СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию старших дошкольников "Ознакомление дошкольников с историей Донского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательно- речевому развитию старших дошкольников "Ознакомление дошкольников с историей Донского края"»

Занятие по познавательно – речевой деятельности в подготовительной группе

Тема: Ознакомление дошкольников с историей Донского края.

Цель: Создать условия для формирования у детей интереса к истории Донского края. Расширять представление детей о быте и жизни казаков в далёком прошлом.

Задачи:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине

- воспитывать чувство гордости за свой народ

- развивать и обогащать словарный запас: пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: ухват, активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица:



             Ход занятия:

Воспитатель начинает занятие с показа видеоматериала о реке Дон и чтения стихотворения:

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: О нашей реке Дон.

Восп-ль: А что вы знаете о реке Дон? Какая она?

Дети: Она большая, широкая, полноводная, с красивыми берегами, она тянется далеко по всей нашей области. По ней ходят корабли, теплоходы. По берегам расположены многочисленные деревни, села, станицы, города.

Восп-ль: Дети, а вы знаете, откуда пошло название реки Дон?

Дети: В далекие времена в неизвестной тогда реке утонул сын бога Марса Танаис, в последствие, Дионис, и теперь Дон в честь его и зовут.

Вос-ль: А как назывались люди, которые в далеком прошлом селились на берегу Дона?

Дети: Их стали называть казаками.

Вос-ль: А чем казаки занимались?

Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.

Вос-ль: Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки? (показывает иллюстрации с изображением куреней).

Дети: Они назывались курени.

Восп-ль: Курень, по монгольски, значиткруглый. Казаки строили дома так, чтобы из одной комнаты можно было пройти в другую по кругу. В давние времена казаки строили землянки: рыли яму, сверху накрывали ветками засыпали землёй. А потом какие стали строить дома? Потом стали строить дома из дерева и камня, их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила.

Вос-ль:  Вы хотите посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. Казаки были очень гостеприимны и набожны, в каждом курене в углу всегда висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь.

На праздник казачка готовила угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков. Казачья еда была очень полезной. Есть некоторые блюда, которые отличали казачью кухню от других.

Вос-ль: А вы знаете какие - нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, лапшу, пекли кулебяки, пироги, хлеб.

Вос-ль:  Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь - ухватом. Посуда была из глины, ложки были – деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.

Главным украшением казака - считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

А в куренях - кровати, вязаные покрывала, пуховые одеяла шила сама казачка, верх она отделывала из цветных лоскутков – лоскутные одеяла, а на кровати возвышалась гора подушек под ажурными, вязаными накидками.

А какая одежда была у казаков и казачек? Самотканая, самосшитая, расшитая разными узорами.

Казаки носили широкие штаны- шаровары и кофтан, на голове носили шапку, на ногах-сапоги. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс- ремень.

Костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты – тесьмой, вышивкой и бисером.

Какую прическу носили казачки?

Молодые девушки и девочки носили косу с лентой, а женщины – заплетали волосы вокруг головы., собирали волос и делали кичку.

Казаки воевали, занимались земледелием, а казачки - детьми и домашними делами, но было время и веселью. Они пели песни, водили хороводы, устраивали игрища.

Давайте и мы поиграем в казачью игру «Звонок»

(Дети встают в круг, держась, за руки. В круг заходят 2 –е детей, у одного в руках верёвочка, у другого- колокольчик. Ребёнку с верёвочкой, завязывают глаза, он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и накинуть на него верёвочку, круг не позволяет играющим расходиться далеко).

Вос-ль: Очень строго в казачьей семье соблюдались обычаи и традиции. Скажите, пожалуйста, какие законы должны соблюдать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим. Уважать мать, сестру, жену. Надо быть честным и скромным.

Вос-ль: Молодцы ребята, в казачьей семье авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к старшим и родителям проявляли такие качества как, сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в казачьих семьях.

А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках?

  • Казак в беде не плачет

  • Из плохого казака атамана не получится

  • Где враг – там и казак

А как вы думаете, где большую часть жизни находились казаки?

Дети: на службе, в боях, в походах.

Вос-ль: А на чём ездили казаки?

Дети: На конях

Вос-ль: Да, у казаков была особенная любовь к лошадям. Лошади были самыми верными друзьями. Они с ними не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. Донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту.









Посмотрите, ребята, какой красивый пейзаж. Как хорошо было бы жить рядом с рекой. Но здесь нет, ни одного дома. Хотите, мы дорисуем эту картину? Я предлагаю вам, пусть каждый из вас нарисует казачий дом – курень.

Работа детей

Давайте посмотрим, какие получились казачьи дома

А вы бы хотели узнать, как раньше жили казачьи семьи?

Казаки были гостеприимными и набожными людьми. В каждом курене в углу всегда висела икона. Казаки по праздникам и воскресеньям ходили в церковь.

На праздник казачка готовила угощение.

Давайте вспомним любимые блюда казаков.

Казачья еда была очень полезной. Есть некоторые блюда, которые отличали казачью кухню от других.

 А вы знаете какие – нибудь казачьи кушанья?

Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.

А еще варили холодец, различные каши, студень, узвар, лапшу, пекли кулебяки, пироги, хлеб.

Еду готовили на печке в чугунках. Печь топили дровами. А ставили чугунки в печь - ухватом. Посуда была из глины, ложки были – деревянные.

А за каким столом ели казаки?

За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Вся семья ела из одной посудины, по старшинству, и если кто - не уступал старшему – получал ложкой по лбу. В казачьей семье авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к старшим и родителям проявляли такие качества как, сдержанность, вежливость, уважительность. К отцу и матери обращались только на Вы. При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Не разрешалось в присутствии старших сидеть, разговаривать, курить. Старшим и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу. Вот такие строгие обычаи соблюдались в казачьих семьях.

На Дону было развить гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины и расписывали их цветами.

Чай казаки любили пить из разных трав, предпочитали из мяты. В каждом огороде росла мята. Давайте заварим казачий чай.

Пока мы с девочками будем заваривать чай и накрывать стол, вы займётесь вырезанием куреней, которые у вас получились.

У нас с вами получился целый казачий хутор или станица. Давайте подытожим, чем же отличается наше современное жилище от казачьего куреня.

Да, верно, сейчас строят дома многоэтажные, многоквартирные .В квартирах много электроприборов., а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Но я рада, что сейчас возрождаются станицы с казачьими традициям . И мы с вами должны гордиться, что живём в таком красивом местечке нашей необъятной Родины в Донском крае и должны беречь такую красоту.


Вот мята, мелисса, чабрец. Кладём её в чайник и заливаем кипятком.

Давайте посмотрим, заварился ли наш чай. Да, он готов. Разольём его по чашкам и попробуем с казачьим пирогом. Давайте вспомним пословицы о хлебе.

«Хлеб – всему голова»

«Без труда хлеб не родится ни когда»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку

Рада скатерть хлебушку

Он на ней как солнышко.