Конспект НОД по ФЭМП «Число и цифра 7» для детей старшей группы
Цель НОД: создать условия для закрепления у детей сформированных представлений о числе и цифре «семь».
Задачи НОД:
- Образовательные:
1) развивать умение обозначать количество, число предметов цифрой 7;
2) совершенствовать умение употреблять цифру 7 в соответствии с числом предметов;
3) развивать навыки решения примеров на сложение и вычитание с использованием числовой прямой;
4) закреплять знания детей о геометрических фигурах;
5) упражнять в решении задач;
- Развивающие:
1) работать над осмыслением действий сложения и вычитания;
2) развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности;
3) развивать устойчивое внимание, мышление, речь, творческое воображение; мелкую моторику.
- Воспитательные:
1) воспитывать внимательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость, умение слушать;
2) формировать навыки самостоятельности, наблюдательности;
3) воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методы работы: беседа, иллюстрация, показ, частично-поисковый, упражнение, самостоятельная работа воспитанников, поощрение, предъявление требований.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование и материалы: карточки с геометрическими фигурами, картинный (нарисованный) материал из сказок «Белоснежка и семь гномов, «Волк и семеро козлят», цветок «цветик-семицветик», карточка с цифрой 7.
Раздаточный материал: для каждого воспитанника листочки с геометрическими фигурами; карточки с примерами, набор цифр и знаков.
Предварительная работа: чтение сказок «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, я хочу начать наше занятие с приветствия. Давайте встанем и поприветствуем, друг друга и гостей, которые присутствуют у нас на занятии.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
Математика нас ждет
.II. Определение темы занятия.
Воспитатель:
Садитесь. Ребята, чем мы занимаемся на занятиях по математике?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
Правильно. Считаем, решаем примеры, задачи. А с геометрическими фигурами мы работаем?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Назовите геометрические фигуры, которые вы знаете?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал. Молодцы! Ребята, а вам интересно узнать тему нашего занятия?
Дети: Ответы детей .
Воспитатель:
Хорошо. Чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны выполнить задание, в котором и пригодятся ваши знания геометрических фигур. У каждого из вас лежат наборы, давайте с кружочков сделаем цифру 7.
Воспитатель:
Что у вас получилось?
Дети: Ответы детей
Воспитатель:
Цифра 7. Молодцы! Кто может назвать тему нашего занятия?
Дети: Ответы детей (Цифра 7).
Воспитатель:
Правильно, тема занятия «Число и цифра 7».
III. Закрепление изученного материала
Воспитатель:
Скажите, на что похожа цифра 7?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: коса, клюшки для гольфа и для хоккея. Молодцы!
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Ответы детей (Да, конечно)
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправляемся в гости в царство цифры 7
Правильно. Итак, в путь. А по дороге вспомним, как пишется цифра 7.
Воспитатель:
Я Вам раздала листочки с цифрой 7. Давайте вспомним, из каких элементов состоит цифра 7, посмотрите на карточку. Она состоит из одной длинной линии, большой и маленькой палочек.
Воспитатель:
Возьмите в руки карандаш и напишите вместе со мной цифру 7 в воздухе. Хорошо. А теперь напишите цифру 7 на листочке. Пишем аккуратно, стараемся.
Воспитатель:
Молодцы, все очень старались, и поэтому цифры получились ровные, красивые.
Воспитатель:
Ребята, пока Вы все писали цифру 7, я по дороге в наш детский сад увидела особенные цветы. Вот один из них. Кто знает, как он называется?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно это цветик-семицветик. Назовите, какого цвета лепестки у цветка.
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Может эти цвета Вам что-то напоминают? Давайте подумаем
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Молодцы эти цвета есть у радуги.
Посмотрите на цветик-семицветик, он непростой. На каждом лепестке есть задание, которое надо выполнить.
Задания:
1. Посчитай от 1 до 8 и обратно.
2. Назови соседей числа 3.
3. Какое число стоит перед числом 8?
4. Какое число стоит после числа 4?
5. Какое число стоит между числами 2 и 4?
6. Соедини число 7 и соответствующее количество предметов.
Воспитатель:
Молодцы! Все задания выполнили.
Посмотрите, пока мы с Вами считали, к нам в гости пришли семь гномов. Ребята подскажите, из какой они сказки.
Дети: Ответы детей (Белоснежка и семь гномов)
Воспитатель: Молодцы!
Они приготовили вам примеры, которые надо решить. Один из вас будет выходить к доске, выбирать понравившегося гнома и решать пример, а все остальные на карточках находите этот пример и записываете ответ.
4 + 2 =
7 – 2 =
3 – 2 =
7 + 3 =
4 – 2 =
3 + 3 =
4 + 3 =
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Гномы очень рады, что вы справились с заданием. Ну, а теперь можно и отдохнуть
Ребята, сколько дней в неделе?
Дети: Семь.
Воспитатель:
Давайте вспомним их.
Физминутка.
Среди дней любой недели
Первым будет понедельник.
День второй за ним пошел,
Это вторник к нам пришел.
Нам не деться никуда...
Третий день всегда среда.
Он четвертый там и тут,
Этот день четверг зовут.
В череде рабочих дней
Пятый - пятница теперь.
Вся закончена работа,
День шестой всегда суббота.
День седьмой? Его мы знаем:
Воскресенье, - отдыхаем! Как сидеть мы всем покажем!
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь опять за работу. Давайте с Вами вспомним сказку Волк и семеро козлят
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Хорошо. Вы помните в сказке, Злой Волк забрал козлят и отдаст их только при условии, что вы выполните задание. А задание трудное. Поможем Маме Козе?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Надо по рисунку составить задачу и решить ее.
Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Мама Коза благодарит вас за помощь. Злой волк сдержал свое обещание и отпустил козлят к маме.
А нам с вами пора возвращаться домой.
IV. Итог занятия.
Воспитатель:
Ну, как, понравилось вам в гостях у цифры 7?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Хорошо. Давайте вспомним.
- Сколько лепестков было в необычном цветке?
- Сколько гномов вам приготовили примеры?
- Сколько козлят было у козы?
- Сколько цветных полос у радуги?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно. Вы молодцы!
На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу.