ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
План-конспект НОД
по развитию речи
в младшей группе «Крепыши» МБОУ Гимназия имени Ф.К.Салманова
на тему «Звуковая культура речи: звуки а, у. Аленушка у нас в гостях»
Разработал: Хурбаева И.С.
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
Проверил: Киласьева Е.А.,
старший воспитатель
Сургут, 2017
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа : Учим детей разговаривать между собой ласково, тихо.
Дидактическая игра "Не ошибись"
Программное содержание. Образовательные задачи
- упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков(изолированных, в звукосочетаниях, словах);
-активизировать в речи детей обобщающие слова;
-упражнять детей в четкой артикуляции звука;
-отрабатывать плавный выдох;
-побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию)
Воспитательные задачи:
-воспитывать желание трудиться;
-вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя.
Образовательные области: «Познание» - закрепить полученные знания о звуках а, у;
-упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков.
«Коммуникация»
- учить высказывать свои впечатления о проделанной работе;
-активизировать в речи детей обобщающие слова,
-воспитывать чувство коллективизма и уважения к сверстникам.
-совершенствовать умение детей пользоваться звуками а, у;
-продолжать учить четко и правильно отвечать на вопросы воспитателя .
«Социализация»
-Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам
взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
-Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными.
Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,
Оборудование и материалы: Демонстрационные: кукла Аленушка, картины с изображением леса.
Раздаточные: карточки с рисунками (грибы, ягоды).
Место проведения: групповая(на ковре ,на стульчиках и за столами).
Ход занятия.
1. Введение в учебно-игровую ситуацию(3 мин).
Воспитатель говорит , дети делают движения:
Дети встали!
Все дышите!
Не дышите!
Всю в порядке, отдохните.
Вместе руки поднимите!
Превосходно!
Опустите!
Наклонитесь!
Разогнитесь! Встаньте прямо!
Улыбнитесь.
2 .Основная часть.(Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечеткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний( уа , ау)).
-Ребята, я сейчас расскажу вам интересную сказку о Веселом Язычке: » Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот-рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показываю)Язычок то выбегает из домика(показ) то прячется. Опять бегает и вновь прячется»
-Ребята, вы тоже попробуйте выпустить язычок из домика и спрятать его. (дети повторяют 3-4 раза)
-А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показываю детям куклу в ползунках).
«А-а-а», - поет Язычок Аленушке.
И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: «А-а-а» Это она радуется, что с ней разговаривают.
-Ребятки, а как поет Аленушка?(Дети поют песню Аленушки 3-4 раза поочередно)
А сейчас мы будем петь песенку и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так..(Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук(как будто держит нитку, педагог произносит:-«А-а-а»(2-3)). Дети повторяют 3-4 раза)
(Надо следить за тем, чтобы, «вытягивая ниточку» дети не опускали голову.
-Ребята, пока мы «вытягиваем ниточки» и пели песню к нам прилетела птичка.(открываю занавеску, на окне сидит птичка… и зовет нас гулять:
Физкультминутка (Стоя своих стульчиков, смотрят на птицу, говорят слова и показывают движения.):
Жил на свете попугай. руки в стороны, влево, вправо
Крылья шире расправляй.
Он любил летать всех выше, махи руками
Выше пальм, жирафов выше. Потянуться на носках, руки вверх
В гости к деткам прилетал, делать приседания
Вместе с ними отдыхал, наклоны головы вперед
Прыгал, кланялся, шалил, прыжки на месте, наклон вперёд
С малышами говорил.
-Ребята, пока мы разговаривали с птичкой, Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала
«Уа-уа-уа».-Как плачут маленькие дети?(Дети хором и индивидуально повторяют «уа-уа-уа»)
-Давайте утешим, успокоим малышку: Не плачь, Аленушка! Не плачь, маленькая!» (Дети хором и индивидуально повторяют)
_Ребятки, эти фразы нужно произносить тихо и ласково.
-А давайте споем ей колыбельную «Баю-баю-баю, доченьку качаю, баю-баю-баю»(дети поют вместе с педагогом)
-Аленушка уснула .Долго будет спать. А мы с вами можем поиграть. Мы пойдем в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать вас: « Дети, ау-ау-у-у, Вика ау-у-у, Мирон ау-у-у…»(Малыши откликаются на зов)
Игра: « По ягоды, по грибы»(Дети собирают с пола карточки с рисунками ягод и грибов, когда слышат свои имена откликаются на зов (ау-у-у!))
3.Заключительная часть.
Игра- задание « Что лишний?»
Дети садятся за столы.
-А теперь, ребята, открываем свои тетради и смотрим на первую картинку.
-Что за красивая белая птица там нарисована? (Аист)
-На чем сидит аист? (на арбузе)
-он что пытается поднять (Ананас)
-Вслушайтесь в слав: аист, арбуз, ананас - во всех словах есть звук а. А вот в слове лимон звука а нет. Давайте зачеркнем лимон, чтобы на картинке остались только слова со звуком а.
-Ребята, Аленушка проснулась, но ей пора домой. Дети прощаются с Аленушкой.
Список литературы:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа (3-4 года).
2.Ушакова О.С. Занятие по развитию речи. Москва 2010г
3. Комплект тематических иллюстраций: «одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
Самоанализ занятия
1. Цели: формировать умения звукоподражания, развивать артикуляционный аппарат. Активизировать словарный запас. Воспитание интереса к сказочным персонажам.
2. Оборудование: игрушка (кукла), серия картинок или иллюстраций к рассказ (лес).
3. Тип - новый материал. Структура: орг. момент, новый материал, физ. минутка, закрепление, итоги. Этапы логически и последовательны, связаны между собой.
4. Содержание занятий имеет научную основу, так как все этапы подчинены определенным литературным правилам. Повествование доступно пониманию детей.
5. Воспитатель использовала следующие методы и приемы: чтение, показ иллюстраций, беседа, анализ рассказа и работы детей.
При помощи сюрпризного момента, создала сказочную атмосферу, заинтересовала детей предстоящим занятием. Плавный переход осуществила предложив послушать звуки, организовав обсуждение, демонстрация серии картинок, подбор к каждой фразе. Физ. минутка. Повторение детьми. Поведение итогов.
6. Дети активно участвовали в беседе, повторяли за педагогом, производили звукоподражание с опорой на серию картинок.
7. Педагог владеет методикой преподавания развития речи.
8. Цели занятия достигнуты.