Тема: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»
Цель: Познакомить с техникой рисования смятой бумагой.
Задачи:
- учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой;
- учить дорисовывать детали образа ёжика пальчиком;
- расширять знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, повадки)
- воспитывать аккуратность в работе.
Раздаточный материал: Бумага формата А5, газета, гуашь серая, коричневая, салфетки.
Методика проведения
Вводная часть:
Воспитатель предлагает детям сесть полукругом на ковер и посмотреть, что за гость пришёл к ним в группу. После чего он вносит в группу корзинку прикрытую салфеткой.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришел один лесной зверь. Сейчас он прячется в корзинке и появится только тогда, когда вы отгадаете про него загадку:
Кто бежит там по тропинке?
У кого в иголках спинка?
Кто в клубок свернуться может?
Догадались? Это … (ежик).
Воспитатель хвалит детей за правильный ответ, достает из корзинки игрушку «Ежик» и показывает ее детям. Затем предлагает детям вспомнить то, что они уже знают про этого животного и ответить на вопросы.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а где живет еж? (ответы детей). Правильно, ежи живут в лесу.
Воспитатель переворачивает на магнитной доске, предварительно скрытую иллюстрацию «Ежи в лесу» и показывает её детям.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем питается еж? (ответы дете) Вы совершенно правы: ежи едят грибы, ягоды, а еще червячков и жучков.
Воспитатель: Ребята, как много вы уже знаете о ежах. А как вы думаете? У ежиков есть в лесу враги? (ответы детей) Конечно же, есть - это лиса, волк. А кто знает, как ежик защищается от врагов? (ответы детей.) Чтобы защититься от врагов ёж сворачивается клубочком и выставляет иголки. Поэтому и говорят: «Ежик – ни головы, ни ножек». Иголки его очень острые, об них можно больно уколоться.
Воспитатель достает колючий нефритовый шарик и предлагает потрогать его всем детям, т.к. на ощупь он напоминает иголки ежа, хотя и не такой острый.
Воспитатель:
У лесного колобка
В иглах спинка и бока.
Он в защите знает толк:
Берегись лиса и волк.
Воспитатель демонстрирует рисунок, на котором нарисован большой еж, исполненный в технике рисования «Смятая бумага».
Воспитатель: У меня нарисована мама ежиха. Она уже большая. У нее очень жесткие колючки. И она, конечно же, может защитить себя от врагов.
Воспитатель переворачивает на магнитной доске ещё один рисунок.
Воспитатель: А ее маленькие ежата еще не могут защитить себя потому, что у них еще очень маленькие и слабые иголки. Давайте же поможем ежатам вырастить настоящие иголки.
Воспитатель предлагает детям пересесть за столы и рассматривает вместе с ними материалы, которые они будут сегодня использовать в работе. Воспитатель ещё раз демонстрирует детям технику рисования смятой бумагой. Дети с помощью воспитателя рисуют колючки ежикам.
Воспитатель: Молодцы ребята. Хорошо помогли ежатам. Теперь им не страшны ни волк, ни лиса! Но наша работа ещё не закончена.
Прежде чем приступить ко второй части работы педагог предлагает детям немного отдохнуть и сделать весёлую зарядку. Проводится физкультминутка «Ёжик топал по тропинке».
Ежик топал по тропинке,
И грибочки нес на спинке, (Ходьба на месте.)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ладошками шуршим.)
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгай-ка. (Прыжки на месте.)
В огороде очень ловко
Раздобыл косой морковку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, чего не хватает ежатам на ваших рисунках?
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у ежат нет носиков и глаз. Дети продолжают выполнять творческую работу, дорисовывая ежатам нос и глаз. Предварительно воспитатель демонстрирует им, как можно использовать для этой цели пальчики. Дети изображают глаза и нос на своих рисунках.
Заключительная часть:
Воспитатель раскладывает получившиеся работы на одном столе и рассматривает их вместе с детьми.
Воспитатель: Какие хорошие ежата у всех получились!
Что мы им нарисовали? (Ответы детей.) А зачем им иголки? А зачем им глаза и носик? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте вспомним, как и чем мы их сегодня рисовали? (ответы детей) Какие краски использовали? (ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? (ответы детей.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились: помогли ежатам и сами узнали много нового из жизни ежей, а также научились рисовать необычным способом - смятой бумагой и пальчиками.
