Конспект НОД в подготовительной к школе группе
«Моя семья. Родовое дерево»
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие и физическое развитие.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: старшая группа.
Форма непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Форма организации: группа.
Цель: расширение представлений детей о семье и её истории.
Задачи:
Образовательные.
Формировать представление о генеалогическом древе. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.
Развивающие.
Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.
Воспитательные.
Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.
Словарь: генеалогическое древо, родословная.
Предварительная работа: совместная работа детей и родителей по изготовлению родовых деревьев, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, изображения генеалогических деревьев с набором картинок, с изображением членов семьи на каждого ребенка, мяч, клей, ножницы.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент. Приветствие.
Воспитатель: Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Воспитатель: Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Ладе и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разгадать ребус и узнать, о чем мы сегодня с вами поговорим. Конечно, это СЕМЬЯ.
Кто может входить в состав семьи?
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?
На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. (мама)
Кто научит гвоздь забить, как розетку починить,
И подскажет, как быть смелым, сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете ребята, Ну конечно это - …. (папа)
Кто любить не устает, Пироги для нас печет
Вкусные оладушки - Это наша … (бабушка)
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки
Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. (дед)
Воспитатель: Что же такое семья? Что объединяет всех членов семьи?
Это
1. Состав семьи
2. семейные увлечения
3. спортивные семейные достижения
4. семейные традиции
(дети рассматривают появляющиеся картинки и называют, что нарисовано)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти деревья. Вам не кажется, что здесь что-то необычное, и зачем нам сейчас все эти деревья? Конечно, это дерево с окошечками (все деревья убираются, остается одно). Оно называется ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО или ДРЕВО СЕМЬИ, или РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО.
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Воспитатель: Зачем оно нужно, как вы думаете?
Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево.
На этом дереве есть ячейки-окошечки.
Заполнять их нужно по правилам. Обычно, на вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. Посмотрите, сколько разных вариантов семейных деревьев может быть. Каждый из вас, вместе с родителями, изготовили свои генеалогический деревья. И сейчас, нам расскажут о своей родне. (рассказы детей)
Дидактическая игра «Родственники» (с мячом)
Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Составление генеалогического древа.
Воспитатель: Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Мы с вами очутились в большом саду. Подойдите каждый к своему дереву. Сейчас зима, и деревья без листьев. Но на семейном дереве никогда не опадают листья, потому что семья, это крепкая, надежная основа в жизни каждого человека. Ребята, ваша семья как это дерево, и каждый член семьи - листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на своем родовом дереве, то есть, изобразить генеалогическое древо. Сверху размещаем свой портрет и своих родных братьев, и сестёр. Следующее поколение вашей семьи – ваши родители – это кто? Мамы и папы. Они родились раньше вас. До мам и пап было поколение бабушек и дедушек. Они жили ещё раньше. А у кого есть прабабушки и прадедушки?
(Дети раскладывают картинки, приклеивают, раскрашивают рисунок).
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые деревья у нас получились. Почувствуйте, какая сильная, заботливая, добрая ваша семья. Все поколения ваших предков являются корнями этого дерева и помогают ему расти, цвести, приносить новые плоды. Предлагаю вам дома продолжить с родителями работу по составлению деревьев. На цветные изображения деревьев вы наклеите фотографии ваших родственников.
А сейчас у кого есть книга о себе – портфолио, вставьте туда свое семейное дерево, ведь семья – это самое главное в жизни каждого.
3. Подведение итогов.
Воспитатель: Я, надеюсь, вы будете ещё больше заботится о самых близких людях и тогда они всегда будут рядом с вами. А сейчас закройте глаза. Представьте себе, что я - волшебница.
У меня в руках волшебная палочка и я могу исполнить только одно желание каждого.
Подумайте, чтобы вы сделали «волшебное» для своих близких. До кого дотронусь волшебной палочкой, могут сказать своё желание вслух.
Например: «Я хочу, чтобы в каждом доме было всегда тепло, светло и радостно».
Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого.
- Что нужно делать, чтобы радовать своих родителей?
Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите, когда вырастите. Пусть под крышей вашего дома всегда царят уважение, взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
Семья – людей святой оплот,
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
С ней все по силам, по зубам,
Все по плечу и по судьбе –
Семья, святой поклон тебе!
Звучит песня:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам
Пусть оно приходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.