СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Устное народное творчество - потешки, небылицы, считалочки»»

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Устное народное творчество - потешкинебылицысчиталочки»

Задачи: познакомить с устным народным творчеством – потешками, песенками, небылицами, считалками; дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц; учить новую считалку, развивать умения практического использования в игровой деятельности; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: проявляет интерес к устному народному творчеству; эмоционально откликается на юмор в русских народных потешках, небылицах; овладевает навыками заучивания считалки и ее практического использования в игре.

Словарная работа: небылица, считалочка, потешки, песенки, устное народное творчество.

Материал: иллюстрации к русским народным сказкам, потешкам; потешки, небылицы, считалочки.

Подготовительная работа: заучивание считалок, проговаривание потешек, рассматривание иллюстраций о творчестве народа.





















Ход НОД

Бабушка Арина встречает детей и приглашает на выставку, где представлены персонажи сказок, иллюстрации к потешкам.

– В каких сказках живут эти герои?

– Почему эти сказки называют русские народные?

– Как они появились? (Рассуждения детей.)

– Жила-была в деревне бабушка Арина. Совсем уж старенькой стала: в поле работать не может, за скотиной ей ухаживать тоже тяжело. Лежит целыми днями на печи, сказки придумывает. А вечером соберутся внуки, она им сказки и сказывает.

Вот выросла ее внучка Машенька, у нее уж своя дочка родилась – Катерина. Рассказывает Катеньке мама бабушкины сказки, да и сама еще что-нибудь придумывает, чтобы сказка интересней стала.

А тут уж и Катюша подросла, совсем взрослой стала, замуж вышла за доброго молодца, свои детки у нее народились. Она им мамины и бабушкины сказки рассказывает, да еще и сама присочинит, чтобы интересней было.

Вот так – от бабушек к детям, от детей к внукам, от внуков к правнукам – и переходили сказки. Потому-то их и называют народными. А сочинял сказки народ русский – вот и получились русские народные сказки, до того интересные, что и мы с вами их слушать очень любим.

– Какие у вас любимые сказки?

– Но не только сказки народ русский складывал. Послушайте загадки, которые я вам загадаю, да найдите-ка на своем столе отгадку – картинку.

Воспитатель загадывает 3–4 русские народные загадки, дети показывают картинки-отгадки.

1. Сидит дед, во сто шуб одет,



кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук)

2. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

3. Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы)

4. Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста)

5. Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко)



– Загадки эти, ребята, тоже русский народ придумал, поэтому о них также говорят «русские народные».

– Какие загадки знаете вы?

– А еще на Руси всегда любили песни. Когда я была маленькая, мне бабушка пела:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю,

Придет серенький волчок,

Таню схватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

А там пташки поют,

Тане спать не дают.

– А вам мамы и бабушки какие песни поют? (Предложить детям спеть.)

– Все эти песни тоже придумал народ. И не только колыбельные. Были еще песни хороводные.

Бабушка Арина зовет всех встать в хоровод «На зеленом лугу». После хоровода предлагает детям пройтись по комнате, в разных местах которой расположены иллюстрации к русским народным потешкам.

Вышла кисонька на мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Бархатная спинка,

В лапке хворостинка.

– Кисонька-мурысонька,

Откуда ты пришла?

– Целый день я, кисонька,

Гусят пасла!

– Кто вспомнил потешки, прочтите их.

– Потешки – это небольшие стихи, которые русский народ придумывал.

– А как вы думаете, для чего народ придумывал эти потешки? (Чтобы развлекать, потешать детей.)

– А скажите мне, дети, чем загадки отличаются от потешек, сказок? (В загадке всегда содержится вопрос. На загадку всегда надо найти отгадку.)

– А теперь сядьте поудобнее вокруг меня и послушайте, что я вам прочту:

Жив-здоров – лежу в больнице.

Сыт по горло – есть хочу,

Хоть корову проглочу.

– А почему вы смеетесь?

Разобрать с детьми перевертыш построчно, находя в нем противоречия.

– Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами, потому что все в них перевернуто. А ведь мы с вами тоже перевертыши придумывать умеем. Правда, они пока у нас еще нескладные.

Предложить детям придумать несколько перевертышей (по методике Джанни Родари в обработке А. Страунинг).

– Скажите наоборот: «Щенок лежит на коврике»«Маша ест за столом, а Мурка под столом»(Дети придумывают.)

– Вот какие мы с вами сочинители!

– А еще, дети, на Руси часто придумывали для веселья небылицы. Это такие маленькие стишки, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Они очень похожи на перевертыши. В них всё как будто перевернуто, и поэтому всем смешно.

Небылицы — это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.



В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это — шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки.

– Послушайте:

Рано утром вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

Вместе с детьми определяется, что же здесь «перевернуто».

– Еще послушайте:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выхватил телегу он из-под кнута

И давай дубасить ею в ворота.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.

– А что я вам сейчас прочитала? Небылицу.

Чтение детьми знакомых небылиц.

1. Лает кошка из лукошка,

На сосне растёт картошка,

Море по небу летит,

Волки съели аппетит.

Звонко квакают утята,

Тонко квакают котята.

Проползла змеёю луковица

Получилась перепутаница.

(В. Бурыкина.)

2. Едет на лисе

Курица верхом,

Бежит кочан капустный

С зайцем кувырком.

Ловит щука в море

Сетью рыбака,

Плавает корова

В крынке молока.

Зернышко пшеницы

Воробья клюет,

А червяк ворону

В коробочке несет.

3. Злой кабан сидел на ветке

И чирикал со своей соседкой

Как вчера он у болота

Встретил синего бегемота

Тот взобрался на сосну

И хотел поймать лису.

– Ну а теперь пора поиграть.

Дети встают в круг и вспоминают известные им считалки. После прочтения считалки выбранный ребенок-водящий предлагает поиграть в народную игру.

– Русские дети знали много считалочек. Считалочки – это такие стишки, которые использовали и используют до сих пор для распределения ролей в играх. В них часто рассказывалось о жизни детей, о наказаниях. Например: «Меня тятька увидал, за волосы оттрепал…». Часто считалочки были похожи на небылицы. Например, вот эта:

Раз, и два, и три, четыре.

Меня грамоте учили –

Не читать, не писать –

Только по полу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И веревкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

А гитара на носу,

Доктор любит колбасу.

– При расчете хитрость заключается в том, что на каждого человека приходится одно слово. А мы с вами сейчас выучим сказочную считалку.

Дети встают в круг. Бабушка Арина читает считалку «На златом крыльце сидели…», рассчитывает детей. Считалку разучивают, ребята упражняются в расчете.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей –

Не задерживай

Добрых и честных людей!

– Вот так русские люди придумывали сказки и потешки, загадки, песенки и перевертыши. Все это называется устным народным творчеством. Устное – потому что ничего не записывали, так как писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не «рот», а «уста». Отсюда – устное. Народное – потому что народ придумывал; творчество – потому что сочиняли, творили сами. Вот и получилось – устное народное творчество






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!