Воспитатель: Я прочту стихотворение, а вы помогите мне его закончить. Чтоб продукты потреблять, В платьях ярких щеголять, Чтобы вкусно есть и пить Надо все это ……(купить) Да, за все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги? (ответы детей) Воспитатель. Что такое зарплата? (ответы детей) -Правильно, зарплата - это деньги, которые родители получают за свой труд. А если человек состарился и уже не может работать где он берет деньги на покупки? (ответы детей) - Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно и добросовестно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям- и тем, кто еще не работает- детям. Это называется пособие на детей. Вы подрастете, окончите школу, поступите в колледж или университет, и государство будет платить вам деньги за то, что вы хорошо учитесь. Это называется стипендия. Воспитатель. -Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Это старинное слово означает кошелек. А для чего нужен кошелек? (ответы детей) - Да, бюджет –это деньги. Бюджет бывает разным. Бюджет страны, области, семьи. Бюджет семьи - это семейный бюджет. Бюджет семьи складывается из зарплат родителей, пенсий бабушек и дедушек, пособий или стипендий сестер и братьев. Это ДОХОДЫ семейного бюджета. К доходам относится выигрыш в лотерею, денежный подарок ко Дню рождения или деньги от продажи дачных овощей и фруктов… Воспитатель. –В каждой семье есть еще и РАСХОДЫ. Когда родители получают зарплату, вы просите купить вам игрушку или сладости? А знаете ли вы, на что родителям нужно израсходовать деньги в первую очередь? (ответы детей) -Оплатить за детский сад, заплатить квартиру, за свет, воду, газ. Купить продукты, одежду , обувь, посуду, мыло, например, новое одеяло , если старое пришло в негодность…Все это расходы семьи и за все это нужно заплатить вашим родителям… А теперь поработаем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика) -Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши) Будем пальчики считать.(сжимаем и разжимаем пальцы рук) -Один и два – оплатим дом. (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) - Дом, в котором мы живем . - Третья монетка- одежду купить.(отгибаем средний палец). - На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) - Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем) спрячем на донышке кошелька!(спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы) СХЕМА «Семейный бюджет» (семейный бюджет в виде тучки, капли – монетки) Воспитатель. Дети, посмотрите на эти тучки. Представьте, что это бюджет семьи. В тучку падают дождинки. Эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился, это доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет. Воспитатель. А теперь посмотрите на другую тучку. Из нее падают капельки, она становится меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы – это деньги, которые семья тратит. Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру. «Доход – расход» (игра диалог с мячом) (Дети встают в круг , воспитатель бросает им мяч и задает вопросы.) -Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доход-расход» Я буду называть примеры семейных доходов и расходов и бросать вам мяч и тот, кому я брошу мяч, должен сказать, доход это или расход. -Папа получил зарплату. –Д. - Ребенок заболел – Р. - Выиграли в лотерею.- Д. -Купили новую игрушку. – Р. -Продали часть урожая. – Д. -Оплатили телефон. – Р. -Маме дали премию. – Д. - Порвалась куртка. – Р. - Папа продал гараж. – Д. - Заплатили за воду. – Р. - Подарили деньги сестре на День рождения – Д. - Купили продукты. – Р. Воспитатель. -Молодцы, ребята, теперь вы точно знаете, где доход, а где расход. В семейном бюджете есть обязательные расходы, а есть необязательные, на которые можно не тратить деньги и можно сэкономить, тем самым сохранить семейный бюджет. - Как вы думаете, какие в вашей семье обязательные расходы? (ответы детей) - А какие расходы можно назвать ненужными и без них можно обойтись? (ответы детей) Воспитатель. Я хочу рассказать сказку, да не простую, а экономическую. Сказка про курочку Рябу. Жили – были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Однажды получили дед и баба пенсии. Баба говорит: - Мне нужен холодильник, а то в погребе мыши все продукты сгрызут. А дед говорит: -А мне нужен новый телевизор, а то сегодня футбол, а я даже мяча не увижу… Пошли они в магазин электроники и купили нужные им товары. Привезли домой, радуются , сели чай пить. Вдруг слышат страшный стук в двери, а это волк пришел. Закричал он страшным голосом: - А ну, открывайте дверь! Вы за дом заплатили? Вы за свет заплатили? А за воду? Убирайтесь из дома по-добру, по-здорову, я теперь здесь жить буду! Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не простое, а золотое, вот с долгами и расплатимся! Так и случилось. Снесла курочка Ряба золотое яичко, продали его на рынке, а на вырученные деньги оплатили квартплату, свет, воду, телефон, еще и на продукты осталось. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! Внимательно слушали? -Кто из героев сказки неправильно поступил? А как надо было поступить? Кто помог деду с бабой? Воспитатель. Молодцы! Но не у всех бывают такие волшебные помощники, поэтому рассчитывать нужно только на бюджет своей семьи и тратить деньги правильно. - Как вы думаете, что нужно делать, чтобы семейный бюджет увеличивался, а расходы уменьшались? (ответы детей) -Верно, нужно больше работать меньше тратить на пустяки, экономить деньги и быть бережливыми .Тогда, после всех обязательных трат, появятся свободные деньги или накопления, которые потом можно потратить на что-то дорогое, например, летом поехать на море или в путешествие и пр. Но для этого нужно планировать семейный бюджет. Кто планирует бюджет в вашей семье? Вы участвуете в планировании семейного бюджета? Да, потому что учитываются пожелания всех членов семьи. Воспитатель. Я предлагаю вам стать членами нашей большой «садовской семьи» и распланировать бюджет, который мы имеем. Игровое упражнение «Распределение семейного бюджета». Дети делятся на группы (семьи) и получают условное количество монет. Они распределяют обязательные траты и делят деньги на разные платы: квартира, продукты, одежда, средства гигиены и пр. В конце игры воспитатель определяет, какая семья наиболее правильно распорядилась семейным бюджетом. Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Кому можно об этом рассказать? Ребята, есть в жизни вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги. Что это? (ответы детей) Да, это счастье, здоровье, уважение, дружба и любовь! Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были счастье, здоровье и любовь! |