Конспект нод по теме: «Животные Севера и Жарких стран»
-
Организационный момент.
В.- Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но сначала отгадайте загадки.
Логопед стоит в кругу вместе с детьми.
-Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это - (СЛОН)
-В жаркой Африке гуляет,
Длинной шеей удивляет.
Сам высокий, будто шкаф.
А зовут его … (ЖИРАФ)
-И зимой, и летом
В черный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии … (ПИНГВИН)
- Среди льдин рыбешку ищет
И пловец-каких не сыщешь!
До чего же зверь хорош-
Гладкий, сильный этот … (МОРЖ)
В.- Молодцы, справились с заданием. А вы догадались, куда мы сегодня поедем?
-
Введение в тему.
В.- Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие. Сначала поедем на юг. В жарких странах круглый год лето. В лесах живут слоны, обезьяны, жирафы, на равнинах пасутся и охотятся тигры, львы, пантеры, леопарды, носороги, косули, антилопы, кенгуру. В водоемах- крокодилы и бегемоты. Эти животные имеют разнообразную окраску- желто-коричневую, пятнистую, полосатую, зеленую. Это им помогает защищаться от врагов. Ребята, как вы думаете, на чем можно добраться до юга?
Д.- На самолете, поезде.
В.- Правильно, мы поедем на поезде.
-
Основная часть занятия.
В.- А пока мы едем, давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Угадайте, ребята, про кого я говорю:
- Лазает по деревьям…
- Висит на хвосте…
- Рычит…
- Большие уши у…
- Длинная шея у…
Дети дополняют предложения.
В.- Молодцы. Пока мы играли, не заметили, как приехали.
На доске сюжетная картинка «Животные жарких стран».
В.- Ребята, кого вы увидели?
Дети отвечают.
Логопед обращает внимание детей на отличительные черты каждого животного, спрашивает, что они едят, как называются их детеныши.
Пальчиковая гимнастика «В жарких странах».
Если в жаркую страну
Я случайно попаду,
(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)
То увижу там шакала,
(Соединить все пальцы обеих рук с большими, образуя «бинокль», поднести к глазам)
Кенгуру, гиппопотама,
Обезьяну, тигра, льва,
(Поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)
Крокодила и слона.
(Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)
Хорошо живется им-
(Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)
Не бывает снежных зим.
(Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны).
В.- Молодцы. Теперь, ребята, мы отправимся на север. Север-это такое место на земле, где почти целый год зима. Земля покрыта толстым слоем снега, где мало растений, а реки, озера и моря покрыты толстым льдом, поэтому там все животные бело-серого цвета, чтобы им легче было спрятаться от врагов. На севере живут белые медведи, северные олени, песцы, пингвины, моржи, тюлени, полярные совы.
А пока мы едем, давайте поиграем в игру «Сравни-ка».
- У бурого медведя шерсть коричневая, а у северного медведя …
- Бурый медведь питается малиной, овсом, медом, а северный …
- Лось-это дикое животное, а северный олень …
- Лось питается ветками деревьев, корешками, сеном, а северный олень …
Дети дополняют предложения.
Л.- Время пролетело незаметно, мы уже приехали.
На доске сюжетная картинка «Животные севера». Дети отвечают на вопросы. Логопед обращает внимание детей на отличительные черты животных.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Да-да-да-
Наступили холода.
(потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да-
Превратилась в лёд вода.
(мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду-
Поскользнусь я на льду.
(указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду-
Я на лыжах иду.
(растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды-
На снегу есть следы.
(приставить ладони ко лбу козырьком и энергично растирать лоб движениями в стороны - к середине лба)
Ди-ди-ди-
(хлопки в ладоши)
Ну, заяц, погоди!
(погрозить пальцем)
В.- Молодцы. Теперь возвращаемся в детский сад.
У вас на столах лежат конвертики. Посмотрите, что там.
На столах лежат конверты с картинками-пазлами по теме «Животные севера и юга».
В.- Ребята, соберите картинки, и скажите, что у вас получилось.
-
Заключительная часть занятия.
Игра «Четвертый лишний». Логопед стоит с детьми в кругу и называет ряд слов, дети должны назвать, что лишнее и объяснить.
- Олень, морж, кабан, тюлень;
- Грибы, желуди, ягель, малина;
- Слон, тюлень, бегемот, носорог;
- Бурый, рыжий, белый, пятнистый.
В.- Ребята, мне вчера пришло письмо. В нем была эта фотография. Это животное заколдовал злой волшебник, и работники зоопарка не знают, как за ним ухаживать. Нас попросили помочь. Каких животных вы узнали? Это животное севера или юга?
На доске предметная картинка «Загадочное животное», дети отвечают на вопросы.
-
Итог занятия.
В.- Ребята, где мы сегодня с вами были? Кого видели? Понравилось ли вам занятие? Кому было трудно? В чем возникли трудности?