СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе. Тема. "У медведя во бору, грибы ягоды беру...".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе. Тема. "У медведя во бору, грибы ягоды беру...".»

Конспект НОД по ознакомлению с природой в средней группе.

Тема. «У медведя в бору грибы ягоды беру…»

Программное содержание.  Закреплять знания детей об изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса; грибах и ягодах. Расширять кругозор детей о пользе природных витаминов для человека и животных.

Развивать словесно-логическое мышление;

Воспитывать коммуникативные навыки.

Материал и оборудование: Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Природный материал: кленовые листочки, еловые веточки, листья березы, рябины, ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод в корзинке.

Словарная работа: золотая осень, осень-художница.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «С какой ветки эти детки?».

Интеграция областей: познание, развитие речи, художественно-эстетическое.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная.

СПТ: игровая, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающие.

Методы и приемы: метод демонстрации, создание игровой ситуации, введение дополнительных персонажей, дидактическая игра, словесный: вопросы, объяснения.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель просит детей подойти к мольберту, где висит репродукция картины И. Левитана «Золотая осень».

Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас идет?

-Верно, осень. Осень-самое красивое время года! Именно поэтому многие художники писали о ней свои картины. Перед вами репродукция картины великого художника Исаака Левитана «Золотая осень». Что художник изобразил на своей картине?

-Как вы думаете, почему он назвал свою картину «Золотая осень»?

-Особенно красиво осенью в лесу!


(На одно из окон в группе воспитатель предварительно наклеивает несколько березовых листочков).

-Посмотрите, к нашему окошку приклеилось несколько листочков. Видите?

Снимает березовые листочки с окошка.

-Кто мне подскажет – с какого же дерева эти листочки?

-Правильно, с березы. Кто же их мог оставить на окне?

-Ой, ребята, а здесь послание от Осени.

Читает на одном из березовых листьев послание.

«Приглашаю вас на прогулку в осенний лес! Ну, что, ребята, хотите в гости к Осени?

-Ну, что – отправляемся в осенний лес?!

Основная часть.

Воспитатель.  Ребята! Посмотрите, какая красота – мы с вами в осеннем лесу! Под ногами шуршат листья. Деревья нарядились в пёстрые одёжки. Давайте вспомним потешку об осени.

Дети встают возле стульчиков

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения руками)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно поднимают и опускают одну руку, присаживаются на корточки)

Ветер бросил на тропинку.

Присаживаются на стулья.

Воспитатель: Давайте же посмотрим, какие деревья нам встречаются на пути?

-Правильно, берёза. А как вы догадались, что это берёза?

-Правильно – только у берёзы белый ствол и чёрные чёрточки на стволе, словно платочки в кармашках.

Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

И.Токмакова.

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?

- Посмотрите и скажите, как называется это дерево?

Что там за ягода алеет,

Когда уже прохладой веет

И осень мчит на всех парах,

Сметая листья во дворах?

Н.Шумов.

-Как вы догадались что это рябина?

Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».

Воспитатель. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные- желтые, красные и зеленые.

Воспитатель: Загадка: Зимой и летом одним цветом?.

  Как называется это дерево? Конечно, это елочка.

  Обобщает ответы детей:

 «Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Вот и осенью елочка в зеленом наряде.

Как много в лесу разных деревьев. Чтобы закрепить наши знания я предлагаю вам игру.

Дидактическая игра: «С какой ветки эти детки?»

Воспитатель. Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, наверное мы кого -то разбудили, как вы думаете, кто это?

(ответы детей).

Ежик. Здравствуйте, ребята!

Воспитатель. Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.

Ежик. Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка,

 «Да, это я. Моя шубка совсем скоро станет очень тёплой и из рыжей превратится в серую. А когда наступят сильные морозы, я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом. У меня сейчас много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В своё гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.»

Воспитатель. В лес за грибами приходят и люди.

В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы- несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.

Ежик. Белочка собрала много грибов, давайте поможем белочке разобраться где съедобные и ядовитые грибы. Отгадайте-ка загадки:

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед:

– Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки вмиг

Этот белый… (Боровик)

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник.

Эти желтые сестрички

Называются… (Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый …(Мухомор)

Ежик. Это мухомор, он несъедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся.

Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе, на этом месте не вырастут новые грибы.

Ежик. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем. Если не будет грибов, животным будет нечем питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и многие другие животные.

Воспитатель.  Дети, а какие ягоды вы знаете?

Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника .

Воспитатель. Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых. А ты ежик обязательно спроси у мамы.

Ежик. Хорошо, спрошу у мамы –ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!

Воспитатель: Молодцы, ребята – помогли белочке! Ой, ребята, слышите оханье? Кто-то ещё в нашем лесу живёт. Кто же это?

Слышится оханье, появляется медвежонок.

-Посмотрите, Мишка тоже к зиме готовится.

Мишка: «Я строю себе берлогу и зимой в ней буду спать. Мой мех к зиме становится густым и тёплым, поэтому я не мёрзну. Сейчас мне приходится много кушать – запасаться пищей до весны, накапливать жир.»

-А что любит кушать медведь?

Ответы детей

Воспитатель: Правильно - рыбу, грибы и ягоды. А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте поиграем с Мишкой!

Дидактическая игра: «У медведя во бору грибы, ягоды беру….»  

Игра повторяется 2-3раза.

Медвежонок. Какие веселые ребята! Вы играйте, а я пошел  берлогу доделывать к зиме .

Воспитатель. Ну, что, ребята – много новых друзей у вас появилось: ёжик, белочка, мишка. Но нам пора возвращаться в детский сад – не будем мешать зверям готовиться к зиме. Закрыли все глазки и представили, как мы возвращаемся из “леса” к себе в группу.

Итог: Воспитатель: -У кого в гостях мы были?

-Что нового и интересного узнали?

-Что понравилось, запомнилось? Молодцы!