Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для в подготовительной группе: «В русской горнице»
Цель: знакомство с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница».
Программные задачи:
- Продолжать знакомить детей с культурой и бытом русского народа.
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи «горницей», с предметами русского быта (русская печь, самовар, прялка, веретено, сундук, горшки, ухват, самовар, коромысло).
- Воспитывать интерес к особенностям русского характера, к русским традициям.
- Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения;
- Воспитывать в ребенке личность, знающую и любящую свою Родину, через освоение народной культуры.
Предварительная работа:
• чтение и рассказывание русских народных сказок, инсценирование;
• разучивание загадок, пословиц, поговорок;
• рисование, аппликация на тему росписи посуды и др.
• слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых);
• слушание и разучивание народных мелодий (хороводных, плясовых);
Материал и оборудование:
• презентация «Быт русского народа»
. Русская изба с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда).
Ход НОД.
Воспитатель (в русском костюме) начинает беседу словами: «Слава нашей стороне, слава русской старине! И про эту старину я рассказ сейчас начну. Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
– Дети, мы пришли в гости к тетушке Алене. Она нас увидела, обрадовалась и встречает такими словами:
– Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В избу заходите, садитесь. А я погляжу, какие у нас мальчики заботливые, как девочек удобно садят, и на девочек полюбуюсь: какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.
– Ну вот как славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Каждый день говорят люди друг другу это слово. Где, когда и кому вы его говорите? (используя вопросы-подсказки, помогает вспомнить: в больнице, в парикмахерской, в гостях, при встрече со знакомыми и т.п.).
– Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
Подводит итог детским высказываниям: здравствуйте от слова здравие – здоровье. Т.е. мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть. Это пожелание доброе или злое? (Ответы детей.) Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем.
– А еще я вам сказала: «Милости прошу!» Что эти слова означают, как вы их понимаете?
(Подводится итог детским рассуждением: милость – от слова милый, т.е. прошу вас быть милыми.
– Милый человек какой? Добрый, ласковый, внимательный, заботливый. Вот об этом и просит хозяйка: будьте добрыми, ласковыми, заботливыми по отношению друг к другу, бережными ко всему, что вас окружают.)
– Вот какие наши русские приветствия – не просто слова, а пожелания доброты. Поэтому часто говорят: «Русские – народ доброжелательный». Как вы это понимаете?
– Вот такой доброжелательный народ и избу эту срубил. Ясно, что одному человеку такое большое дело не под силу. Кто напомнит, как называется такая традиция, когда сосед шел на помощь соседу? Как же это происходило? А знаете, дети, помогали друг другу не только при постройке избы, но и в других больших делах: например, сено косить или урожай собирать. И никто никогда в помощи соседу не отказывал. Потому что знали: сегодня я помогу, а надо будет – соседи мне в помощи не откажут.
– И, конечно же в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Комнату в избе называют горницей. Постарайтесь запомнить это слово. Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Давайте подумаем: почему печь в избе самая главная?
– Где в горнице пищу приготовить? Конечно в печи! Чем избу обогреть? Сейчас зима на улице, мороз, а у нас дома и детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей). А в старину батарей не было. Что тогда грело? Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит, и обогреет.
– А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печи и сушит. И не только одежду. Что еще можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы).
– А еще, дети, печь лечит! Если дети пришли с прогулки промокшие, что с ними может случиться? (Простудятся и т.п.) Уложат простуженного на печку, она его прогреет лучше всяких горчичников – простуда пройдет. Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она и кормит, и греет, и сушит, и лечит.
– С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина, так раньше назвали на Руси человека. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Я предлагаю вспомнить, в каких сказках мы встречаем русскую печь.
– Молодцы, ребята! Дети, в старину не было ни телевизоров, ни музеев. Как же люди проводили свободное время, чем занимались?
– Они пряли пряжу, любили веселиться, петь песни. Я предлагаю и вам немного отдохнуть и спеть песню
Песня с движениями «Ой, бежит ручьем вода».
– А знаете ли вы, какая мебель была в избе? Посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар.
– «Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем чай пить велит». (Самовар)
– Ребята воду для чая кипятили в самоваре. Воду носили из колодца. Приходилось ходить очень далеко. Чтобы девицам легче было нести воду, они брали коромысло и носили воду.
– А какой посудой пользовались крестьяне? Крестьяне пользовались кувшинами, чугунками, тарелками, деревянными ложками и т.д.
– А в чем варили щи да кашу? Интересно, как же чугун со щами или кашей в горячую печь ставили? А вынимать еще опаснее было. Но был у хозяйки помощник. Я вам сейчас загадаю загадку, и предлагаю в избе отгадку найти.
– «Бычок рогат в руках зажат, еду хватает, а сам голодает» (Ухват)
– А еще, дети, что есть в горнице, какая мебель? (Сундуки). Сундуки для чего нужны? В него складывают одежду. – А еще и люлька для малыша. Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок
– А где же люди спали? (На печи, на лавках, на сундуках.) А в некоторых избах делали полати – это такие полки. На них и спали. Столы в избах были большие, потому что и семьи немалые: папа, мама, дед с бабушкой и детей человек пять – Самые старшие в семье – дед и бабушка, родители отца и матери. Дедушку и бабушку все берегли, уважали. Им самое удобное место за столом, самое теплое место для сна.
– Вот, дети, какой русский народ: доброжелательный (предлагает детям объяснить это слово), родителей почитает (почитает – что это означает?), в помощи никому не отказывает (пóмочь – это что?) и веселый. А как праздник придет – веселились от души.
– Скоро у нас Новый год, выходи, народ, в хоровод! (Исполняется знакомый детям новогодний хоровод).
– Хотите, я расскажу вам, почему люди празднуют Новый год и в этот праздник приходит Дед Мороз?
– Скажите, у вас есть день рождения? (2-3 детей спросить, когда у них День рождения). И у года тоже есть! А год – это четыре времени года.
– Сейчас какое время года? А после зимы что придет? А за весной? А потом?
– Все вместе складывается – и получается год. Старый год заканчивается зимой, ночью, и новый начинается в ту же зимнюю ночь! Вот поэтому каждый год зимой мы провожаем старый год и встречаем новый. День рождения – это ведь веселый праздник? Только у разных людей день рождения в разные дни: у кого – зимой, у кого – летом. А Новый год встречают все в одно время, весело, с песнями, играми, шутками и обязательно с елкой. И обязательный гость – Дед Мороз, с подарками и взрослым, и детям. Скоро он и к нам придет, готовьтесь к его приходу.
– Молодцы ребята! Главное, чем славилась Русь – это гостеприимство! А за то, что вы пришли ко мне в гости я угощаю вас пряничками. Спасибо дорогие гости, до свидания!