Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«Введение фантастического образа в готовую модель схемы для сочинения сказки»
Цель занятия: стимулировать у детей творческий подход к созданию собственных планов-замыслов для рассказывания.
Ход занятия:
Дети под музыку заходят в группу, которая оформлена как музей с большими картинами.
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в музей, но не в простой, а в музей с необычными картинами. Давайте их рассмотрим.
(Дети рассматривают картины, рассказывают, что изображено на них)
Воспитатель: Ребята, а как называются эти существа, ведь на самом деле таких не бывает, они существуют лишь на картинах или в нашем воображении?
(Ответы детей: «Сказочные, фантастические».)
Дидактическая игра «Один-много»
Нос - носы
Рот - рты
Глаз - глаза
Ухо - уши
Шея - шеи
Плечо - плечи
Рука – руки И т.д.
Воспитатель: Ребята, а вы обратили внимание, что каждое существо имеет своё настроение? Грустное, весёлое, задумчивое, хитрое...
Дидактическая игра «Ребята с нашего двора».
(Показываются картинки с изображением детей с разным настроением, ребята должны сказать, что выражает изображённый на картинке ребёнок.)
Далее разыгрывается Этюд «Что такое счастье?»
Воспитатель: Люди могут испытывать разные чувства. Попробуйте сейчас испытать и показать.
ОСТОРОЖНОСТЬ
(Передайте друг другу тяжёлую хрустальную вазу так, чтобы она не разбилась.)
СТРАХ
(Вы гуляете по лесу и вдруг... по ноге поползла холодная ядовитая змея!)
ВЕСЕЛЬЕ
(Весёлый клоун в цирке вас сильно рассмешил.)
ПЕЧАЛЬ, ГРУСТЬ
(Ваш друг заболел и не пришёл в детский сад.)
РАДОСТЬ
(Вы лучше всех выполнили упражнение по физкультуре, и вас похвалили.)
СЧАСТЬЕ
(Закройте глаза. Вспомните или придумайте сами, когда человек ощущает счастье, какое оно? Откройте глаза! Покажите счастье и расскажите, когда вы испытывали такие чувства.)
Воспитатель: А теперь вернёмся к нашим картинам. На одной из них рядом с большим существом-маленькое.
Дидактическая игра «Большой-маленький».
Нос-носик
Глаза-глазки
Руки-ручки
Рот-ротик
Уши-ушки
Ноги-ножки
Подвижная игра «Карлики-великаны».
Продолжение дидактической игры «Большой-маленький»
Нос-носик-носище
Руки-ручки-ручищи
Ноги-ножки-ножищи И т.д.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали. Давайте немножко разомнёмся, но постараемся не лениться, а то будем похожи на лентяев.
Физкультминутка.
Две руки хлопают,
Две ноги топают,
Два локотка вращаются,
Два глаза закрываются.
Мой дружок такой лентяй,
Только отдых подавай.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз-сюда, два-туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора. (Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, а как называются литературные произведения, в которых происходят необычные события, в которых могут быть совершенно необыкновенные герои? (Сказка)
А из каких основных частей состоит сказка? (Начало, середина, конец)
А как называются люди, которые сочиняют сказки? (Сказочники)
( Звучит музыка, перед детьми выставляется схема для сочинения сказки)
Воспитатель: Ребята, что перед вами? (Схема)
- Давайте попробуем по этой схеме сочинить сказку. Обратите внимание
вот на это схематическое изображение. Это фантастическое (или
сказочное) существо. А какое, вы придумаете сами. Итак, начинаем...
(Ребята сочиняют сказку по схеме, отдельные предложения обобщаются, в конце кто-то из детей рассказывает сказку полностью.)
- Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились, а теперь отдохнём.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем:
Крылья сложили назад.
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик сесть опять.
Молодцы, ребята. Итак, сегодня мы были в музее и видели картины, на
которых изображены какие существа? (Сказочные, фантастические).
- Мы с вами сочиняли?... (Сказку). А сказка состоит из каких основных
частей? (Начало, середина, конец). Молодцы!
(На столах лежат фломастеры и листы со схематическим изображением фантастического образа).
Воспитатель: Сначала давайте поиграем с нашими ручками подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Ладошки вверх, Ладошки вниз, Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
С вами мы подружим, маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять,
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
- А теперь, ребята, посмотрите на схематическое изображение перед вами.
Предлагаю вам дорисовать разные детали, чтобы получился сказочный (фантастический) образ.
Дети рисуют.
Рефлексия.