КОНСПЕКТ НОД
ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
ПОДГОТОВИЛА: воспитатель высшей Сподаряк Людмила Сергеевна, МБОУ «Кизиловская начальная школа-детский сад «Росинка» Симферопольский район, Республика Крым
«Путешествие в зимнюю сказку»
Цель: закреплять имеющиеся знания и умения детей.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные ( мягкие, твердые), места звука в слове, деление
слов на слоги;
Совершенствовать технику осознанного чтения слов, закреплять навыки чтения, обогащать словарный запас детей;
Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове
Формировать элементарные математические процессы;
Закрепить умение работать у доски;
Закреплять графические образы букв
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через динамические паузы на занятии.
Развивающие:
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом
Упражнять в придумывании предложений на заданный слог
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в команде,
Воспитывать умение слушать ответ товарища
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Поощрять активность и самостоятельность
Методические приемы:
Наглядный : работа с предметными картинками (определение заданного звука, определение согласного твердого и мягкого согласного. )
Работа с раздаточным материалом (звуковой анализ слова).
Чтение слоговых таблиц.
Придумывание слов со слогами слоговой таблицы, предложений с данными словами.
Работа со скороговорками. ( пантомима)
Музыкальное сопровождение.
Словесный (вопросы, объяснение).
Игровой (Д/и «Цепочка слов», «Одежда в дорогу», «Покажи скороговорку без слов»)
Практические (звуковой анализ слова).
Наблюдение за работой детей, советы.
Словарная работа: звук , слово, слог, предложение, буква
Материал: посылка с предметами , каждый предмет под номером, картинки на тему ОДЕЖДА, запись слов Зимы, фотографии злой и доброй Зимы, буквы Зимушка-Зима, снежинки со слогами: СА,СИ, СЫ, СУ, СО, МА, 2сугроба (подушки задрапированные белой блестящей тканью), 2 сундучка:( в первом- карточка со словом ЗИМА; во 2 – картинки для определения согласных твердых и мягких), магнитные доски на каждого ребенка с набором букв , карточки с загадками про Снежную королеву и Снежную Бабу, карточки с картинками на определение мягкости твердости согласных звуков, корона для Снежной Королевы и Шапка для Снежной бабы, льдинки – для игры с картинками «Цепочка слов», половинки букв фразы «Зимушка-красавица»
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
Ребята, сегодня у дверей детского сада была кем-то оставлена нам посылка: так и написано: «Детям группы «Кошкин дом» д\с «Росинка». Значит нам.
Открываем? Интересно, кто же прислал нам ее? Какие-то предметы непонятно, зачем они нам. А вот и записка: надо отгадать того кто нам прислал ее. А задание такое:
- перед вами предметы , обозначенные цифрами, видите? Возьмите любые предметы и по порядку будем определять первый звук в названии каждого предмета и ставить эту букву вот на этом экране.
(Предметы: зонт(1), индюк (2), матрешка(3), утюг (4) шишка (5), кубик (6) апельсин (7), зеркало (8), икра (9), машина (10), апельсин (11)
- Написали ? А теперь надо прочитать. ( зимушка-зима)
В-ль : Так вот кто нам прислал эту посылку:
(На экране появляется Зима и читает стихи)
Ребята, а Какую зиму вы себе представили? (снежную, холодную, суровую, студеную, ветреную, морозную)
- Про что говорят:
Ударил? (мороз)
Бушует? (вьюга)
Метет? (метель)
Хрустит? (снег)
Блестит? (лед)
Морозный? (День)
Холодный? (снег, лед)
Ледяная? (стужа)
Воспитатель: Ребята, а в этом году зима нас порадовала своей погодой неправда ли? Чем мы занимались на зимних прогулках?( катались на санках, играли в снежки, строили крепость, ходили в зимний лес на экскурсию, лепили Снежную бабу)
Кстати, она вчера мне звонила и сказала, что нас еще раз навестит и устроит нам снежный праздник.
Зима:(ха-ха-ха)
В-Ль: Что ты делаешь зима?
ЗИМА:
Строю я темницы для зверей и птицы
Заморозить всех хочу, праздник всем испортить
Напущу на вас пургу ,
Ветер северный, метель …
Закружится карусель …
Постараюсь до утра ,
Снежную бабу вы не увидите никогда.
В-ль : Посмотрите , что задумала зима, Снежную Бабу решила спрятать и праздник нам испортить.
Что ж в дорогу поскорей нужно собираться
Выручать пойдем друзей, надо одеваться.
(На доске предметные картинки на тему ОДЕЖДА)
- Назовите предметы изображенные на доске, как их можно назвать одним словом? ( ОДЕЖДА)
-Какие предметы одежды вы выберете для нашего путешествия?
(ответы детей)
- Назовите мне те предметы, в которых встречается звук Ш и определите его место в слове.( шапка, шуба, шарф, варежки, штанишки, сапожки)
- Ну вот мы в дорогу и готовы. Но в дороге нам понадобятся знания , полученные на прошлых занятиях. Ох, и трудное будет путешествие , что-то мне страшно. Может, не пойдем?
Дети: Нет, пойдем!
В-ль: правильно, мы же дружные ребята , а вместе с любой бедой легко справиться.
1 ЗАДАНИЕ- СНЕЖИНКИ
( звуки метели)
Кажется, начинается метель, посмотрите, сколько снежинок поднялось вверх с земли.
(Снежинки подвешены вверху и лежат на полу)
Чтоб метель угомонить, вьюгу успокоить
Надо слоги прочитать и до слов дополнить.
(На снежинках – слоги: СА,СИ, СЫ, СУ, СО, КА. )
Давайте соберем снежинки и устроим привал.
Присесть на колени
-Читаем слоги. Какой слог лишний? Почему
-Придумать слова со слогом .
-Придумайте предложение с этими словами.
Отправляемся дальше в дорогу.
2 ЗАДАНИЕ- Сугробы
( опять звук метели)
В-ЛЬ:Ох и воет. Холодно ? Надо согреться.
Очень рады мы зиме (дети хлопают в ладоши),
Хорошо тебе и мне (дети показывают друг на друга),
Можно весело играть ( дети прыгают на двух ногах),
Снежки можно побросать (« дети бросают друг в друга
снежки»),
Вместе снеговик слепить («дети лепят снежки»),
Друг-друга с горки прокатить,
Пусть немного холодно («дети греют руки»),
Но зимой конечно здорово (выбрасывают руку вперед и показывают большой палец).
В-ль: Посмотрите, сколько зима намела сугробов
( 2 сугроба)- наверно с ними связано какое-то задание: давайте отгребем первый сугроб ( дети убирают его в сторону, под сугробом сундучок)
1. СУГРОБ- 1 сундучок (отгадать загадки )
Эта женщина прекрасна,
Красота её опасна.
Может взглядом погубить,
Сердце в миг оледенить.
Вся она полна коварства,
В ледяное её царство,
Если кто - то попадёт,
То, пожалуй, пропадёт.
Кто эта красавица,
Что коварством славится?
Властная, мятежная
.......... (КОРОЛЕВА СНЕЖНАЯ)
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки.
Руки – сучки.
И глаза черным-черны,
И в руках метелка
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)
В-ЛЬ: Ребята , а какая Снежная королева- опишите ее ( холодная, как лед)
А Баба снежная какая? ( холодная , но мягкая).
Вот здесь в сундучке есть картинки вам надо определить первый звук в начале каждого слова: какой он- согласный твердый или согласный мягкий.
Картинка , где согласный твердый мы отдадим Снежной королеве, а где согласный мягкий Снежной бабе. А , чтобы вам было легче , попросим наших гостей представить себя Снежной королевой или Снежной Бабой.
( 2 выходят , садятся на стульчики , надевают корону С.К. и шапку С.Б.
Ребенок достает картинку, называет , что изображено на ней , определяет первый звук в слове, говорит какой он: мягкий или твердый и отдает персонажу)
2.СУГРОБ- 2 сундучок.( дети открывают его и видят полоски со словом ЗИМА)-сделать звуковой анализ слова
Но сначала мы сделаем гимнастику для глаз.
Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).
В руки вы снежки возьмите,
И на них вы посмотрите.
А теперь их поднимите
Вверх, на них вы посмотрите.
Вниз снежки вы опустите,
И опять на них взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
1 – й звук – З – согл., МЯГК.., обозначается зеленым квадратом;
2 – й звук – И – гл. обозначается красным квадратом;
3 – й звук – М—согл. ,тверд., обозначается синим квадратом;
4 – й звук – А— глас., обозначается красным квадратом;
В слове зима 2 слога, 4 звука, 2 согласных, 2 гласных
(Дети работают за столами, один у доски.)
3 ЗАДАНИЕ- ЛЬДИНКИ
Ребята, посмотрите – сугробы –то мы расчистили, а дальше ледяная речка .
( лежат льдинки по кол-ву детей)
Чтобы перейти через речку по льдинкам , нам надо положить их правильно, тогда они станут крепкими и помогут нам перебраться ту сторону к ледяной пещере
Игра «Цепочка слов»- выложить льдинки так , чтобы начало следующего слова начиналось со звука , на который заканчивается предыдущее слово.
Перешли на другую сторону
4 ЗАДАНИЕ – Елка-маски
В-ЛЬ: Посмотрите, ребята, на елке вместо игрушек маски висят. Интересно , что это значит? Как вы думаете?
( Раз вам помогали ваши гости , пусть теперь они отгадают скороговорки, которые написаны на масках, а вы должны им показать.)
Давайте разделимся на 3 команды, каждая команда посовещается и покажет без слов любую скороговорку? А наши гости пусть помогут нам найти Снежную бабу:
Игра «Артисты».
- Ехал Грека через реку.
-Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
-Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
Ну вот , выполнили и это задание Зимушки –зимы.
Давайте украсим нашу елочку снежинками:
5 ЗАДАНИЕ – Ледяной дом
В-ЛЬ: вот мы и добрались с вами до ледяного дома , где злая зима спрятала Снежную бабу. Как же мы в него попадем? Помните ребята в сказке , чтобы открыть дверь в пещеру надо было сказать волшебные слова или прочитать волшебное заклинание и тогда чары колдовские будут бессильны
На доске какие-то иероглифы непонятные, может это половина букв нашего заклинания? Давайте найдем половинки наших букв , приставим их и прочитаем фразу.
Дети находят второй элемент, выкладывают на доске фразу «Зимушка –красавица»
( заставка на экране меняется ( под хрустальную музыку)- появляется Зима добрая , улыбающаяся)
-Посмотрите, ребята, Зима злая, сердитая, суровая превратилась в Зимушку хрустальную, молодую, ну просто красавицу.
(выходит Снежная Баба из-за ширмы к детям)
- Спасибо , ребята,вы помогли не только Снежной Бабе, но и Зимушке-зиме. Она стала доброй, ласковой. Они вас благодарят и обязательно вам устроят снежный праздник.
Воспитатель:Ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие, пора возвращаться в нашу группу.
Итог занятия
-Чем занимались?
-Где побывали?
-Что больше всего понравилось?
-Что помогло преодолеть все трудности?
МБОУ «Кизиловская школа-детский сад «Росинка»
ЗАНЯТИЕ
по подготовке к обучению грамоте
в группе старшего дошкольного возраста
«Путешествие в зимнюю сказку»
Подготовила и провела: воспитатель высшей категории Сподаряк Л.С.