Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №4 г. Облучье»
Конспект НОД по речевому развитию в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки (П), (ПЬ)».
Выполнила
воспитатель
высшей
категории:
Кочекова И.В.
2020г.
Цель:
Формирование у детей звуковой культуры речи.
Обучение детей в отчётливом произношении звуков «П», «ПЬ».
Задачи:
Образовательные:
Упражнять в отчётливом произношении звуков «п», «пь».
Тренировать отчётливо и правильно произносить изолированно звук «п», «пь» и звукоподражательные слова с этим звуком.
Побуждать детей произносить (по подражанию) звуки с разной громкостью.
Развивающие:
1.Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику.
2.Развивать слуховое внимание.
3.Развивать логическое внимание.
4.Развивать мелкую моторику рук.
5.Развивать умение соотносить усвоенные знания с изображением на картинке.
Воспитательные:
1.Вызывать желание детей учавствовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
2.Воспитывать интерес к занятиям по речевому развитию.
3.Воспитывать чувства ответственности, самостоятельности.
Материал:
Картинки Петушка, мышат и котёнка, паровозика с вагончиками, пёрышки на каждого ребёнка, цыплёнок по одному на каждого ребёнка, крупа горох, пшено, карточки к дидактической игре «Рассели предметы по домикам с определённым звуком».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально – коммуникативное, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова: Петушок – золотой гребешок, мышата, громкая, тихая, шумная, звенящяя, приятная.
Предварительная работа: беседа о звуках, чтение азбуки для малышей, разучивание артикуляционных упражнений, дидактические игры со словами и звуками, разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Методические приёмы: показ воспитателя, действия воспитателя совместно с детьми, вопросы воспитателя и ответы детей, обьяснение, чтение физкультминутки и пальчиковой гимнастики, артикуляционного упражнения.
ХОД НОД:
Приветствие:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся и
Друг другу улыбнёмся.
Вводная часть.
Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем играть с нашим язычком и ротиком. Будем учить их правильно произносить звуки. А начнём мы с вами с зарядки для нашего язычка:
Открываем ротик - дом,
Кто хозяин в нём?
В нём хозяин язычок,
Он удобно в ротик лёг (открывают широко рот)
Воспитатель: «А когда открываем широко рот, то можем спеть песенку звука «А» (предлагает спеть).
2.Двери – губки гибкие, могут стать улыбкою.
(Воспитатель спрашивает, когда губки улыбаются, какую мы можем спеть песенку.)
Дети: «И» (поют песенку звука «и»).
3.А теперь наоборот – губки тянутся вперёд.
Воспитатель: «Какой звук поют губки?»
Дети: «Звук «У».
Воспитатель: «Я предлагаю поиграть в игру, приготовьте свои ручки и ушки. Я буду называть слова, если в них вы услышите звук «А»,( «О», «У»), то хлопайте в ладоши, если этого звука нет, молчите».
Словесная игра: «Услышь нужный звук».
Основная часть.
Воспитатель: « Молодцы! Садитесь на свои места. Дети сегодня мы с вами научим наш язычок и ротик петь новую песенку: П –П –П. Давайте попробуем (дети хором и поочерёдно произносят звук).
А паровозик тоже умеет петь песенку: ПЫХ –ПЫХ – ПЫХ. Давайте вместе с паровозиком споём эту песенку.
Дети: «ПЫХ –ПЫХ –ПЫХ.
Воспитатель: «Ребята посмотрите, на паровозике едут мышата. Как вы думаете, какую песенку поют мышата?
Дети: ПИ –ПИ –ПИ. (воспитатель используя картинки на доске, знакомит с мышатами, которые едут на паровозике)
Воспитатель: «А у этих мышат есть имена: Пик, Пак, Пок. Они едут на паровозике и поют весёлую песенку.
Мы весёлые мышата: Пик, Пак, Пок!
Никого мы не боимся: Пик,Пак,Пок!
Даже кошки не боимся: Пик, Пак, Пок! (появляется кошка)
Ой, спасите, помогите: Пик, Пак, Пок!
(Воспитатель два раза повторяет песенку, дети помогают ему называть имена мышат.
Воспитатель: « Мы с вами трудились. А теперь немного отдохнём. И покатаемся на паровозике.
Физминутка «Паровозик».
Загудел паровоз :«ТУ –ТУ» (дети кладут руки на плечи впереди стоящему ребёнку)
И вагончики повёз (ПЫХ- ПЫХ –ПЫХ ,ПЫХ – ПЫХ –ПЫХ (дети едут по кругу)
Далеко их укачу, паровоз кричит: ТУ –ТУ! Я иду, иду ,иду.
А колёса стучат, а колёса говорят: «ТАК – ТАК –ТАК –ТАК»
Паровоз летит вперёд «ПЫХ –ПЫХ- ПЫХ –ПЫХ
Впереди родной наш дом: УРА!
Воспитатель: Вот мы тоже покатались на паровозике. Давайте посмотрим, кого повстречали наши мышата. Ехали мышата на паровозике и повстречали Петушка. Петушок, Петушок золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка (появляется картинка с Петушком).
Петушок: «Здравствуйте ребята! Я рад вас видеть. Я так сильно спешил к вам, что забыл покушать.
Воспитатель: «Здравствуй Петушок! А мы с ребятами сейчас тебя покормим. (Воспитатель предлагает детям покормить Петушка. Достаёт две баночки с пшеном и фасолью и предлагает послушать, как звучат эти крупы, чем отличаются друг от друга по звуку).
Дидактическая игра «Как звучит?».
(Дети делают выводы, что фасоль звучит громко, а пшено тихо. Потом воспитатель предлагает детям угадать, какую крупу выбрал Петушок (за ширмой погреметь фасолью и пшеном). Дети по звуку угадывают, какую крупу выбрал Петушок. Петушок клюёт зерно.)
Петушок: «Спасибо ребята, что вы меня покормили. Я наелся, стряхнулся и пёрышки у меня разлетелись. А теперь посмотрите, нет ли на столах у вас моих пёрышек.
Дыхательное упражнение: «Подуй на пёрышко».
Воспитатель: «Ребята, а ещё Петушок нам предлагает поиграть с его сыночками и дочками –цыплятами, в прятки. Давайте их найдём.
Игра: «Найди цыплёнка»:
( В тарелке насыпан горох, в горохе спрятаны цыплята, дети ищут цыплят).
Петушок: «Спасибо ребята, мне с вами было очень весело, а сейчас мне пора. До свидания!
3.Заключительная часть.
Воспитатель: «А теперь ребята давайте поиграем с мышатами и расскажем им стишок – чистоговорку. Вы внимательно слушайте и запоминайте (воспитатель читает чистоговорку).
ПА –ПА- ПА- на столе крупа,
ПИ – ПИ – ПИ- пирожок купи.
Воспитатель: «Давайте вместе повторим (дети повторяют).
«А теперь, девочки……..
А теперь, мальчики……..
Кто хочет прочесть чистоговорку?»
Воспитатель: «Мышата привезли для вас интересную игру: «Рассели предметы по домикам с определённым звуком».
(На доске изображения двух домиков и предметные картинки).
Воспитатель: « Ребята, вы сейчас по одному подойдёте к доске и возьмёте по одной картинке, назовёте предмет, который изображён на карточке, если в этом слове вы услышите звуки «П» и «ПЬ», вы эти карточки с предметами поселите в первый домик, если вы этих звуков не услышите, то во второй домик» (проводится игра).
Дидактическая игра: «Рассели предметы по домикам с определённым звуком».
Воспитатель: « Какие вы молодцы ребята! Новую песенку научился петь наш язычок и ротик. Мышата нам с вами привезли ещё и новую сказку, но мы почитаем её попозже. Давайте скажем мышатам спасибо и до свидания!
Рефлексия.
Воспитатель: «Какую песенку мы с вами сегодня учились петь? Кого мы встретили? Кто как поёт песенку?»
Дети: «П –П –П, ПЬ –ПЬ –ПЬ».
Воспитатель:
Ну- ка дети встали в круг
Ручки приготовили:
Пальчиковая гимнастика: «Игрушки».
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две Матрёшечки на полочке,
Две Иринки на перинке,
Две Танюшки на подушке
И Петрушка в колпачке,
На дубовом сундучке!
Воспитатель: «Ребята вам понравилось сегодня заниматься, у нас здесь красивая тарелочка если вам очень понравилось, то положите шоколадку, если вам что -то не понравилось, положите яблочко.