Развивать интерес и познавательную мотивацию Формировать готовность к совместной деятельности Продолжать формировать умение отгадывать загадки Повысить уровень наглядности в ходе занятия Внести элемент занимательности Активизировать познавательную активность детей Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира Знакомить с различными свойствами веществ Развивать координацию движения; развивать слуховые и зрительные анализаторы | Дети вместе с воспитателем заходят в группу, встают в круг В: Ребята, сегодня я вам предлагаю сплести волшебную паутинку из слов. Мы будем называть приметы зимы и предавать клубок человеку, стоящему напротив вас. Игра «Волшебная паутинка» Дети стоят в кругу. У ведущего в руках клубок с нитками. Он называет примету зимы и передаёт клубок ребёнку, стоящему напротив, в это время сам держит кончик нити, не отпуская его. Следующий ребёнок называет примету, держит нить, а клубок передаёт следующему. В итоге - получается паутинка из перекрёстных нитей. В: Ребята, посмотрите, какая замечательная получилась паутинка, а сейчас мы с вами смотаем её обратно в клубочек. (Каждый ребёнок с конца поочерёдно отпускает нить, педагог сматывает нить в клубок). В: А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто в природе создаёт такие же необыкновенные творения: - Одежды не шьёт, А ткань всегда ткёт Д: Паук. Показ презентации В: Паук – это настоящий древний мастер природы. (Слайд 1) Пауков можно встретить почти везде. Некоторые из них живут в тропических лесах. (Слайд 2) В сухих и жарких пустынях тоже живут пауки. (Слайд 3) Они живут в воде и в лесах, на деревьях, в садах. И в наших с вами домах! (Слайд 4) Его творение - очень тонкая и хрупкая паутина. Осенью тысячи паутинок покрывают всю землю в лесу, словно ковёр из тончайших нитей расстилается на подушках мха. (Слайд 5) Воспитатель: Как же выглядит паук и как он плетёт свои сети? Паук – это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у пауков 8. В отличие от насекомых, у него нет усиков – антенн. Голова и грудь слились вместе. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все, что происходит вокруг. На брюшке у пауков есть паутинные бугорки с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить. (Слайд 6) Для чего же нужна пауку нить? Некоторые виды пауков плетут из нее «пеленки» для откладываемых яиц. А когда паучки выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Но главное – из нити паук плетет сеть – ловушку для насекомых. Паук не может существовать в природе без своей паутины! (Слайд 7) Иногда паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но это не так, на самом деле он притаился и ждет, когда в сеть попадется добыча. Пауки обладают совершенной маскирующей окраской. О том, что в сеть кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из нити не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом (Слайд 8). Почему же паук сам не попадается в свои сети? Эксперимент У воспитателя – макет паутины. Предлагаю детям пальчиками (это лапки паука), побегать по не липким полоскам. Что происходит? (Лапки не прилипают). Затем предлагаю побегать пальчиками по липким полоскам. А что происходит сейчас? (Пальчики прилипают). После этого предлагаю смазать пальчики маслом и вновь побегать по липким полоскам скотча. Что вы заметили? (Пальчики перестали прилипать) Вывод: Паучки передвигаются по неклейким нитям. Лапки паука вырабатывают масленичное вещество, поэтому паук, если даже наступит на клейкую нить – не прилипнет. В: Не вся паутина липкая. Радиальные нити паутины, по которым паук обычно передвигается, не содержат клейкого вещества. Ловчие нити – более тонкие и легкие – располагаются кольцами и покрыты мельчайшими капельками клейкого вещества. Именно к ним им прилипают невнимательные жертвы паука. (Слайд 9). Паучьи сети – недолговечные, нежные создания. За день клейкие нити высыхают, становятся ломкими, а толстые нити теряют упругость и провисают. В такую сеть добычу уже не поймаешь, поэтому пауку снова приходится работать ночью. Давайте и мы с вами, как паучки, немного потрудимся и проведем физкультминутку Физкультминутка «Пауки пузатые…» Пауки пузатые, Брюшки полосатые Ходят на восьми ногах, Паутину вьют в углах Мухи черные летают, В паутину попадают - Не порвешь ее сетей, Остаются мухи в ней. | Социально-коммуникативное развитие Коммуникативная Игра Речевое развитие Коммуникативная Познавательная Познавательная Физическое развитие двигательная | Ситуативный разговор с детьми Отгадывание загадки Наглядная демонстрация Экспериментирование Физкультминутка | Слово педагога Речь детей Клубок шерстяных ниток Слово педагога Речь детей Проектор Ноутбук Слово педагога Макет паутины, растительное масло в тарелочке, салфетки Речь педагога | Ребенок активно участвует в совместных играх Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность Ребенок активно участвует в совместном общении У детей повышается интерес к излагаемому материалу Активизируется познавательная активность детей Развиты интеллектуальные эмоции детей, созданы условия для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию. Развита крупная координация |