Программное содержание: учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины; составлять рассказ вместе с воспитателем; закреплять в активном словаре названия предметов одежды, качеств (величина, цвета); учить использовать слова с противоположным значением (тепло – холодно, широкий – узкий); закреплять произношение звуков т, т`; учить детей произносить звукосочетание (топ – топ – топ) в различном темпе, с различной громкостью.
Материал: Картина «Катаемся на санках» (серия «Мы играем», автор Е. Батурина); игрушки: большой медведь, медвежонок, барабан.
Методические приемы:
1. Вводная часть
1.1. Чтение четверостишия о зиме «Зимушка – зима», автор: Александр Прокофьев.
1.2. Физкультминутка «Снеговик».
2. Основная часть
2.1. Организация детей полукругом на стульях.
2.2. Внесение картины «Катаемся на санках». Молчаливое созерцание (1 – 2 минуты).
2.3. Беседа по содержанию картины.
А. Вопросы детям:
- Какое время года изображено на картине. Зима или лето?
- Почему вы думаете, что зима?
- Кто нарисован на картине?
- Что мама надела?
- Летом тепло, а зимой?
- Кто везет санки?
- Как его зовут?
- А как одет Толя?
Б. Словарная работа – «курточка», «брючки», «шапочка».
В. Воспитатель проговаривает название картины «Катаемся на санках». Хоровое и индивидуальное проговаривание детьми.
2.4. Образец рассказа воспитателя.
2.5. Составление плана – рассказа.
1) Какое время года?
2) Чем они занимаются? (Мама, дети).
3) Во что они одеты?
2.6. Составление рассказа детьми (2-3 ребенка).
2.7. Индивидуальная работа (подсказ и т. д).
3. Заключительная часть.
3.1. Рассматривание предмета (барабан).
3.2. Игровой момент (прибежал мишка).
3.3. Рефлексия.
- Что мы сегодня делали?
- Что вам больше всего понравилось?
Ход:
Усаживаю детей полукругом на стулья.
В: Сейчас, я вам прочитаю стихотворение, вы его внимательно послушайте. А потом скажите о чем это стихотворение.
Чтение стихотворения:
По дороге, по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели.
И кидали хрустали.
В: О чем это стихотворение?
Д: О зиме.
В: Правильно, молодцы. А сейчас давайте с вами поиграем .
Физкультминутка «Снеговик».
После проведения физкультминутки усаживаю детей полукругом и выношу картину.
В: Дети, а сейчас немного посмотрите на картину и потом поговорим о ней.
Дети смотрят 1-2 минуты на картину.
В: Какое время года изображено на картине? Зима или лето?
Д: Зима.
В: Почему вы думаете, что зима?
Д: Снег, дети на санках.
В: Правильно. А кто нарисован на картине?
Д: Дети и мама.
В: Покажите на картине маму. Что мама надела?
Д: Теплое пальто с меховым воротником, теплая шапка, зимние сапожки.
В: Молодцы. Летом тепло, а зимой?
Д: Холодно.
В: Отлично. Кто везет санки?
Д: Большой мальчик.
В: Хорошо. А как зовут это мальчика? Давайте придумаем ему имя.
Д: Толя.
В: Толя – большой мальчик. Он – старший брат. А как Толя одет?
Д: Брючки, шапочка, рукавички, шарфик, ботинки.
В: Отлично, молодцы. А какого цвета на нем курточка, шапочка?
Д: Шапочка – красная, курточка – коричневая.
В: Кого Толя везет на саночках?
Д: Маленького мальчика девочку.
В: Девочка – это Толина сестра. А как ее зовут? Придумаем ей имя.
Д: Таня.
В: А маленький мальчик – это Толин младший брат. Как зовут младшего брата? Придумайте имя.
Д: Андрюша.
В: Отлично. Андрюша маленький, а Толя?.
Д: Большой.
В: Молодцы, правильно. А как одета Таня? А как одет Андрюша?
Д: Таня одета в куртку, брючки, шапочка, шарфик, рукавички. Андрюша в куртку, брючки, рукавички, ботинки, шарфик, шапочку.
В: Отлично, молодцы ребята. А что случилось с Андрюшей?
Д: Он упал.
В: Андрюша упал, а потом?.
Д: Встал.
В: Покажите мне младшего брата, сестру. Дети показывают Таню и Андрюшу.
В: Картина называется «Катаемся на санках». Хоровое и индивидуальное проговаривание детей.