Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну сказок»
Задачи:
1. Упражнять в счёте в пределах «5», находить порядковый номер.
2. Упражнять в делении целого предмета на 2 равные части, разными способами.
3. Закрепить умение находить решение из проблемной ситуации.
4. Упражнять в умении продолжить ряд из геометрических фигур разных по величине, цвету.
Ход занятия.
- Ребята, я предлагаю поздороваться ладошками. Кладем ладошку на ладошку, а чтобы день наш был удачный и все мечты сбылись, повторяйте волшебные слова:
«Мы ребята просто класс,
Все получиться у нас!»
- Подняли правую руку, левую руку, пошли вправо, влево, назад, вперёд.
- Ребята, посмотрите, ящик – коробка стоит, давайте откроем, там, что-то есть.
- Ребята, что это? (ковёр).
- Это не простой ковёр, а волшебный ковёр-самолёт!
- Давайте отправимся на нём в страну сказок.
- Вставайте на ковёр-самолёт, руки в стороны – полетели (звучит музыка). Мы попали с вами в сказку «12 месяцев».
1. - Чтобы пройти первый шаг, вам нужно будет ответить на вопросы. Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы?
- Какое сейчас время года? (зима)
- Перечислите все зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- А сколько всего зимних месяцев? (3)
- А какой сегодня день недели? (пятница)
- А какой был вчера? (четверг). Какой будет завтра? (суббота)
- А сколько всего дней в неделе? (7). Перечислите их по порядку.
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в садик? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
(Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)
- Молодцы с этим заданием справились. Отправляемся дальше в путешествие.
- Вставайте на ковёр-самолёт, руки в стороны – полетели (звучит музыка).
Раздаётся писк (пи-пи-пи).
2. - А вот и следующие сказочные герои. У них что-то случилось.
- Сейчас узнаем (воспитатель смотрит в конверт). Здесь мышки, их испугал кот Матроскин, когда они играли в соревнования.
- Нужно помочь им построиться в 2 команды по порядку.
- Нам тоже нужно разделиться на 2 команды по 5 человек. Разделились.
- Ребята, вынимайте мышек из конверта и выстраивайте их в 2 команды.
- Ребята, а что нам поможет построить их в команду, что есть у мышек? (номера).
Вопросы:
- какой номер у мышки, которая стоит перед мышкой с номером «3»? (2);
- какой номер у мышки, которая стоит после мышки с номером «3»? (4);
- назовите соседей мышки с номером «4»? (3 и 5).
- Молодцы, мышки снова готовы играть в соревнования и с этим заданием вы справились. Подул сильный ветер и нам пора отправляться в путь. Мы летим дальше
3. - Подул ветер, закачались ветки у деревьев. Наш ковер-самолет несет наш дальше. Мы попадаем в сказку «3 поросенка», которые остались без своих домиков.
- Как нам помочь? (ответы детей).
- Ребята, может мы построим им домики, и им будет куда спрятаться от снега.
- Домики можно построить из счётных палочек, геометрических фигур и палочек Кюизенера.
- Подойдите к столу, возьмите материал из которого будете строить домики, и не забудьте взять схему постройки.
- Садимся за любой стол и строим домики.
- Ребята, молодцы, помогли поросятам.
Физкультминутка.
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счёт раз кулак сожмём,
На счёт два в локтях сожмём.
На счёт три прижмём к плечам,
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.
Про пятёрку не забудем – добрыми всегда мы будем.
На счёт шесть прошу всех сесть.
Числа, я и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
4. Воспитатель: Ребята, что же нужно сделать, чтобы серый волк не смог пробраться в дом? (повесить замок и подобрать правильный ключ, воспитатель вешает замок с геометрической фигурой)
Дети: Повесить замок.
Воспитатель: Давайте посмотрим на что похожи отверстия на замке и какая фигура здесь лишняя.
Дети: На геометрические фигуры.
Воспитатель: Есть ли здесь одинаковые фигуры?
Дети: Да есть.
Воспитатель: Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
Дети: Ответы детей. (сравнение по форме, цвету, величине)
Воспитатель: Чем фигуры отличаются?
Дети: Ответы детей (цветом, формой, размером)
Воспитатель: Но чтобы открыть замок нужно убрать одну из фигур, давайте откроем замок. Как вы считаете, какая фигура лишняя?
Дети: Круг.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Круг – не имеет углов.
Воспитатель:А сейчас выберите ключ и откройте замок. И давайте проверим друг у друга правильно ли вы определили лишнюю фигуру и правильно ли мы подобрали ключи?
Дети: (Дети проверяют и открывают замок).
-Молодцы, справились с заданием. А нас ждёт ковёр-самолёт, продолжаем наш полёт.
5. -Ребята, сейчас мы попали в сказку «Морозко» в дремучий лес.
Дети усаживаются на стульчики.
- Давайте расставим елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. (Предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов – слева на право)
- Какая по высоте первая елочка? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя елочка? (самая высокая)
- Какая по высоте третья елочка? (чуть выше 1-2ой и чуть ниже четвертой)
- Давайте теперь расскажем про каждую елочку, какой она высоты? (самая низкая, низкая, высокая, самая высокая)
Вызываю нескольких детей для выполнения задания.
Затем дети выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой. (Самая высокая, высокая, низкая, самая низкая)
- Молодцы, и с этим заданием справились.
6.Летим дальше и попадаем в сказку «Два жадных медвежонка»
- Ребята, посмотрите, здесь что-то случилось.
- Два медвежонка спорят:
«Моё печенье!»
«Нет, моё!»
«Моё!»
- Ребята, как вы думаете, сможем мы им помочь? (да).
- Но чтобы им помочь, надо узнать, из-за чего они спорят.
- Да у них 2 печенья, но разные.
- Как же нам им помочь? (дети предлагают свои решения).
Подвожу их к тому, что печенье нужно поделить пополам и у каждого будет поровну.
- Складываем печенье пополам и разрезаем.
- Какие вы, молодцы, помогли медвежатам.
- Ребята, нам пора лететь и попадаем в гости к лисе.
- Появляется лиса, плачет, у неё рассыпались бусы.
- Ребята, поможем лисе.
- Посмотрите, какие разные и красивые бусы, но бусинки не все.
- Выбирайте, какие бусы, вы, будете делать лисе и берите карандаши.
- Ребята, обратите внимание, что бусинки на бусах повторяются, (дети выполняют задание).
- Лиса смотрит все бусы, радуется, благодарит.
- Ребята, ковёр-самолёт нас заждался, нам пора возвращаться в детский сад.
- Садимся на ковёр-самолёт. (музыка).
- Прилетели
А вот и наш детский сад – путешествие окончено. Предлагаю встать в круг, снова положить ладошку на ладошку и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось все у нас!»
- Вам понравилось? (да). Благодарю за работу, до новых встреч!