СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как создать условия для формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста? Познакомить детей с составляющими семейного бюджета? Дать представления о путях экономии семейного бюджета? Я делаю это так...

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по финансовой грамотности с детьми старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 61 г. Новочеркасска















Непосредственно образовательная деятельность по обучению основам финансовой грамотности



«Семейный бюджет»





Старшая логопедическая группа

«Гусельки»







Составили и провели:

Воспитатели: О. В. Чубенко,

М. С. Парафиева










2023 г.


Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы «Гусельки»


Форма деятельности: Интегрированная.

Тип: Развивающий, обобщающий.

Основная образовательная область: Познавательное развитие.

Интеграция с образовательными областями: речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое и художественно-эстетическое развитие. Предполагаемая продолжительность 20-25мин.


ТЕМА: «Семейный бюджет»


ЦЕЛЬ: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

ЗАДАЧИ:

Образовательные

  • Познакомить детей с составляющими семейного бюджета.

  • Дать представления о путях экономии расходов бюджета семьи.

  • Развивающие

  • Развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания, воображения.

  • Расширить словарный запас детей понятиями «доход», «расход». «зарплата», «пенсия», «стипендия»

Воспитательные

  • Воспитывать чувство меры в своих желаниях.

  • Воспитывать правильное отношение к деньгам.

МЕТОДЫ

  • Наглядные (рассматривание, показ способов действия)

  • Словесные (диалог с постановкой проблемы, объяснение, пояснение, рассуждение, поиск верного решения проблемных ситуаций)

  • Игровые (дидактические игры «Собери картинку», «Четвертый лишний»), игровая ситуация «Птицы», игры на развитие фонематического слуха)

  • Практические (самостоятельные действия, выполнение заданий, рисование)

ПРИЕМЫ

  • Организация детей подгруппой, индивидуальная работа, в группе.

  • Активизация умственной активности детей (проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность, постановка проблемной ситуации)

  • Обучения (словесный образец педагога, обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности детей, оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, музыки)

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ

Атрибуты для игры «Распределение семейного бюджета» (игрушечные деньги, мяч, картинки с изображением расходов, мультимедийное оборудование)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Ева, Даня- развитие внимательности при выполнении самостоятельной работы

  • Кирилл, Захар - развитие желания довести дело до конца, аккуратность.

  • Марк, Тамерлан- развитие речевой активности, умения отвечать на вопросы полным предложением.

НОД.

Содержание

Решаемые задачи

Воспитатель: Я прочту стихотворение, а вы помогите мне его закончить.

Чтоб продукты потреблять,

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить

Надо все это ……(купить)

Да, за все товары мы платим деньги. А откуда берутся деньги? (ответы детей)

Воспитатель. Что такое зарплата? (ответы детей)

-Правильно, зарплата - это деньги, которые родители получают за свой труд. А если человек состарился и уже не может работать где он берет деньги на покупки? (ответы детей)

- Да, пенсия – это деньги, которые государство платит пожилому человеку за то, что он честно и добросовестно работал, когда был молодым. У нас государство помогает тем, кто уже не работает – пожилым людям- и тем, кто еще не работает- детям. Это называется пособие на детей. Вы подрастете, окончите школу, поступите в колледж или университет, и государство будет платить вам деньги за то, что вы хорошо учитесь. Это называется стипендия.

Воспитатель. -Ребята, вы когда-нибудь слышали слово «бюджет»? Это старинное слово означает кошелек. А для чего нужен кошелек? (ответы детей)

- Да, бюджет –это деньги. Бюджет бывает разным. Бюджет страны, области, семьи. Бюджет семьи - это семейный бюджет. Бюджет семьи складывается из зарплат родителей, пенсий бабушек и дедушек, пособий или стипендий сестер и братьев. Это ДОХОДЫ семейного бюджета. К доходам относится выигрыш в лотерею, денежный подарок ко Дню рождения или деньги от продажи дачных овощей и фруктов…

Воспитатель. –В каждой семье есть еще и РАСХОДЫ.

Когда родители получают зарплату, вы просите купить вам игрушку или сладости? А знаете ли вы, на что родителям нужно израсходовать деньги в первую очередь?

(ответы детей)

-Оплатить за детский сад, заплатить квартиру, за свет, воду, газ. Купить продукты, одежду , обувь, посуду, мыло, например, новое одеяло , если старое пришло в негодность…Все это расходы семьи и за все это нужно заплатить вашим родителям…

А теперь поработаем с пальчиками. (Пальчиковая гимнастика)

-Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки в ладоши)

Будем пальчики считать.(сжимаем и разжимаем пальцы рук)

-Один и два – оплатим дом. (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

- Дом, в котором мы живем .

- Третья монетка- одежду купить.(отгибаем средний палец).

- На четвертую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

- Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

спрячем на донышке кошелька!(спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

СХЕМА «Семейный бюджет» (семейный бюджет в виде тучки, капли – монетки)

Воспитатель. Дети, посмотрите на эти тучки. Представьте, что это бюджет семьи. В тучку падают дождинки. Эта тучка стала больше, значит бюджет семьи увеличился, это доходы. Доходы – это деньги, которые поступают в бюджет.

Воспитатель. А теперь посмотрите на другую тучку. Из нее падают капельки, она становится меньше, значит, бюджет семьи уменьшился и это, ребята, расходы. Расходы – это деньги, которые семья тратит.

Воспитатель. Я вам предлагаю поиграть в игру. «Доход – расход» (игра диалог с мячом)

(Дети встают в круг , воспитатель бросает им мяч и задает вопросы.)

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Доход-расход» Я буду называть примеры семейных доходов и расходов и бросать вам мяч и тот, кому я брошу мяч, должен сказать, доход это или расход.

-Папа получил зарплату. –Д.

- Ребенок заболел – Р.

- Выиграли в лотерею.- Д.

-Купили новую игрушку. – Р.

-Продали часть урожая. – Д.

-Оплатили телефон. – Р.

-Маме дали премию. – Д.

- Порвалась куртка. – Р.

- Папа продал гараж. – Д.

- Заплатили за воду. – Р.

- Подарили деньги сестре на День рождения – Д.

- Купили продукты. – Р.

Воспитатель.

-Молодцы, ребята, теперь вы точно знаете, где доход, а где расход.

В семейном бюджете есть обязательные расходы, а есть необязательные, на которые можно не тратить деньги и можно сэкономить, тем самым сохранить семейный бюджет.

- Как вы думаете, какие в вашей семье обязательные расходы? (ответы детей)

- А какие расходы можно назвать ненужными и без них можно обойтись? (ответы детей)

Воспитатель. Я хочу рассказать сказку, да не простую, а экономическую.

Сказка про курочку Рябу.

Жили – были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Однажды получили дед и баба пенсии. Баба говорит:

- Мне нужен холодильник, а то в погребе мыши все продукты сгрызут.

А дед говорит:

-А мне нужен новый телевизор, а то сегодня футбол, а я даже мяча не увижу…

Пошли они в магазин электроники и купили нужные им товары. Привезли домой, радуются , сели чай пить. Вдруг слышат страшный стук в двери, а это волк пришел. Закричал он страшным голосом:

- А ну, открывайте дверь! Вы за дом заплатили? Вы за свет заплатили? А за воду? Убирайтесь из дома по-добру, по-здорову, я теперь здесь жить буду!

Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не простое, а золотое, вот с долгами и расплатимся!

Так и случилось. Снесла курочка Ряба золотое яичко, продали его на рынке, а на вырученные деньги оплатили квартплату, свет, воду, телефон, еще и на продукты осталось. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец! Внимательно слушали?

-Кто из героев сказки неправильно поступил? А как надо было поступить? Кто помог деду с бабой?

Воспитатель. Молодцы! Но не у всех бывают такие волшебные помощники, поэтому рассчитывать нужно только на бюджет своей семьи и тратить деньги правильно.

- Как вы думаете, что нужно делать, чтобы семейный бюджет увеличивался, а расходы уменьшались? (ответы детей)

-Верно, нужно больше работать меньше тратить на пустяки, экономить деньги и быть бережливыми .Тогда, после всех обязательных трат, появятся свободные деньги или накопления, которые потом можно потратить на что-то дорогое, например, летом поехать на море или в путешествие и пр. Но для этого нужно планировать семейный бюджет. Кто планирует бюджет в вашей семье?

Вы участвуете в планировании семейного бюджета?

Да, потому что учитываются пожелания всех членов семьи.

Воспитатель. Я предлагаю вам стать членами нашей большой «садовской семьи» и распланировать бюджет, который мы имеем.

Игровое упражнение «Распределение семейного бюджета».

Дети делятся на группы (семьи) и получают условное количество монет. Они распределяют обязательные траты и делят деньги на разные платы: квартира, продукты, одежда, средства гигиены и пр. В конце игры воспитатель определяет, какая семья наиболее правильно распорядилась семейным бюджетом.

Наше занятие подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали? Кому можно об этом рассказать?

Ребята, есть в жизни вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги. Что это? (ответы детей) Да, это счастье, здоровье, уважение, дружба и любовь!

Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда были счастье, здоровье и любовь!











Развитие внимания, мышления



Стимулирование речевой активности




Активизация познавательного интереса























Формирование умения логически мыслить.







Развитие мелкой моторики
















Развитие логического мышления, речи




Развитие умения делать элементарные выводы


Активизация познавательного интереса.
























Развитие умения строить причинно-следственные связи






Развитие внимания.













Развитие умения строить причинно-следственные связи






Развитие умения строить высказывания типа рассуждений

Обращение к личному опыту



Осуществление дифференцированного подхода.





Вызвать эмоциональный отклик и мотивировать к дальнейшей деятельности.



Игровая ситуация







Релаксация





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!