Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок»
Конспект НОД
по познавательно-исследовательской деятельности
с детьми четвёртого года жизни «Свойства воды»
Воспитатель: Грек Светлана Александровна
2021 год
Цель: Формировать представление о свойствах воды
Задачи:
Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами воды (не имеет цвета, вкуса и запаха).
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования методом
сравнения.
2. Активизировать словарь детей (бесцветная, безвкусная).
Воспитательные задачи: Воспитывать аккуратность в работе в процессе экспериментирования.
Предварительная работа
1. Беседы на темы: «Где можно встретить воду»; «Для чего и кому нужна вода»;
2. Проведение опытов с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Чтение сказок, стихотворений, рассказов, пословиц, загадывание загадок про воду.
Вид деятельности:
познавательно-исследовательская
Форма – работы:
экспериментирование
Возраст детей:
Дети четвёртого года жизни
Методы и приемы:
1. Наглядный (видеофильм).
2. Практический (наблюдение, эксперимент).
3. Словесный (рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, художественное
слово).
Интеграции образовательных областей:
Познавательно – исследовательская, социально – коммуникативная.
Материал к занятиям:
Капелька, видеофильм о воде, ноутбук, проектор, фартуки (по количеству детей), баночки с крышками (по количеству детей), стаканчики с водой и трубочки для коктейля (по количеству детей), монетки, формочки под льдинки, мыльные пузыри.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Доброе утро! Всем привет!
Улыбнись скорей в ответ!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
II. Вводная часть.
Воспитатель:
Ой, ребята, что сегодня утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает картинку капельки)
Воспитатель:
Ребята, Капелька загадала нам загадку.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя вам без …. (Воды)
Воспитатель: Правильно без воды. А что такое вода? Для чего она нужна? (ответы детей). Сейчас нам о воде расскажет Капелька.
Показ видеофильма о воде.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам вспомнить потешку о воде:
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
(Дети делают движения по тексту)
Воспитатель: А теперь нас Капелька приглашает в лабораторию, где мы узнаем свойства воды, а для этого проведем опыты.
III. Основная часть.
Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Аккуратно обращаться с посудой.
- Слушать внимательно воспитателя.
Правила при работе с водой.
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук — друг: он нам поможет,
И друг друга не тревожим (дети проходят за столы).
Опыт №1: «Вода – жидкость»
Воспитатель: Перед вами два стакана, один пустой, второй с водой. Я переливаю воду из одного стакана в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся?
Дети: Потому что, она жидкая.
Воспитатель: Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода?
Дети: Жидкая.
Воспитатель: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Вывод: Вода – это жидкость
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Воспитатель: А теперь мы с вами узнаем, какого цвета вода? Перед вами два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика мы положим камушки. В каком стаканчике виден камушек?
Дети: В стаканчике, где вода.
Воспитатель: Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике виден камушек?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Правильно, дети, вода прозрачная, она не имеет цвета.
Вывод: Вода бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А теперь немного поиграем с капелькой.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Любит капелька играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – туда, два – сюда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
(Дети выполняют движения по тексту).
Опыт №3 «Вода не имеет вкуса»
Воспитатель: Дети, посмотрите, перед вами два стакана: в одном стакане – сок, а в другом – вода. Понюхайте сок. Чем он пахнет?
Дети: яблоками
Воспитатель: А вода?
Дети: ничем
Воспитатель: Давайте попробуем сок и скажем, какой он по вкусу?
Дети: сладкий
Воспитатель: А теперь попробуем воду и скажем, какая она по вкусу?
Дети: безвкусная
Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха.
Опыт №4 «Вода может менять цвет»
Воспитатель: Ребята, а ещё вода может менять цвет. Вы хотите увидеть, как она меняет цвет? Тогда возьмите в руки баночки и потрясите её. (Воспитатель берёт баночку с чистой водой и закрывает крышкой, на внутреннюю сторону крышки наносится краска и баночка с водой окрашивается). Какого цвета стала у вас вода? (Ответы детей)
Вывод: Вода может менять цвет.
Воспитатель: А кто знает, что будет с водой, если её вынести на мороз? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы выльем цветную воду в формочки, вынесем на улицу и посмотрим, что у нас получится.
IV.Рефлексия
Воспитатель: Итак, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде. Для чего нам нужна вода?
Воспитатель: Правильно. Проделав наши опыты, мы с вами узнали, какая бывает вода?
Дети: Прозрачная, безвкусная, и не пахнет.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета, не имеет вкуса и запаха. А теперь давайте посмотрим, во что превратилась вода на морозе? (Воспитатель заносит льдинки)
Дети: Вода превратилась в лёд.
Воспитатель: Молодцы дети, вы очень хорошо потрудились, и за это Капелька дарит вам мыльные пузыри.