Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 «Алёнушка»
Конспект итогового НОД
«Осень краски разбросала на деревья и кусты…»
к проекту «Краски осени».
в подготовительной группе.
Автор:
Воспитатель подготовительной группы
Стародубцева Галина Петровна
Цель:
Закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.
Формировать навык устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Образовательные:
расширить представление детей о времени года – осень;
обучить правильным постановкам фраз при рассказе, работать над речевым материалом по теме «Осень», обогащать словарный запас;
Развивающие:
развивать творческие способности детей;
развивать умения воспринимать образ осени через разные жанры искусства: художественный, поэтический, музыкальный.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Интеграция областей:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Оборудование и материалы: ноутбук, аудиозапись П.И. Чайковского «Осень» из фортепианного цикла «Времена года», аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года. Осень», запись звука улетающих птиц, мольберт, картины русских художников И. Левитан «Осенний день», «Золотая осень», И. Бродский «Опавшие листья», картинки с изображением грибов, птиц, зверей, шаблоны листьев, работы (рисунки) детей на тему «Осень».
Предварительная работа:
наблюдение на прогулке за тем, как опадают листья с деревьев.
рассматривание альбомов и иллюстраций «Осень», «Деревья и кустарники», «Грибы: съедобные и несъедобные», «Птицы», «Звери в лесу».
сбор листьев разной формы и окраски.
беседы об осени.
разучивание стихов и поговорок об осени.
пение песен об осени и слушание музыки.
чтение художественных произведений («Листопадничек» И.Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина).
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных осенних картинок.
изготовление поделок из природного материала.
Изготовление шаблонов осенних листьев и их разукрашивание.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• словесный метод
• наглядный метод
• практический метод
• игровой метод.
Индивидуальная работа:
Включать в работу малоактивных детей: Леру К., Лилиану К.; привлекать Марину А., Сашу Н. к комментированию ответов других детей.
Ожидаемый результат:
Дети умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи.
Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам сегодня в группу пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте мою загадку :
Листья с веток облетают,
птицы к югу улетают,
«Что за время года ?»-спросим,
нам ответят: «Это ...»
(осень) .
Правильно, сегодня мы с вами поговорим об одном из красивых времени года-осени. Мы с вами знаем, как прекрасна и красива бывает осень, листья меняют свой окрас, все кругом становится разноцветным. Но, ребята, случилась беда, побывал в наших краях как то злой волшебник. Понравилась ему очень разноцветная осень, вот он и решил заколдовать краски осени, чтобы больше не было у нас красоты, а было все вокруг серым и унылым. Уходя, он оставил нам волшебный цветок с заданиями и если мы справимся с ними, то он вернет нам вновь краски осени.
Ребята, ну что мы готовы приступить к заданиям, чтобы вернуть всем людям красивую осень?
Ну тогда приступим.
Отрываю первый лепесток цветка
Задание № 1: «Приметы осени»
Назвать приметы осени. Давать полные ответы.
Ответы детей:
- листья становятся желтыми, оранжевыми, коричневыми, красными;
-на деревьях и кустах опадают листья, начинается листопад;
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-день становится короче, а ночь длиннее;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
-люди собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
-перелетные птицы улетают на юг;
- люди надевают демисезонную одежду.
Задание № 2: «Назовите осенние месяцы»
Назвать осенние месяцы.
Ответы детей:
- Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Задание № 3: Игра «Закончи предложение».
У сосны – шишки, а у дуба … (желуди).
У ели - иголки, а у березы…(листочки).
Тополь зимой без листьев, а ель…(с иголками).
Береза осенью золотая, а ель…(зелёная).
Лист дуба похож на кружево, а лист клена … (на звездочку).
Задание № 4: Игра «Собери грибы».
Воспитатель: Обратите внимание, сколько грибов после дождя выросло на нашей поляне. Но будьте внимательны! Среди них есть несъедобные грибы! Давайте соберем в лукошко только съедобные грибы!
(дети называют гриб, съедобный кладут в лукошко)
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Координация речи с движением
Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагаю пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, (Загибают по одному пальчику
Морковку, горох, петрушку и свеклу. на обеих руках)
Ох!.. (Хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками
Кто лучше, вкусней и нужней на земле, и ладонями.)
Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальцы на обеих руках)
Горох?Петрушка иль свекла?
Ох! ( Хлопок)
Хозяйка тем временем ножик» взяла (Стучат ребром каждой ладони по
И ножиком этим крошить начала столу)
Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики)
Горох, петрушку и свеклу.
Ох! ( Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест
Кипели, кипели в крутом кипятке на столе.)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)
Ох! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)
Ю. Тувим
Задание № 5: «Загадки».
1. Угадай-ка, что за шапка, меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору? (Заяц)
2. Лежала между ёлками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Еж)
3. Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой, под вьюжный вой, спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. Кто на ветке шишку грыз и бросал объедки вниз.
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
5. Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – красота! А зовут её… (Лиса).
6. Это что за зверь такой? Может жить он под землей.
Норку и подземный ход лапками копает... (Крот).
7. У него рога ветвисты, а бока чуть-чуть пятнисты.
Всех катать ему не лень, возит саночки... (Олень).
8. Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины. И добротные плотины. (Бобры).
9. Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый ... (Волк).
Воспитатель: Молодцы ребята! Всех зверей в лесу знаете. Мне очень понравилось с вами играть.
Задание № 6: Игра « Подбери ножку к шляпке мухомора».
Вспитатель: Посмотрите, у каждого из вас лежит шляпка гриба с белыми точками, вам необходимо посчитать эти точки и найти ножку с соответствующей цифрой. Дети выполняют.
Задание № 7: Игра «Что перепутал художник?»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину, висящую на мольберте, все ли правильно изобразил художник и почему вы так думаете?
Воспитатель: Молодцы, все справились. А нас ожидает последнее задание. Раскрасить осенние листья разноцветными карандашами .
Но прежде ,чем приступим, давайте разомнем наши пальчики, чтобы они были ловкими и умелыми.
Пальчиковая гимнастика « Эти пальцы в лес пошли».
Эти пальцы в лес пошли(дети соединяют мизинцы обеих рук),
Эти пальцы гриб нашли(далее соединяют безымянные),
Эти пальцы чистить стали( средние соединили),
Эти пальцы жарить стали(указательные),
Ну, а эти пальцы съели, от того и растолстели(большие пальцы).
Воспитатель: Ну, а сейчас ,ребята, приступаем к выполнению задания, берем карандаши необходимого цвета и аккуратно начинаем раскрашивать, чередуя между собой цвета, чтобы у вас получились разноцветные красивые листочки.
Итог НОД
Воспитатель: - Ребята, какие у вас красивые получились листочки. Глядя на ваши работы, можно увидеть, как листочки с деревьев падают и кружатся, как будто танцуют вальс.
- Молодцы! Со всеми заданиями вы справились и смогли вернуть людям краски осени. У каждого из вас получилась «Золотая осень».