Семенихина Оксана Федоровна
Воспитатель I квал. кат.
МКДОУ «Детский сад «Солнышко»
Курской области
Октябрьского района
КОНСПЕКТ НОД
ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
«ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
Цель: развивать интерес к народному прикладному искусству.
Задачи:
Образовательные:
-продолжать знакомить детей с росписью на изделиях хохломы и ее историей;
-учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, из цветной бумаги; выделять элементы узора (листок, ягодка, завиток), видеть красоту.
Развивающие:
-развивать творчество, интерес к аппликации, чувство ритма, творческое воображение; макро и микро ориентирование; зрительное внимание, зрительную память; мелкую моторику.
Воспитательные:
-воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, приобщать к истокам традиционной русской культуры.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Оборудование: предметы хохломской росписи, картины с изображением хохломской росписи, клей - карандаш, силуэты посуды, цветная бумага.
Методы и приемы:
Практические (игры, физкультминутка, гимнастика для глаз)
Словесные (беседа, вопросы, стихи о русских народных промыслах, ответы детей)
Наглядные (рассматривание альбома декоративно – прикладного искусства «Хохлома», рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
Ход НОД:
Воспитатель подзывает детей к себе.
- Ребята давайте поздороваемся друг с другом и с гостями.
- Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй матушка-земля,
Здравствуйте все мои друзья.
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый
Я приглашаю вас друзья,
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
А куда мы отправимся, я предлагаю вам догадаться
Перед детьми стоит стол, накрытый салфеткой, снимается салфетка, стоят на столе предметы с хохломской росписью.
Жил когда-то в Нижегородских лесах человек, кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что, казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно! Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько не искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел неведомо куда, но прежде научил делать золотую посуду местных мастеров. И появилась в каждой избе «золотая посуда», она продавалась на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая хохлома».
Физкультминутка:
Мы устали, засиделись, Одна рука вверх, другая вниз,
Нам размяться захотелось. Рывками менять руки.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, Повороты корпусом.
А потом наоборот.
Приседанья начинаем, Приседания.
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели. Дети садятся.
Давайте рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают эти радующие глаз предметы. Кто скажет, из какого материала изготовлена эта посуда? (дети берут по одному предмету в руки, для рассматривания)
Дети: Из дерева.
Воспитатель: А еще эта посуда является экологически чистой, почему?
Дети: Потому что она деревянная, а деревья растут в лесу под солнышком. Воспитатель: Какие хорошие качества в деревянной посуде
Дети: Не бьётся, красивая, гладкая, пахнет деревом.
Воспитатель: Какие плохие качества?
Дети: Нельзя готовить пищу, ставить на огонь, в микроволновую печь.
Воспитатель: Дети, на посуде нарисован красивый узор, а называется он «хохломской узор». Кто скажет, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети: Из листиков, ягод земляники, рябины, травки.
Воспитатель: Посмотрите, тут алые гроздья рябины, спелая земляника и т. д.
В нашей группе такая посуда появилась совсем не давно и поселилась в уголке, который называется Мини – музей «Золотая хохлома» Вот эту посуду, давайте назовём и поставим её на полочки Мини – музея. Дети, в музее находятся не только посуда, но и другие предметы ( самовар, фартук, прихватка, скатерть. Все предметы, которые находятся в музее называются экспонаты.
Воспитатель: Дети, вы хотите стать настоящими мастерами Золотой хохломы?
Дети: Да.
Воспитатель: Сделаем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика:
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветки закрывают лепестки
Головой качают, тихо засыпают.
Гимнастика для глаз
Давайте с вами помечтаем. (Дети закрывают глаза.)
Глаза закроем и представим:
Как по лесу мы гуляем, (Круговые движения глазами)
Грибы и шишки собираем.
Слева - ягоды цветут, (Движения глазами влево)
А справа здесь грибы растут. (Движения глазами вправо)
Снизу - шишки, да трава, (Движения глазами вниз)
А сверху - неба синева (Движения глазами вверх)
( Показ способа составления хохломского узора на плоскостной тарелке, приклеивание узора).
Воспитатель: элементы узора должны располагаться ритмично, на одном расстоянии, повторяя элементы равномерно.
Воспитатель: Ребята, давайте
пройдём на свои места и приступим к работе, присаживайтесь.
Какое главное правило при составлении узора?
Дети:
Работа детей (по необходимости индивидуальная помощь).
По окончанию дети вывешивают свои работы.
Рефлексия.
Воспитатель: Выберите и покажите наиболее понравившуюся вам.
Посмотрите у нас получилась выставка хохломских изделий, как на настоящей ярмарке у Нижегородских мастеров. Теперь послушайте стихотворение о хохломе.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома!
Работы детей помещаются в Мини – музей «Золотая хохлома».