СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа о комнатном растении по схеме" в подготовительной группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа о комнатном растении по схеме" в подготовительной группе

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа о комнатном растении по схеме" в подготовительной группе»

НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа о комнатном растении по схеме" в подготовительной группе


  • активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова, обучение разгадыванию изографов.

  • Развитие диалогического общения, связной речи, зрительного, слухового внимания, мышления, памяти, согласованию речи с движением, тонкой моторики.

  • Воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи. Воспитание бережного отношения к природе.

Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода за ними, мяч, изограф “Кактус”, штриховка “Кактус”, карандаши.

Рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображений в альбоме “Живая природа”, уход за ними на занятии по ознакомлению с окружающим.

Расширение словаря по теме, отгадывание загадок


  1. Организационный момент

Загадка. Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут. Правильно вы отгадали, это комнатные растения.

Дети встают около столов.

Сядет тот, кто назовёт любое комнатное растение. (дети называют и садятся)


(- Рано утром поутру, лейку новую беру, мне воды не жалко, пей, моя… фиалка.

- На окне в такую рань, Распустилась…. герань

- Гуляю на балконе я, Там где цветет… бегония.


  1. Беседа (активизация словаря, развитие диалогического мышления)

Почему эти растения называются комнатными?

Могут они выжить на улице?

Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень

жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

Как надо ухаживать за комнатными растениями? ( поливать, брызгать , протирать, рыхлить, удобрять)

Зачем надо это делать?

Какие инструменты нужны для этого?


 А вы знаете, что есть растения которые очень любят свет? (ответ) – светолюбивые.

Светолюбивые растения очень любят воду - влаголюбивые. Мы можем их узнать по разным признакам.

- Может кто-то догадался? - у них листья светло-зеленого цвета, листья и стебли тонкие.


- А еще есть растения, которые любят тень – теневыносливые. У этих растений листья темно-зеленого цвета, мясистые, стебли толстые. Эти растения – засухоустойчивые.



Упражнение “Покажи и расскажи” ( развитие умения понимать

словесную инструкцию, образовывать формы глаголов)

Антон, полей фикус. (названный ребёнок встаёт и выполняет действие)

Антон, что ты делаешь? ( поливаю фикус)

Миша, что делает Антон? ( поливает фикус)

Спасибо, Антон, садись. Катя, что Антон сделал? ( полил фикус)

Аналогично выполняются другие действия по уходу за растениями.


Упражнение “Четвёртый лишний” (развитие слухового

внимания, логического мышления)

Слушайте внимательно. Какое слово лишнее. Почему?

Папоротник, фикус, крапива, фиалка.

Роза, лилия, хлорофитум, тюльпан.

Герань, алоэ, фикус, лютик.

Папоротник, хлорофитум, кактус, фикус.

Фиалка, бегония, герань, папоротник.



Сюрпризный момент «Волшебная бабочка».


П. – Дети, посмотрите, проснулась бабочка. Да она ведь волшебная!

- Интересно, зачем она проснулась? Ведь на улице зима? (Побудить детей на то, чтобы сами сказали свои версии).


Наверное она хочет с нами поиграть.

( Бабочка садится на сансевьера).

  • Куда села бабочка? (на)

  • Откуда улетела бабочка? (с)

  • Куда спряталась бабочка? (за)

  • Откуда вылетела бабочка? (из-за)

  • Куда спряталась бабочка? (под)

  • Откуда вылетела бабочка? (из-под)

  • А теперь, где находится бабочка? (над)

(Бабочка “ летит” и” садится” на картинки с изображением нового комнатного растения –толстянка.)


Упражнение «Закончи предложение». -Ребята, давайте поиграем в игру. Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы». -Комнатные растения нужно поливать….. Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли. -Листья на комнатных растениях нужно протирать… Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать. -Комнатным растениям нужен солнечный свет…. Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать. -Комнатные растения нужны человеку….. Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом. -Для чего ещѐ комнатные растения нужны человеку? Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух


Физкульт. минутка “Мы – растения” (согласование речи с движением, снятие эмоционального напряжения и агрессии)

Представьте, что вы – маленькие растения. Сейчас я буду поливать

вас, а вы – расти, подниматься вверх, тянуться к солнцу. Когда я отойду, растения будут вянуть, сохнуть, опускать листочки. Нужно медленно-медленно расслабиться, сесть, опустив руки.


«На окне в горшочке». На окне в горшочке (Дети сидят на корточках лицом Поднялись цветочки в круг, медленно встают.) К солнцу потянулись (Тянутся на носочках, руки вверх, Солнцу улыбнулись широко в стороны.) К солнышку листочки (Ладони развернуть вверх.) Повернут цветочки. (Руки соединить над головой, медленно Развернут бутоны. развести в стороны) В солнышке утонут


Упражнение “Назови слово” (активизация словаря, совершенствование слоговой структуры)

Дети продолжают сидеть в кругу. Воспитатель передаёт мяч по кругу.

Назовите, комнатные растения, в названии которых 2 слога.


Упражнение “Сравни и расскажи” (развитие связной речи, зрительного внимания)

Воспитатель помещает на доску изображения фиалки и фикуса.

Посмотрите внимательно. Чем эти растения отличаются друг от друга.

( дети находят различия и составляют сравнительный рассказ)

Аналогично сравнивают алоэ и герань, кактус и папоротник.


Работа по плану. Вывешивается картинно-графический план Логопед обращает внимание детей на схему, расположенную на магнитной доске и уточняет еѐ назначение. Затем предлагает детям выбрать каждому предметную картинку с изображением комнатного растения для составления описательного рассказа

—Как называется это растение? —Какого цвета и какой формы листья, цветы? —Из каких частей состоит растение? —Что необходимо цветам, чтобы они росли? —Как надо ухаживать за растением? —Какую пользу оно приносит?


Фиалка. (примерный рассказ по таблице) У нас дома растѐт фиалка. У неѐ круглые листочки зелѐного цвета, покрытые ворсинками. Цветы у фиалки не большие, фиолетового цвета. У неѐ есть корень, стебель, листья и цветы. Фиалка нужен солнечный свет и полив. А ещѐ иногда нужно рыхлить землю. Фиалка приносит пользу. Она даѐт нам кислород, очищает воздух, которым мы дышим.


О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось больше всего?

Вам понравилось, как вы работали? А работа кого из детей вам сегодня

понравилась? Какое задание вам понравилось больше всего?