Карточка №
Конспект НОД по СКР "Как овощи на стол пришли" подготовительная группа
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей.
Задачи:
Образовательные: сформировать умение комбинировать разные виды художественного творчества; учить создавать коллективную композицию, размещая вырезанные элементы; показать роль цветового фона для натюрморта; учить детей составлять коллаж; закреплять умение вырезать по шаблону из бумаги, закрепить знания детей о жанре «натюрморт», уточнить знания отличительных признаков и качеств овощей.
Развивающие: развивать чувство формы и цвета, творческое воображение; способствовать развитию положительных эмоций в ходе творческой работы; развивать слуховое восприятие, логическое мышление и тактильное восприятие; развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с работой товарищей, совершенствовать речь.
Воспитательные: воспитывать чувство принадлежности к группе через коллективное творчество, воспитывать уважение к труду взрослых; аккуратность и усидчивость.
Коррекционные задачи: побуждать детей активно участвовать в разговоре; учить детей использовать слова в правильной грамматической форме; побуждать детей стараться говорить четко, ясно.
Материал: лист формата А3, цветные карандаши, черно-белые картинки овощей, ножницы, клей-карандаш, ватные диски, гуашь, кисточки, салфетки…
Словарь: натюрморт, коллаж, композиция, урожай…
Предварительная работа: знакомство детей с разными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), познакомить с техникой «коллаж», с тональной техникой (растушевка, стружки грифеля); рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику, беседа «Труд людей осенью», чтение детских стихотворений: «Осень добрая пришла» В. Волина, «Наш сад», У. Рашид, «Огород» А. Прокофьев. «Огурец» К. Тангрыкульев, «Картошка» Э. Островская и т.д.; составление рассказов по сюжетным картинкам.
Содержание организованной деятельности детей
Организационный момент
Осень
М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.
Рассказ воспитателя. .
- Рассмотрите рисунки и расскажите, чем заняты взрослые и дети? (ответы детей)
- Какую работу выполнять люди на огороде (ответы детей)
-Зачем люди трудятся в саду, огороде? (ответы детей)
(Вырастить урожай. Чтобы зимой были витамины
Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту – срубают, картошку – выкапывают; огурцы, помидоры, перец – снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Закрепление пройденного материала.
Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.
Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?
А что в этой корзине?
Давайте их назовём.
Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?
Фрукты также раздаются детям.
Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).
Дети дают ответы.
Введение новых понятий "сад" и "огород"
Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.
Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).
Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).
Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).
А которые выкапываем? (картофель).
А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).
А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).
Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).
Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).
Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?
САД И ОГОРОД.
Правильно!
Дидактическая игра «Что из чего?».
Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?
Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса - …, из апельсина - …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.
А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.
Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.
А какое варенье получится из :?
Яблока – яблочное, из ананаса – ананасовое, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливОвое, из груши – грУшевое.
А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).
А какой салат получится из:?свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.
Развитие мыслительных операций Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (показ)
Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня, Она сегодня решила помочь своей маме приготовить на обед салат, но как сделать его не знает. Но она надеется, что вы расскажете ей как его приготовить, вы ведь такие все умные и все знаете.
Воспитатель просит ответить на несколько вопросов:
1. Перед тем как употреблять или готовить овощи или фрукты, что следует сделать в первую очередь (Помыть)
2. Это обязательно? Зачем мыть овощи и фрукты? (Грязные плоды нельзя есть — на них много микробов)
3. Какие овощи нужно обязательно почистить? (Картофель, свёклу, морковку, репу, лук).
4. Какие овощи можно принимать в пищу сырыми? (огурцы, помидоры, капусту, редиску, морковку).
5. Что готовят из сырых овощей? (Салаты)
6. А какие овощи можно есть сырыми и вареными? (Капусту, морковь).
7. Какие овощи можно засолить на зиму? (Капусту, помидоры, огурцы).
8. А какую зелень можно положить в салаты или супы? (Укроп, петрушка, сельдерей).
9. Что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, сок, повидло).
Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (мешочек с овощами)
Дети вынимают предметы на ощупь из мешочка и называют овощи.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете все овощи. Чтобы в огороде работать надо еще и руки ловкие да быстрые иметь.
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".
Хозяйка однажды с базара пришла,
"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох,
Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..
Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе —
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,
Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!..
Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,
Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!..
Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!
"Едят" суп.
Человек осенью
- Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Давайте в помним, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)
- Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады.)
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.
Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.
13. Подведение итогов.
С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились «Огород», «Сад»?
Что повторили?
В какие игры играли?