в средней группе
Цель: дать детям элементарные знания о значении языка в ощущении вкуса пищи, развивать знания о витамине «С».
Задачи.
- продолжать формировать знание детей об овощах и фруктах, различать и называть вкус разных продуктов.
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
- развивать связную речь, упражнять в образовании однокоренных слов.
- продолжать развивать у детей интерес к за-гадкам, художественному слову.
- упражнять в рисовании цветными восковыми мелками и карандашами.
Материал к занятию: раскраски, восковые мелки, цветные карандаши, апельсин, солёный огурец, лук, лимон; картинки с изображением овощей и фруктов; плакат с изображением языка и его вкусовых зон.
Ход образовательной деятельности.
Организационная часть.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
О чём эта загадка?
Дети отвечают.
Покажите свой язычок. Язык у вас один или много?
Дети отвечают.
Теперь послушайте стихотворение Е. Бандуренко, которое называется «Уши и язык»:
Спросили как-то дедушку Кондрата
Весёлые болтливые ребята:
К чему – уже мы думали не раз –
Язык один, а уха два у нас?
Ответил дед:Могу вам объяснить:
Чтоб больше слушать, меньше говорить.
Язык у человека только один!
Ребята, зачем нам нужен язык?
Дети отвечают.
Воспитатель демонстрирует плакат с изображением языка и его вкусовых зон:
Ещё наш язык – это орган вкуса. Снаружи он покрыт бесчисленным множеством кро-хотных сосочков. В них есть кончики нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот: кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное. Замечали ли вы, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть моро-женое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его ос-нование – горькое.
Основная часть.
Игра «Узнай на вкус».
Воспитатель предлагает детям попробовать продукты: апельсин, солёный огурец, лук, ли-мон.
Апельсин какой?
Огурец какой?
Лук какой?
Лимон какой?
Дети отвечают.
Если дети не стали пробовать какой-то продукт, они должны объяснить почему.
Физкультминутка «Хомка».
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Ваш язычок может сообщать и о состоянии тела.
Если вы заболели, язык «закутывается в полотно, белое покрывало». Он, как говорит мама, «обложен». Всё кажется теперь ему невкусным, а у вас пропадает аппетит. Приходит доктор, прописывает лекарства, и вам приходится исправно глотать горькие порошки и таблетки.
Но существуют продукты, которые защищают ваш организм от болезней, назовите их.
Дети отвечают.
Правильно. Овощи и фрукты богаты витаминами, благодаря им наш организм устой-чив к различным заболеваниям.
Одним из таких витаминов является витамин «С». А в каких овощах и фруктах он со-держится, вы узнаете,отгадав мои загадки:
Красные и чёрные,
Кислые и сладкие.
Так и просятся нам в рот,
И в варенье, и в компот.
(Ягоды)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?
(Картофель)
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
(Помидор)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно.
(Апельсин)
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень.
(Лимон)
Дети отгадывают и показывают картинки с правильным ответом.
При недостаточном поступлении витамина «С» в организм появляется общая сла-бость, быстрая утомляемость, возможна кровоточивость дёсен.
В зимнее время наиболее постоянный и доступный источник витамина «С» - карто-фель, свежая и квашеная капуста.
Какой вкус имеют продукты с витамином «С»?
Дети отвечают.
Д/и «Кислый, сладкий, горький»
Дети соотносят определённый продукт с подходящим символом.
Важным источником витамина «С» являются соки, регулярное их употребление по-вышает сопротивляемость инфекциям.
Давайте рассмотрим картинки с соками и расскажем, что это за сок, и какой он на вкус.
Дети отвечают.
Теперь вы знаете, что каждый продукт имеет свой вкус, определить его нам помогает язык.
Подведение итогов.
Воспитатель и дети обсуждают, что интересного они узнали. Воспитатель предлагает детям изготовить книжку-малышку «Витаминка».