Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной логопедической группе
Тема: “Звуки М-МЬ. Буква М”
Цели:
Коррекционно-образовательные :
- учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля;
- обучать звуковому анализу обратных слогов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематическое восприятие, слух;
- внимание, мышление, графические навыки;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал: зеркала по количеству детей, символы звуков, схемы слов, мячики Су-Джок, счетные палочки, картинки со звуками М, Мь, конверты -2 шт., сини и зелёные фишки по количеству детей, мячик, интерактивная игра «Меткий стрелок», мультимедийная презентация.
Ход НОД
Вводная часть
- Ребята, какое у нас сейчас время года?
- Осень.
- Правильно. Давайте с вами разомнём наши пальчики под стихотворение про осень.
Далее артикуляционная гимнастика.
Затем стук в дверь.
- Ребята, сегодня почтальон принёс к нам в детский сад 2 письма. А от кого они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:
Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)
А теперь вторая загадка:
Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...(медведь). Молодцы!
- Молодцы! Вы быстро отгадали кто прислал нам письма. А что написали нам Мышка и Мишка мы узнаем чуть позже.
Основная часть
– Какие звуки мы слышим вначале в словах Мышка и Мишка?
- Правильно, сегодня на занятии мы будем работать со звуками М, Мь.
Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами.
- Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.
- Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются) - на доске выкладываем символы.
- У звука М есть братик звук Мь. Давайте произнесём его.
- Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета) в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются) - на доске выкладываем символы.
Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”
Логопед показывает слайд № 9, на котором дети ущут слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку, определить место звука в слове.
Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком Су-Джок.
Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.
Дети берут мячики и катают их вдоль пальчиков.
Логопед произносит слог МА например, а ребенок говорит МЯ.
МА - …(м я) АМ - …(амь) Мо - …(м ё) ОМ - … (омь)
М у - …(мю) УМ - …(умь) Мы -…(ми) ЫМ - …(ымь)
Мо -… (мё) ИМ - … (имь).
– Поиграем в игру: «Доскажи словечко» (с мячом): МА – малина, машина, … ,
МО – молоко, моль, ……. И т.д.
- Сегодня у наших друзей Маши и Миши день рождение, давайте мы их поздравим и подарим им подарки ( картинки).
Работа в тетради «Развитие фонематического восприятия» (Мироновой стр. 20-21).
Динамическая пауза «Осень»
Знакомство с буквой “М”
- Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков? Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М”: - Палочка и палочка, между ними галочка. И понятно сразу всем, получилась буква М.
- А теперь давайте посмотрим что же нам прислали Мышка и Мишка?
Мышка (Игра «Меткий стрелок», Мерсибо) Задание: найти картинку, в которой нет звука М.
Мишка (Прислал маски с буквами, для анализа слогов , игра «Живые буквы»: МА, МО, МУ,МИ)
Итоги
- Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня.
- Какие звуки мы с вами изучали? - Что было самым интересным на занятии? - Что было самым трудным?