Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе.
Тема. «У медведя в бору грибы ягоды беру…»
Программное содержание. Закреплять знания детей об изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса; грибах и ягодах. Расширять кругозор детей о пользе природных витаминов для человека и животных.
Развивать словесно-логическое мышление;
Воспитывать коммуникативные навыки.
Материал и оборудование: Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Природный материал: кленовые листочки, еловые веточки, листья березы, рябины, ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод в корзинке.
Словарная работа: золотая осень, осень-художница.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «С какой ветки эти детки?».
Интеграция областей: познание, развитие речи, художественно-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная.
СПТ: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.
Методы и приемы: метод демонстрации, создание игровой ситуации, введение дополнительных персонажей, дидактическая игра, словесный: вопросы, объяснения.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель просит детей подойти к мольберту, где висит репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас идет?
-Верно, осень. Осень-самое красивое время года! Именно поэтому многие художники писали о ней свои картины. Перед вами репродукция картины великого художника Исаака Левитана «Золотая осень». Что художник изобразил на своей картине?
-Как вы думаете, почему он назвал свою картину «Золотая осень»?
-Особенно красиво осенью в лесу!
(На одно из окон в группе воспитатель предварительно наклеивает несколько березовых листочков).
-Посмотрите, к нашему окошку приклеилось несколько листочков. Видите?
Снимает березовые листочки с окошка.
-Кто мне подскажет – с какого же дерева эти листочки?
-Правильно, с березы. Кто же их мог оставить на окне?
-Ой, ребята, а здесь послание от Осени.
Читает на одном из березовых листьев послание.
«Приглашаю вас на прогулку в осенний лес! Ну, что, ребята, хотите в гости к Осени?
-Ну, что – отправляемся в осенний лес?!
Основная часть.
Воспитатель. Ребята! Посмотрите, какая красота – мы с вами в осеннем лесу! Под ногами шуршат листья. Деревья нарядились в пёстрые одёжки. Давайте вспомним потешку об осени.
Дети встают возле стульчиков
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения руками)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно поднимают и опускают одну руку, присаживаются на корточки)
Ветер бросил на тропинку.
Присаживаются на стулья.
Воспитатель: Давайте же посмотрим, какие деревья нам встречаются на пути?
-Правильно, берёза. А как вы догадались, что это берёза?
-Правильно – только у берёзы белый ствол и чёрные чёрточки на стволе, словно платочки в кармашках.
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди.
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
И.Токмакова.
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?
- Посмотрите и скажите, как называется это дерево?
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Н.Шумов.
-Как вы догадались что это рябина?
Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».
Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные- желтые, красные и зеленые.
Воспитатель: Загадка: Зимой и летом одним цветом?.
Как называется это дерево? Конечно, это елочка.
Обобщает ответы детей:
«Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.
Как много в лесу разных деревьев. Чтобы закрепить наши знания я предлагаю вам игру.
Дидактическая игра: «С какой ветки эти детки?»
Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, наверное мы кого -то разбудили, как вы думаете, кто это?
(ответы детей).
Ежик. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка,
«Да, это я. Моя шубка совсем скоро станет очень тёплой и из рыжей превратится в серую. А когда наступят сильные морозы, я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом. У меня сейчас много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В своё гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.»
Воспитатель. В лес за грибами приходят и люди.
В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы- несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Ежик. Белочка собрала много грибов, давайте поможем белочке разобраться где съедобные и ядовитые грибы. Отгадайте-ка загадки:
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый… (Боровик)
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб -
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… (Лисички)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый …(Мухомор)
Ежик. Это мухомор, он несъедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся.
Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе, на этом месте не вырастут новые грибы.
Ежик. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем. Если не будет грибов, животным будет нечем питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и многие другие животные.
Воспитатель. Дети, а какие ягоды вы знаете?
Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника .
Воспитатель. Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых. А ты ежик обязательно спроси у мамы.
Ежик. Хорошо, спрошу у мамы –ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!
Воспитатель: Молодцы, ребята – помогли белочке! Ой, ребята, слышите оханье? Кто-то ещё в нашем лесу живёт. Кто же это?
Слышится оханье, появляется медвежонок.
-Посмотрите, Мишка тоже к зиме готовится.
Мишка: «Я строю себе берлогу и зимой в ней буду спать. Мой мех к зиме становится густым и тёплым, поэтому я не мёрзну. Сейчас мне приходится много кушать – запасаться пищей до весны, накапливать жир.»
-А что любит кушать медведь?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно - рыбу, грибы и ягоды. А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте поиграем с Мишкой!
Дидактическая игра: «У медведя во бору грибы, ягоды беру….»
Игра повторяется 2-3раза.
Медвежонок. Какие веселые ребята! Вы играйте, а я пошел берлогу доделывать к зиме .
Воспитатель. Ну, что, ребята – много новых друзей у вас появилось: ёжик, белочка, мишка. Но нам пора возвращаться в детский сад – не будем мешать зверям готовиться к зиме. Закрыли все глазки и представили, как мы возвращаемся из “леса” к себе в группу.
Итог: Воспитатель: -У кого в гостях мы были?
-Что нового и интересного узнали?
-Что понравилось, запомнилось? Молодцы!