СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель занятия, офрмленного данным коснпектом - формирование связной речи дошкольников. Конспект достаточно подробно отражает роли участников занятий и включает экспериментальную работу с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка»»


Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.

Тема: рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка»

Области развития: речевое, познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное

Цель:

 формирование связной речи дошкольников

Задачи:

- Познакомить с рассказом Л. Н. Толстого «Умная галка»

- Развивать слуховое восприятие - Совершенствовать грамматический строй речи: употребление предлогов, образование существительных с уменьшительными суффиксами.

- Обогащать активный словарь детей.

- Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

- Учить пересказывать текст, не нарушая последовательности, сохраняя авторские обороты речи, используя в качестве опоры серию сюжетных картинок.

- Развивать собственный познавательный опыт через практическую экспериментально-исследовательскую деятельность.

- Стимулировать самостоятельную активность детей в процессе работы.

- Воспитывать устойчивое умение слушать товарищей, следить за их речью.

- Воспитывать любознательность, основы экологического мировоззрения.

Словарь: кувшин, узкий-широкий, на дне, уровень, смекалка, галка, галчонок.

Методы и приёмы: игровой, эксперимент, чтение, беседа, вопросы, сюрпризный момент, опора на наглядность.

Оборудование:

Книга Л. Н. Толстого «Рассказы для маленьких» с иллюстрацией рассказа «Галка и кувшин». Серия картинок к рассказу. Прозрачный кувшин с небольшим количеством воды, камешки на поддоне. Палочка с пёрышком на нитке. Слайды галки с галчонком, портрет Л.Н. Толстого, невысокий устойчивый стул, 2 куска ткани.


Ход занятия:

Педагог обращается к детям:

- Ребята, а что это у нас скрыто под тканью, давайте посмотрим.

Снимается первая накидка и под ней обнаруживается большой прозрачный кувшин с узким горлышком и с водой.

Педагог: что это?

Дети: это кувшин

Педагог: последовательно задаёт следующие вопросы и получает ответы от детей: Какой кувшин? Какое у него горлышко? Что в кувшине? Много ли воды? Что сделать, чтобы напиться? А что же сделать, чтобы напиться тому, кто не имеет рук, например, птице?

Педагог предлагает детям сжать ладонь в кулак и большим и указательным пальцем изобразить клюв у птицы, а затем каждому подойти с кулачком к кувшину и попробовать достать «клювиком» до воды. Дети должны убедиться, что это невозможно.

Педагог: А одна умная птица догадалась, как сделать так, чтобы напиться. Об этом написал знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой в своём рассказе «Умная галка». Сейчас я его вам прочту, и мы с вами обсудим эту историю.

Педагог: Скажите, о ком написал рассказ Л. Н. Толстой?

Дети: О птичке – галке, которая хотела пить.

Педагог: Почему она сразу не смогла напиться?

Дети: Воды было на дне, галке нельзя было достать.

Педагог: Что она придумала, чтобы напиться?

Дети: Она стала кидать камушки в кувшин.

Педагог: Много ли камушков галка накидала в кувшин?

Дети: До тех пор, пока вода поднялась выше и можно пить.

Педагог: Почему Л. Н. Толстой назвал галку умной?

Дети: Потому что она догадалась, что нужно сделать, чтобы попить.


Проведение эксперимента.

Педагог:

- А мы с вами не посмотрели, что же у нас спрятано под вторым покрывалом! (снимает покрывало с поддона с камнями) Камушки! А давайте повторим за галкой опыт с водой.

- Ребята, если в ёмкость с водой бросать камушки, поднимется вода?

- Чтобы вы видели, сколько в кувшине воды, мы её подкрасим. И по начальному уровню воды сделаем маркером метку. Что обозначает метка на стакане?

Дети: сколько воды, уровень воды.

Педагог: Для чего мы отметили уровень воды?

Дети: чтобы видеть, поднялась вода или нет после того, как мы в стакан положили камушки.

Педагог:

- Положите камушки в стакан.

Дети по очереди берут по камушку и опускают их в кувшин, периодически замеряя кулачком с «клювиком» достаёт ли тот до воды, пока вода в кувшине не поднимется до необходимого уровня.

Педагог:

- Что произошло с водой? (она поднялась)

- Как вы думаете — почему?

- Камни вытеснили воду, заняли её место, и вода поднялась.

- Как вы думаете, правильно ли поступила галка?

Дети: галка поступила правильно и так она смогла напиться воды

Педагог: Что вы можете сказать о галке, какая она?

Дети: умная!


Педагог хвалит детей за отличный эксперимент и предлагает немного развлечься с пёрышком галки


Дыхательная гимнастика.

- Галка улетела и оставила пёрышко. Давайте на него подуем. Я буду считать до 10, а ваша задача так дуть на пёрышко, чтобы оно ни разу не опустилось, а только летало. Нужно стараться!


Педагог предлагает детям поиграть в одну игру. По очереди дети будут выполнять роль галки. Для этого галка должна «летать» около кувшина, в качестве которого будет выступать стул, и останавливаться с разных сторон от «кувшина», можно и забраться на него сверху. Задача остальных называть где сейчас галка, используя необходимые предлоги и правильно согласовывать слова – перед кувшином, за кувшином, рядом с кувшином, слева от кувшина, справа от кувшина, на кувшине. Роль галки могут выполнять дети по очереди. Можно изменить игру так, чтобы дети руководили галкой, а она выполняла их указания.


Педагог хвалит детей. И предлагает вспомнить о прочитанном рассказе.


Педагог: Ребята, а давайте вспомним какой рассказ мы с вами читали и что в нём происходило! В этом нам помогут изображения и мои вопросы? Но сначала вспомним - Как называется рассказ? Как зовут писателя, который написал его?

Вопросы Педагога: Что стояло на крыльце? Что было в кувшине? Много ли было воды? Кто пролетал мимо кувшина? Что захотела сделать галка? Смогла ли галка напиться? Что придумала галка, чтобы напиться? Правильно ли Лев Толстой назвал галку умной?


В конце занятия педагог хвалит детей, спрашивает, что показалось самым интересным на занятии, что было самым сложным.