Конспект НОД по ФЦКМ «В космосе так здорово!» (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель: обобщить и систематизировать знания ребят о космосе и геометрических формах.
Задачи:
- Формировать у детей умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.
-Расширить знания детей о планете Земля.
-Развивать артикуляционный аппарат.
-Учить рисовать предметы по изображению.
-Учить соединять в рисунке разнообразные материалы для создания выразительного образа.
-Продолжить развивать диалогическую речь, память, мышление.
-Воспитывать у детей самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Фонограмма старта космической ракеты; изображения планет и Солнца; изображение ракеты; рисунок звезды для гимнастики для глаз; мука, поднос, дидактическая игра “Разрезные картинки ”; обручи; мяч; кубики.
Ход НОД:
Организационный этап (комната конструирования)
– Ребята, здравствуйте. Меня зовут Ксения Сергеевна
– Здравствуйте.
– Какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
-Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Основной этап
- Хорошо. Послушайте о чем следующее стихотворение.
- Дома за книжкой и в детском саду
Мечтают мальчишки, мечтают девчонки
Лететь на Луну.
Упорно мечтают они о Луне
И даже летают, но только во сне.
- Скажите ребята, о чем я прочла сейчас стихотворение? А вы хотели бы стать космонавтами? Кто такие космонавты? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).
– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос. Но это будет необычный космос.
Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета)
– Правильно, ребята, мы полетим на ракете.
1.(появляется картинка ракеты на слайде из геометрических фигур)
Итак, мы скоро отправимся в космическое путешествие к планетам солнечной системы. Но сначала давайте сделаем гимнастику для наших язычков. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
Ребята, а что мы можем встретить, путешествуя на нашей ракете?
Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных».
– Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос, какой? (звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, холод – холодный, кислород-кислородный).
– Молодцы, все справились с заданием, садитесь на свои места.
- Ребята, посмотрите, что-то случилось с нашей ракетой
2.(на слайде все фигуры в разнобой)
- Давайте мы все вместе построим из наших геометрических фигур новую ракету.
- Какие геометрические фигуры вы использовали в своей ракете?
- Молодцы, наша ракета готова к запуску!
(Звук запуска ракеты).
- А теперь давайте встанем все друг за другом и перейдем во 2-й отсек нашей ракеты, осторожно переходим, тихо и быстро. Во 2 отсеке у нас видео связь с Землей.
- Итак, мы отправились в космическое путешествие к планетам солнечной системы.
- Посмотрите на изображение - как выглядит наша планета в космическом пространстве.
3. (Обратить внимание на картинку с изображением Земли).
- В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка и можно добраться до края Земли. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком или верхом на лошади, или на корабле. Те люди, которые путешествовали пешком или верхом, добирались рано или поздно до большой воды и считали, что это край Земли, и их путешествие заканчивались. Но были и такие, которые, дойдя до берега, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие, они-то и убедились, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, возвращаешься туда, откуда начал своё путешествие. Тогда они поняли, что Земля не плоская, как блин, она круглая как шар.
- Из иллюминатора космонавты видят Землю.
- Ребята, я вам предлагаю сложить нашу планету – Земля. Вы ее уже видели, как нам нужно встать, что бы получилась земля? Давайте возьмемся за руки.
- Молодцы, наша Земля имеет круглую форму.
- А скажите, из ракеты мы можем нашим родителям послать фотографию нашей Земли? Но ее нужно сложить.
Д/и “Разрезные картинки ”. (Красочное изображение Земли разрезано на фрагменты (5 - 6) разными способами. Дети объединяются в пары и выкладывают картинку. Каждой паре детей предлагается для складывания картинка с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).
- Ученые выяснили, что наша планета в Солнечной системе не одна. А что же такое солнечная система?
Д.: Это солнце – вокруг которого вращаются девять планет.
- Давайте с вами подойдем к окну и посмотрим, какое оно – солнышко?
-А какие вы планеты знаете?
4. (Дети перечисляют, если нет, показ их на слайде и изучение). Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
- А есть ли в космическом пространстве, ещё какие – то объекты, кроме планет Солнечной системы?
5. (Кометы, метеориты, астероиды, звёзды).
Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие.
6. (показ изображения - звезд)
И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие. Ученые придумали специальные приборы – телескопы (как вы думаете, зачем они?), в которые наблюдали за космосом, звездами, планетами и т. д.
7. (показ изображения)
- Звёзды в космическом пространстве находятся по отдельности или образуют какие-то группы? Как они называются?
8. (Созвездия)
- Какие созвездия вы знаете? (Ответы детей).
- А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. Нельзя долго смотреть на нее открытыми глазами. Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули.
9. (рисуем глазками звезду)
- Чтобы лететь дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Нужно для каждого созвездия найти пару геометрической фигуре.
- Ребята, хотите узнать, что происходит с поверхностью планеты, когда на нее падает метеорит?
Д: Да!
Опыт: “Метеориты и метеоритные кратеры”
- Представьте, что мука – это поверхность планеты, а шар- это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? (Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер).
-Ребята, нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы попасть в нашу ракету нам нужно с вами выполнить одно задание.
Физминутка:
Правила игры: По краям площадки раскладываются обручи ракеты. Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая слова:
Ждут нас быстрые ракеты,
Для полета на ракете.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет,
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают ракеты по двое. В паре повернуться спиной друг другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой, опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космонавтов.
После игры дети садятся на свои места приступают к работе. Перед ребятами лежат листы с изображением ракеты.
3. Заключительный этап:
Воспитатель: Ребята, вот и закончилось с вами наше путешествие в космос. О чем мы говорили во время путешествия?
Дети: О космосе, о планетах, о Земле, о геометрических фигурах