МЫ ВСЕ – ЖИТЕЛИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.
Звучит космическая музыка.
Прослушайте музыкальную композицию и представьте, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка. (В космическое путешествие.) Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос.) В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы. Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе. Что такое космос? ( дети выражают свои мысли)
2. Беседа по теме «Мы все – жители планеты Земля».
– Отгадайте загадку: Что выше леса, Краше света, Без огня горит. (Солнце.)
– По каким признакам определили, что эта загадка о Солнце? Предлагаю в течение 2–3 минут выполнить цветными карандашами на альбомном листе схематическое изображение Солнца и Земли. Рассмотрите внимательно рисунки. Что общего вы отметили в изображении Солнца? Почему от Солнца отходят лучи? Почему многие пользовались желтым карандашом? Солнце – ближайшая к нам звезда, гигантский раскаленный шар, который постоянно излучает тепло и свет. Расстояние между ним и нашей планетой огромное. Солнечные лучи преодолевают это расстояние за 8 минут. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле. Что общего вы отметили в изображении Земли? Какой цвет преобладает? Почему? Мы живем на планете Земля. В древности считали, что Земля плоская и неподвижная, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна и Звезды. На самом деле Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца.
Воспитатель предлагает детям подойти к глобусу и рассмотреть его.
Ребята — это и есть наша планета, называется она Земля. На Земле живут люди, и для них она является домом. Давайте об этом и поговорим.
У каждого человека есть семья. Семья живет в квартире. Можно сказать, что квартира для семьи — это дом? (Да.)
А если дом многоэтажный, то сколько в нем живет семей? (Много.)
Что можно сказать о многоэтажном доме для людей, живущих в нем? (Многоэтажный дом — общий дом для всех семей.)
Но дом на улице не один, а сколько? (Много.)
Значит, улицу для всех этих семей в домах как можно назвать? (Общим домом.)
Но улица не одна в городе, а сколько их? (Много.)
Что можно сказать о городе, поселке для людей, живущих в нем? (Гай – гайчане)
Сколько городов в нашей стране? (Много.)
Что можно сказать о нашей стране для людей, живущих в ней? (Россия — общий дом для всех россиян.)
Сколько стран на нашей планете Земля? (Много.)
Что можно сказать о планете Земля для всех людей, живущих на ней? (Планета Земля — общий дом для всех людей, живущих на земле)
Какую форму имеет наша планета Земля? (Круглую.)
На что похожа планета Земля? (На шар.)
Найдите в группе предметы, похожие на нашу планету. (Дети находят резиновые мячики и берут их в руки.)
Как ведет себя наша планета Земля в космосе? (Она крутится вокруг солнца.)
Ребята, наша планета Земля еще крутится и вокруг своей оси. Ось — это как палочка, которая находится внутри шара, то есть нашей планеты. Проводится опытническая деятельность «Вращающаяся Земля». Воспитатель предлагает детям взять палочку и вставить в шарик из пластилина и попробовать раскрутить палочку.
Что происходит с шариком? (Он крутится.)
Давайте на шарике поставим точку — это будет наш город.
Как он называется? (Гай)
Проводится дидактическая игра «Когда день, когда ночь?».
На столе слева от себя поставьте большой желтый шарик.
Вы догадались, что это? (Солнце)
Поставьте шарик планеты Земля так, чтобы наш город смотрел на солнышко.
Как вы думаете, если наш город смотрит на солнышко, какое время суток? (Утро или день.)
Начинайте крутить медленно палочку с нашей планетой вокруг своей оси так, чтобы наш город отвернулся от солнышка.
Вы догадались, какое время суток будет? (Вечер или ночь.)
Давайте рассмотрим нашу планету Земля, что можно сказать о ней, какая она? (Красивая, круглая, цветная и т. д.)
Какого цвета больше всего на планете Земля? (Синего.)
Что может обозначать этот цвет? (Воду.)
Зачем так много воды на нашей планете? (Ответы детей обсуждаются.)
Вода занимает 2/3 всей нашей планеты.
Проводится дидактическая игра «Сколько воды и сколько суши?». Дети должны разделить прямоугольный лист бумаги на три части и 2/3 отрезать ножницами.
Покажите 1/3 часть.
Эту часть Земли называют суша. От какого слова оно образовано? (Ответы детей обсуждаются.)
Покажите 2/3 части. Как она называется? (вода)
Как вы думаете, вода для нашей Земли необходима или нет?
Проводится дидактическая игра «Зачем вода человеку?». Дети самостоятельно отвечают на этот вопрос и объясняют свою точку зрения.
Примерный вариант:
— Вода нужна человеку для того, чтобы умываться по утрам, готовить обед, поливать цветы, убирать в доме и т. д.
А нужно ли беречь воду? Почему? Как?
Какие лозунги или выражения можно написать для людей, чтобы они берегли водные запасы? (Берегите воду! Сохраним водные ресурсы! Экономьте воду! Сделаем наше озеро чистым! Дорожите водными запасами! Не засоряйте реки! И другие)
А нужно ли беречь Землю, наш общий дом? Как?
Давайте все вместе создадим плакат в защиту нашей планеты.
4. Итог занятия.
Вот и завершилась наша встреча. Вам понравилось. А какой самый главный вывод мы сегодня сделали? (Береги планету Земля - наш общий дом)