СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по Познавательному развитию на тему «Защитные свойства снега» Старшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: - Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать словарный запас: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

- Развивать познавательный интерес, любознательность; умение внимательно и заинтересованно слушать произведение; общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми; самостоятельность.

- Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира

 

Материалы и оборудование:

Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», запись песни «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.

 

Методы и приемы:

практические: демонстрация опыта, физкультминутка наглядные: презентация «Откуда берется снег».

словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по Познавательному развитию на тему «Защитные свойства снега» Старшая группа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД №102 Г. ТОМСКА

_________________________________________________________________

634062, Г. Томск, ул. Бирюкова, 4

тел. 67-67-42, 67-67-69

[email protected]/ru



ПРОВЕРИЛА: УТВЕРЖДЕНО

Ст воспитатель Заварухина Т.А.


«_____»________________2020г.

Заведующий МАДОУ №102

____________ О.В. Кузнецова






КОНСПЕКТ


Познавательное развитие


НОД «Защитные свойства снега»








Воспитатель

Батурина Виктория Владимировна










г. Томск 2021



Задачи: - Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Дать представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.

Активизировать словарный запас: опыт, кристаллы, снегопад, оттепель.

- Развивать познавательный интерес, любознательность; умение внимательно и
заинтересованно слушать произведение; общение и взаимодействие детей со
сверстниками и взрослыми; самостоятельность.

- Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к изучению природы, любовь к
ней, умение видеть красоту окружающего мира


Материалы и оборудование:

Искусственная снежинка, лист прозрачной упаковочной пленки, ножницы, презентация «Откуда берется снег», книга со сказкой «Зачем снег зимой», запись песни «Снежинок хоровод», снег, теплая и холодная вода, пластмассовые стаканчики.


Методы и приемы:

практические: демонстрация опыта, физкультминутка наглядные: презентация «Откуда берется снег».

словесные: рассказ, чтение сказки «Зачем зимой снег», дидактическая игра «Хорошо-плохо», загадывание загадки.


Ход НОД

Воспитатель: мы сегодня с вами будем говорить о том, чего вы все ждете с большим нетерпением. Но чтобы узнать, что это, вам надо отгадать загадку:

Бел как мел, с неба прилетел,

зиму пролежал, в землю убежал (снег).


Послушайте красивое стихотворение Ивана Сурикова :

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на. землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою всё его одело.

Темный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно...


Мы всегда радуемся первому снегу...

А вы знаете, что у нас в России снег зимой бывает почти на всей территории страны. Но есть на нашей планете Земля особо теплые территории, где снега никогда не бывает или он бывает один раз в 10 лет (Аравийский полуостров - пустыня)


Давайте поиграем в игру «Хорошо-плохо» - что бывает хорошего от снега, а что
плохого? 
;

Дети : хорошо - лепим снежную бабу, снеговиков, строим горки и снежные крепости, катаемся с горок, катаемся на санках, лыжах, коньках и т.д.;

Плохо - тяжело идти, засыпаны дорожки, если снега много, можно промочить ноги, ноги могут замерзнуть, можно заболеть, не может проехать машина, может застрять в снегу, холодно и т.д.

А вы знаете из чего состоит снег?

Дети: из снежинок


Воспитатель: А что такое снежинка? Это снежный или ледяной кристалл. Оказывается, снежинок так много, что считают, что не бывает двух одинаковых снежинок.

Воспитатель показывает детям искусственную снежинку на ниточке и предлагает рассмотреть её..

Сколько лучей у снежинки? Все снежинки (большие и .маленькие) имеют б лучей. 

Какого цвета снежинка? Нам кажется, что она белая. На самом деле снег не совсем белый. Белым он кажется только в тот момент, когда на него падают солнечные лучи. Да и в этот момент трудно не заметить его голубовато-серый оттенок.

Оказывается, если разделить снежное покрывало на снежинки, каждая из них была бы прозрачной.

Хотите провести опыт, который поможет нам разобраться: почему снег белыйДемонстрация опыта: лист прозрачной упаковочной пленки посмотреть на просвет — он прозрачен; после разрезать его на несколько частей — все части прозрачны, но если их мелко-мелко настричь и насыпать горкой, то образуется кучка белого цвета, (то же происходит в природе со снегом и льдом)

Все дело в солнечном луче. Когда что-то поглощает солнечный луч целиком, это кажется нам черным. А вот снег отражает лучи, и поэтому его мы видим белым.

Но если снежинки по отдельности прозрачные, то почему все вместе они дают эффект белого? Потому что снежинки с неба летят хаотично и падают друг на друга, образуя снежный покров из нападавших друг на друга снежинок. Все вместе снежинки перестают быть прозрачными и начинают отражать солнечный свет. Белые равнины снега очень красивы и приятны для глаз.

Просмотр фильма о том, где и как в природе образуется снег (презентация)

Воспитатель задает вопросы: - Что такое снежинки, Где образуются снежинки? Все ли снежинки долетают до земли'? Как падают снежинки? Почему нет двух одинаковых снежинок?

Ответы детей: -Снежинки - это кристаллы льда, они образуются высоко в небе, не все снежинки долетают до земли, если на улице тепло, то они тают в воздухе, снежинки падают медленно, потому что у каждой снежинки свой путь.

Воспитатель: а давайте превратимся в снежинки и покружимся в «Хороводе снежинок» (дети танцуют под музыку и кружатся в хороводе то медленно, то чуть быстрее).


Воспитатель: давайте узнаем, зачем, зимой снег, послушайте сказку, которая так и называется «Зачем зимой снег». Воспитатель читает сказку «Зачем зимой снег» Задает вопросы по содержанию сказки: -Кто спорил о том. что снег это хорошо или плохо? -Почему для Зайца снег это плохо? -Почему для Тетерева снег это хорошо? -Кого просили Тетерев и. Заяц рассудить спор? -Что отвечали животные? -Кто выиграл, спор? Почему? -Для чего лее зимой снег?

Дети слушают сказку. Отвечают на вопросы: 

-Между собой поспорили Заяц и Тетерев. -На снегу остаются следы, следы выдают, то собака выследит, то лиса. - Тетереву хорошо, ночью под снегом тепло. -Тетерев и Заяц спрашивали у Мышки, Медведя, Соек. - Мышке хорошо под снегом, снег не только от мороза прячет, но и от совы и лисы. Под снегом есть еда для: Мышей. Медведь сладко спит под снегом до самой весны, ему там тепло и уютно. У Соек кладовые под снегом. -Спор выиграл Тетерев, потому что все животные снег добрым словом вспоминают. -Под снегом животным и растениям тепло.

Опыт со снегом : в стаканчики насыпать снег и поместить их в холодную и горячую воду... Что произойдет?

Дети насыпают снег в стаканчики, помещают их в холодную и теплую воду, наблюдают, что происходит со снегом. Делают выводы, что снег в теплой воде тает быстрее. :

Снег растаял и превратился в воду. Но воду эту нельзя назвать чистой - в ней видны песок, грязь.


Подведение итогов, дети делятся своими впечатлениями.

Сформирована мотивация, пополнен опыт умения отгадывать загадки, закреплено умение логически мыслить.

Закреплена эмоциональная отзывчивость, умение слушать взрослого, интерес к восприятию художественной литературы.

Расширено представление детей об окружающем мире, о свойствах и форме снежинок, узнали, почему снег белого цвета - '

Расширен кругозор, любознательность, самостоятельность

Развито умение слушать, отвечать на вопросы, не перебивая друг друга, интерес к книгам, эмоциональная отзывчивость на стихи, сказку и музыкальное произведение , проявление положительных эмоций 

Развито умение выполнять инструкцию



Сказка «Зачем зимой снег»

Было это в те времена, когда Заяц имел роскошный пушистый хвост. Снегу в лесу навалило — ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц. Бежал и ворчал: Ишь, сколько намело. Да провались он пропадом, этот снег!

Услыхал Зайца старый Тетерев на березе, хвост распустил и зачастил-забормотал: Кур-гур-гур! Чи-ш-ш. Куда, косой, спешишь?

Заяц. Ой, кто это? Т е т е р е в. Не бойся, это я — тетерев-черныш-шш. Кого это ты ругаешь? Кого честишь?

Заяц. Кого-кого? Да снег! Куда ни побегу — следы выдают: всюду за мной но снегу тянутся. Того и гляди, собака выследит, лиса или — тьфу, чтобы не сглазить! — волк. И кто этот окаянный снег выдумал?

Тетерев. Не прав ты, косой, не прав (затряс головой Тетерев). Снег — это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы — кувырк в сугроб. Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И Рябчик так, и Куропатка.

Заяц. Нет, нет, нет (замахал лапами Заяц). Что бы ты ни говорил, снег все равно

штука вредная!

Тетерев. Очень даже полезная (взъерошился). Заяц. Нет, вредная! Тетерев. Полезная! Заяц (кричит). Вредная! Давай спорить!

Тетерев. Давай, а на что? Заяц. А на хвосты (почесав ухо). Кто кому проиграет, тот отдаст свой хвост. И будет весь народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.

Тетерев. Ну, это мы еще поглядим (надулся). Только, чур, потом не отпираться.

Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор рассудил. Искали, искали, глядь — Мышка. Тетерев. Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор, скажи, как тебе под снегом живется?

Мышка. Хорошо живется, Терентий. Уж так-то хорошо, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза, оно от совы да от лисы нас спрячет. Под снежной крышей и зеленая травка, и осенняя ягода попа-

дается, и семян разных полно.

Тетерев. Слыхал, лопоухий? Кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост! Заяц. Ишь, какой хитренький! Мы еще других спросим.

И отправились они дальше. Пошли было к медведю, а тот спит так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у соек спрашивать, а тем не до них. У соек снегом кладовые замело, а в них — запасы желудей. Одно спасение, что кладовых много: не своя, так чужая попадется. Да только едва отыщешь, едва поклюешь — опять снег повалит и спрячет находку. Многие кладовые так до весны и остаются нетронутыми. Весной проклюнутся из этих спрятанных желудей!: ii\ молоденькие дубки.

Так всю зиму спорили Заяц с Тетеревом. А тут Весна-красна пришла. Ручьи зажурчали.

Птицы (поют). Как хорошо, что снега было много. Смотрите, как дружно все кругом зазеленело! Значит, будет вдоволь вкусных семян, ягод. ;.. ...

Пшеница (шепчет). Как хорошо, что было много снега. Я под ним прекрасно перезимовала, мороза не знала. А уж как он напоил матушку-землю живой водой! Вырастем мы густые-прегустые, высокие-превысокие. Быть доброму урожаю!

Все живое добрым словом снег поминало. Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался — ничего не поделаешь — проспорил. Пришлось ему прощаться со своим хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни се, так себе, не хвост — культяпка. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.


Литература:

Рыжова Н. Вода вокруг нас

С.Н. Николаева Методика экологического воспитания











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!