Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе
«На ферме у Кота Матроскина».
Разработала: воспитатель Шитова Н.М.
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Образовательные задачи:
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному.
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивающие задачи:
Развивать внимание, память, логическое мышление
Развивать пространственное мышление.
Развивать мелкую моторику и координацию движений.
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственно-волевые качества (целеустремленность, желание думать, искать пути решения, приходить к положительному результату).
Воспитывать желание сопереживать сказочным персонажам.
Демонстрационный материал: ИКТ, ведро с окрашенной водой, ёмкость для воды, мерный стакан.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, белые листы бумаги, цветные и простые карандаши, листочки в клетку, счетные палочки, карточки с цифрами и знаками.
Ход НОД
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие. Послушайте стихотворение и отгадайте, о ком оно?
Мордочка усатая,
шубка полосатая,
Часто умывается,
молоком питается.
Он — яркая звезда экрана,
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами.
На всю Россию знаменит. (Кот Матроскин)
Дети: (Матроскин)
Воспитатель: Правильно! Молодцы!
Ребята, мы вместе с Матроскиным отправимся к нему в деревню Простоквашино. И поможем ему разобраться со своим хозяйством.
Ответ детей:
Основная часть
1. Математическая разминка (опрос)
Будьте внимательны, первое задание — это математические вопросы:
1. Счёт от 1 до 20.
2. Счёт от 20 до 1.
Назовите соседей числа 4,11,15
Назови число на 1 больше, чем 8,12,17
Назови число на 1 меньше, чем 2,9,14
2. Составление и решение задач
Воспитатель: Следующее задание — решение задач.
Воспитатель на экране показывает картинки к задаче.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, сколько частей в задаче? Какие? (ответы детей) Все согласны?
Первая картина: На картине два ящика с молоком: в одной — 4 бутылки, а во второй 5 бутылок.
Кто может, используя картинку, придумать условие к первой задаче? (ответы детей)
Кто еще как думает? Все согласны? Какой вопрос можно задать? (ответы детей)
Воспитатель: Пожалуйста, выложите решение задачи у себя на столе, а потом проверим на доске. Что нам понадобится для решения задачи? (ответы детей) Нам понадобятся цифры и математические знаки.
После того, как все дети выполнят решение самостоятельно, один ребёнок выходит и решает на доске, другие проверяют.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, проверьте, правильное решение записано на доске? Все согласны? (ответы детей) Какой ответ мы получили?
Аналогичным образом дети решают вторую задачу.
Вторая картина: На картине изображен загон, в котором стоит 7 коров, З коровы ушли.
А для следующего задания вам понадобятся счетные палочки, с их помощью мы будем условно отмерять воду.
У воспитателя находится ведро с окрашенной водой и стакан. Педагог говорит: С начало вспомним правила измерения жидкости. Давайте договоримся в условном обозначении, что одно ведро это одна счетная палочка. У Матроскина было 10 бутылок с молоком (один ребенок переливает 10 стаканов в пустое ведро, остальные дети выкладывают на столе 10 счетных палочек.). Сколько палочек вы выложили на столе? Что показывает число 10?
Затем обобщает ответы детей и предлагает отлить во второе ведро 2 стакана воды. Вызванный ребенок выполняет задание, дети откладывают в сторону 2 счетные палочки. Педагог вместе с детьми составляют задачу.
Дети повторяют условие задачи.
Педагог уточняет структуру задачи: «Какое условие задачи? Какой вопрос в задачи?»
Ответ детей:
3. Физкультминутка
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим
4. Ориентировка на листе бумаги
Матроскину нужно пройти по тропинке, через все грядки к дому, и мы ему поможем. Найдите на листке тетради черную клеточку.
1.Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки в лево семь клеточек, а восьмую закрасьте красным цветом.
2.Возьмите синий карандаш. От красной клетки в низ отсчитайте три клетки, а четвертую закрасьте синим карандашом.
3. Возьмите зеленый карандаш. От синей клетки отступите в право три клетки, а четвертую закрасьте зеленым цветом.
Рефлексия
Воспитатель: Дети, хочу вам сказать спасибо. Вы помогли Коту Матроскину, молодцы!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какие задания мы выполняли, чтобы помочь Мотроскину? (ответы детей)
Какие задания вам понравились? Какие показались вам тяжелыми? (ответы детей)
А какие легкими? (ответы детей)
Но несмотря на трудности у нас все получилось.